Правительство для распродажи: перед жителями Латвии маячат отнюдь не радужные перспективы
Недавно в Латвии завершилась политическая мыльная опера под названием «формирование нового правительства». В Кабинет министров в итоге вошли глобалисты из «Нового единства», «зеленые» и «прогрессисты», а консерваторы из «Национального объединения» ушли в оппозицию. Судя по программным заявлениям созданной коалиции, перед латвийцами маячат отнюдь не радужные перспективы, несмотря на всю либеральную повестку нового руководства республики.
«В Латвии самый высокие тарифы на электроэнергию, сделавшие бизнес неконкурентоспособным. Латвия имеет самые высокие кредитные банковские ставки. По развитию туризма страна упала на 30% в сравнении с предыдущими годами и находится на последнем месте в Европе. Мы беднейшая страна в ней, откуда жители продолжают уезжать, поскольку не могут свести концы с концами. Но не эти проблемы вызвали смену правительства», — прокомментировал перестановки в Кабинете министров лидер партии «Латвия на первом месте» Айнар Шлесерс.
Уход с поста экс-премьера Кришьяниса Кариньша объясняется просто: он не смог предложить народу хоть какую-то сладкую пилюлю, чтобы скрасить безрадостное существование последнего. Пять лет назад его команда представила 328 пунктов программы развития страны и не выполнила даже малой их части.
Новая коалиция оказалась скромнее — всего 39 обещаний, которые по смыслу напоминают переливание из пустого в порожнее: «улучшим», «разовьем», «дополним», «обеспечим».
По мотивам ее создания можно снимать сериал. Торги по сколачиванию политического союза под лозунгом «сплочения широких демократических сил» изначально оказались чистым цирком: ведь было ясно, что правые из «Национального объединения» не пойдут на открытый альянс с либералами из «Прогрессивных».
Да, консерваторы неоднократно голосовали за законопроекты, прямо подрывающие и суверенитет страны, и традиционные семейные ценности, о которых они якобы пекутся. Но все же соглашаться на однополые браки и прочую обязаловку либеральной повестки им было не комильфо. Как подметил политолог Юргис Лиепниекс, у «националов» имелся резон уйти в оппозицию еще и потому, что выдвинутые ими министры были откровенно слабы. Так что лучше ничего не делать и не портить себе рейтинг.
Удивительным выглядит и беспомощность «Объединенного списка», не только проигравшего борьбу за президентский пост, но и отказавшегося от места в коалиции вместе с постами спикера Сейма и главы МВД.
Официальная версия роспуска предыдущего правительства состояла в том, что «националы» создали блок со «списочниками» и препятствовали принятию Стамбульской конвенции, мешали узаконить однополые браки и не поддерживали его деятельность в вопросах иммиграции. Неужели эти три пункта стали причиной создания нового Кабмина, а не образование, здравоохранение, пенсии, безопасность или экономика?
Достаточно странно выглядит и кандидатура нового премьера Эвики Силини. Как будто заранее подбирали статистку, которую не жалко раздавить при первой возможности. Хотя последний Кабинет Кариньша был настолько слаб, что вряд ли этот будет хуже.
Впрочем, считать ее статисткой — слишком большая честь. Скорее это марионетка, поставленная для озвучивания идей, рожденных отнюдь не в Латвии, и для окончательного разграбления страны, от которой новоявленная «элита» надеется отхватить свой кусок.
Не достигшую 50 лет Силиню называют слугой двух господ. Первый — «Новое единство» как партия глобалистов, в которой она выдвигалась на важные государственные и международные позиции. Второй — бывший начальник отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Юрис Юраш.
Этот человек представляет новую генерацию должностных лиц в республике, которых на уголовном жаргоне называют «решалами». Когда первое поколение «новых латвийских» растаскивало народное добро в ходе приватизации, он и его сверстники были слишком молоды. Не успев к «раздаче пирога», они стали выступать в жанре вымогательства, рейдерства, крышевания контрабанды с использованием данной им государством власти.
