
Право на признание
Чем непризнанные республики отличаются друг от друга?
Как известно, еще в марте нынешнего года российские парламентарии в ответ на признание Западом независимости Косово заявили о том, что признание двух вышеназванных республик возможно в случае вступления Грузии в НАТО или же развязывании Тбилиси военных действий против Цхинвала или Сухума. 8 августа Грузия начала агрессию против Южной Осетии. В результате погибло более двух тысяч человек. После этого Президентом России Дмитрием Медведевым была впервые озвучена официальная позиция Кремля в отношении судьбы Южной Осетии и Абхазии. Заключается она в том, что Россия поддержит "любое решение, которые примут народы Южной Осетии и Абхазии в соответствии с Уставом ООН, международными конвенциями 1966г. и Хельсинским актом о безопасности и сотрудничестве в Европе". Президент РФ также заверил народы Абхазии и Южной Осетии, что Россия не только поддержит эти решения, но и будет их "гарантировать как на Кавказе, так и в мире в целом".Сегодня парламент России единогласно принял положительное решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. По всей видимости, в самое ближайшее время Президент РФ окончательно завершит процедуру признания двух кавказских республик. Абхазия и Южная Осетия обретут долгожданную, выстраданную кровью независимость.
К сожалению, аналогичный вопрос, связанный с признанием суверенитета Приднестровья, российским парламентом пока не рассматривается, хотя приднестровский народ также подвергался геноциду со стороны Республики Молдова в 1992 году. Сотни убитых, тысячи раненных – таков итог наведения Кишиневом "конституционного порядка" в ПМР. Так почему же сегодня речь о признании независимости Приднестровья не стоит в повестке дня? Только ли потому, что Молдова сегодня не осмеливается вновь напасть на Приднестровье? Но в этом нет заслуги молдавских властей. Только благодаря российским миротворцам в регионе сохраняется мир. Добейся Кишинев изменения формата миротворческой операции - Приднестровье давно бы прекратило свое существование. Сегодняшняя мирная риторика Кишинева – это всего лишь риторика властей. Достаточно ознакомиться с заявлениями молдавских политиков или с материалами, публикуемыми СМИ, чтобы понять - какие планы строят в отношении приднестровского народа в случае воссоединения страны в рамках границ бывшей МССР. Президент РМ Владимир Воронин заявляет, что руководство ПМР является мафиозным, а народ Приднестровья – бандформирования. Чиновники рангом пониже ни в чем не отстают от своего президента.
Если Россия откажет в этом праве Приднестровью, это будет означать лишь одно – Приднестровское государство в скором времени прекратит свое существование, а геноцид приднестровского народа, который за этим последует, затмит преступления, которые совершила Грузия в отношении осетин и абхазов. Совершенно прав председатель Союза общественных объединений "Свободная Россия" Модест Колеров, заявляя сегодня, что "если в контексте решений России о статусе Абхазии и Южной Осетии не будут обозначены общие принципы урегулирования постсоветских территориальных и этнических конфликтов, в которых Россия выступает естественным гарантом стабильности и соблюдения прав народов, включая Приднестровье, то это прямо спровоцирует Молдову и Украину на форсированное давление на Приднестровье, которое резко ограничит влияние России на приднестровское урегулирование. Собственно, в этом и состоит замысел Молдовы и Украины и антироссийский реванш тех, кто их вдохновляет". Кроме того, Модест Колеров полагает, что "грузинский прецедент" для Молдовы и Украины до сих пор состоит не в понимании самоубийственности агрессивного национализма, а в расчетах на то, что их конфликтный национализм будет поддержан США и НАТО в обмен на антироссийскую риторику. Поэтому, если, решая проблемы Абхазии и Южной Осетии, Россия забудет о Приднестровье, она потеряет его".
К тому же отказ Москвы от признания независимости ПМР в какой-то мере негативно скажется на имидже России, так как высветит двойственный ее подход к аналогичным проблемам. Во главу угла должен ставиться отнюдь не факт агрессивности или неагрессивности метрополий в данный исторический момент, а мнение народа, желающего самоопределиться, а также причины этого желания. Совершенно неважно осуществлялся ли геноцид против непризнанного народа в 2008 году или десятилетие назад. Преступления против целого народа сроков давности не имеют. Увы, определенные политические силы в России этого не осознают. Полагая, что можно объединить под крышей одного государства убийц и их жертв, они допускают огромную ошибку. Память человеческая не ограничивается одним поколением. Еще живы матери, жены, дети защитников Приднестровья. Точно так же, как Грузия, объявив об отводе своих войск от Бендер и намерении решать конфликт мирным путем, Молдова на следующий день развязала агрессию против Приднестровья. Методы у грузинских и молдавских ксенофобов одинаковы, как и цели – уничтожить, стереть с лица земли непокорные народы, отказавшиеся на своей же земле быть рабами молдавских и грузинских господ.
В Приднестровье очень надеются, что при обосновании права Южной Осетии и Абхазии на независимость, Россия выработает общий подход к решению территориальных проблем на постсоветском пространстве. Будет ли он базироваться на Уставе ООН, международных конвенциях и Хельсинских соглашениях или же на законе СССР 1990 года, где оговаривалось право автономий и других территориальных образований на самоопределение в случае развала СССР – не столь уж и важно. Главное, чтобы Россия выработала механизм признания, базирующийся на нормах международного права и внутреннего законодательства. Именно этот механизм станет отправной точкой признания не только Южной Осетии и Абхазии, но и Приднестровья, обоснует право народов постсоветского пространства на самоопределение, но самое главное, он наглядно покажет, что нельзя к одним и тем же проблемам подходить по-разному. Народ Приднестровья имеет точно такое же право на независимость, как Южная Осетия и Абхазия. В ходе процедуры признания непризнанных кавказских республик, думается, всем это станет очевидно.