Право на историю
К вопросу о положении казачества
В последние годы, в результате частичных изменений во внутренней политике России, касающейся соотечественников ближнего зарубежья, отношение к ним со стороны властей суверенных республик претерпело некоторые корректировки. Начало данному процессу положило неожиданное заявление о намерении, а затем и встреча в октябре 2000 года президента России Путина с представителями организаций соотечественников в Казахстане. Властные структуры Казахстана, видя происходящее, не остались безучастными и во внутриполитическом курсе республики во многих сферах жизни и идеологии произошли некоторые изменения. Проявилось это и в отношении казачества, с которым все годы суверенного существования у властей были сложные или конфликтные отношения. "Малая станица" – одно из народных названий исторической окраины миллионного города. Именно здесь с закладки казачьей станицы началась история одного из форпостов России города Верного, переименованного большевиками в Алма-Ату, ставшего впоследствии столицей Казахстана, а ныне носящего особый статус центра финансово-культурной жизни республики. И именно с Малой станицы, где все годы советского строя местные жители хранили память о своих предках, на почве протеста против объявленного курса на построение моноэтнического государства в начале девяностых годов, и началось возрождение казачества. До тысячи человек за раз, несмотря на кордоны милиции, аресты и провокации, собиралось на построение и молебен ежемесячно у старинной казачьей церкви. Сейчас все это уже история. Так и не получив поддержку от России, через мощный репрессивно-карательный механизм, казачье движение было разгромлено. Позднее властям все же пришлось пойти на уступки, и, признав право казачества на существование (с массой оговорок и препонов), объявить о легализации и регистрации казачьих общественных объединений. В преддверии вышеописанного визита президента РФ, заявив о заинтересованности в полноценном национально-культурном развитии всех народов республики (где, как и в России проживают представители не менее чем 100 национальностей), власти Казахстана объявили о проведении выставки казачьей истории из запасников Государственного музея. Выставка имела огромный успех. Сам факт ее проведения говорил о признании обществом заслуг казачества, как неотъемлемой части истории Семиречья и других регионов республики. В запасниках музея хранится немало раритетов казачьей и русской истории Семиреченского края: пожалованные императорской властью знамена, ленты, предметы быта, регалии, огнестрельное и холодное оружие. Но, кроме всего этого, там находится уникальное собрание фотодокументов, отражающих жизнь и быт казачества, а также известных и выдающихся людей прошлого времени. На все обращения продолжить ознакомление общества с историей Семиречья (в виде продолжения выставок, допуска к архивам и т.д.) власти Казахстана, несмотря на декларируемые благие намерения, уже длительное время под разными предлогами уклоняются от ответа, в то же время не отказывая напрямую. Традиции советского чиновничества и идеологии по замалчиванию неугодных страниц истории все еще сильны в государственном аппарате. При громких речах руководства республики на открытии "Года Казахстана в России" о необходимости культурной и экономической интеграции, исторической общности и вечной дружбе с Россией, казаков не допускают в архив, и не желают разрешить сделать хотя бы электронные копии с части фотоархива (не являющегося закрытым или секретным) для проведения выставок в городах РФ в рамках вышеназванного мероприятия. Или по мнению властей, казачество не должно хоть в какой то мере представлять суверенный Казахстан в России? Как знать…. Но пока по прежнему у церкви в Малой станице собираются казаки, пишут письма и обращения к президенту, министрам и прочим чиновникам, отстаивая свое право на знание истории предков. Признают ли это право казахстанские власти, пойдут ли на встречу казакам, во многом это зависит и от позиции российского руководства.