Силиню не без оснований считали «троянским конем» Юраша во втором Кабинете Кариньша, сформированном после выборов 2022 года. В роли премьера она, вероятно, обеспечит старому товарищу еще больше возможностей.
Декларацию нового правительства уже упомянутый Лиепниекс назвал пустой болтовней. Однако три конкретных пункта в нее все же внесено.
1. Довести оборонный бюджет до 3% ВВП к 2027 году. Поскольку в назначенное время в стране уже будет новый Парламент, делать это не обязательно.
2. Закончить строительство забора на восточной границе до конца 2023 года. Достойная экономическая цель, которую реализуют скоро 10 лет как.
3. Отключиться от энергетического кольца БРЭЛЛ к 2025 году. Комментарии излишни.
Тем временем в стране все острее ощущается нехватка бюджетных средств. Например, «проект века» — железная дорога Rail Baltic, в которую Латвии надлежало вложить 2,5 миллиарда евро, внезапно подорожала до 8 миллиардов. Вроде и «заморозить» строительство нельзя, но откуда взять такие деньги?
«Новое единство», отметившееся в свои последние каденции беспрецедентным приростом государственного долга, надеется продолжить эту политику. Но ставки на финансовых рынках выросли, и предоставлять новые кредиты без необходимого обеспечения глобальные воротилы уже не хотят.
Поэтому в планах кабинета Силини замаячила тема… новой приватизации, муссировавшаяся с ноября 2022 года. Ее красиво обозвали «выходом на международные рынки» (IPO) государственных предприятий.
Депутат Сейма, в прошлом премьер-министр и предприниматель Вилис Криштопанс считает акционирование остатков госсобственности прямым и беспрецедентным воровством. Международные «инвесторы» за обесценивающиеся евроденьги купят остатки ценного имущества: леса, энергетические объекты (прежде всего теплоэлектростанции), инфраструктуру. На этом наживутся приближенные к правительству консультанты вроде сомнительной Prudentia, которые не забудут поделиться со своими благодетелями.
А чтобы удержать уровень государственного долга в размере 40% от ВВП, население обложат новыми поборами. Уже стали шоком тарифы распределительных сетей (Sadales Tīkls) на передачу электроэнергии, превысившие стоимость самих доставленных киловаттов. На очереди кратный рост налога на недвижимость.
В общем, чтобы оплатить аппетиты правительства, работать придется всем. Придуманное некогда красивое название «серебряная экономика» теперь заиграло новыми красками. Это та, что держится на седовласых, видимо.
Утверждение Кабинета министров «Единства» стало открытой демонстрацией вседозволенности новой латвийской «номенклатуры» — можно поставить во главе правительства дамочку с сомнительным прошлым, можно написать глупости в программе.
«Узурпация власти тем и приятна, что ты можешь безнаказанно творить дичь, но свои своих просто так не сдадут, только по поводу. А так — прикроют, отмажут, окунут в стиральный порошок, опять посадят на коня и поправят полы белого пальто», — сыронизировала блогер Евгения Шафранек.
Сейчас у «Единства» оба главных поста в стране, и явно под его контролем оказался третий: предложенного «зелеными» Гунара Кутриса не утвердили на посту спикера Сейма. Новоявленная премьер стала публично поучать умудренного опытом правоведа, что ему можно и чего нельзя говорить. И несмотря на то, что тот поддался давлению, его откровенно унизили в Парламенте.
«Зеленые», которым до этого прочили «золотую акцию» и возможность продавливать нужные для них решения, умылись и быстро поменяли юриста на бесцветную Дайгу Миериню, за которую уже дружно проголосовали 55 депутатов коалиции и примкнувшие к ним.
Теперь в Латвии в ходу шутка, что плохая Миериня (от слова miers — мир) лучше, чем хороший Кариньш (karš — война). Хотя как знать: ее депутатские хлопоты уже больше 20 лет связаны с Царникавой и Адажи, где, как известно, располагается главная военная база Латвии.
Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!