Православная Аляска
Более трети коренного населения полуострова являются православными
К концу своего правления Екатерина Великая решила, что необходимо принять меры для улучшения религиозной ситуации в самой отдаленной колонии России. По ее указанию в 1794 году Валаамский монастырь, расположенный к северу от Петербурга, послал десять монахов и послушников на Аляску для начала там серьезной миссионерской работы. 24 сентября 1794 года передовой отряд Санкт-Петербургской епархии после восьмимесячного плавания на борту русского парусника достиг гавани Святого Павла на острове Кодьяк. Основная деятельность прибывших монахов была сосредоточена именно на острове Кодьяк – первой столице Русской Америки. Багаж братии составляли в основном котлы с ладаном, иконы и стопки евангелия и книги по церковной литургии. 19 пунктов обширной инструкции, требующей к тому же сохранения полной тайны, обязывали монахов к миссионерской деятельности по обращению иноземцев в православие. Такова была воля Екатерины II. Святой Герман, самый известный из Валаамских миссионеров, сыграл огромную роль в обеспечении роли церкви как в местном русском обществе, так и среди местного населения.В последующие годы аляскинская миссия то угасала, то вела активную деятельность, часто сталкиваясь с равнодушием или враждебностью торговцев пушниной, озабоченных исключительно прибылью. Однако в конечном итоге российское государство приняло меры для обеспечения более значительной и постоянной роли церкви на Аляске. Когда в 1821 году царь Александр I возобновил грамоту на монополию Русско-Американской компании, он обязал главного управляющего оказать особую финансовую поддержку православной церкви на Аляске. Вскоре после этого началась более обширная миссионерская работа, символом которой стало прибытие Ивана Вениаминова на Алеутские острова. Этот священник, миссионер из Иркутска, стал епископом русской православной церкви на Аляске, архиепископом Сибири и в конечном итоге митрополитом Москвы и Коломны, что являлось самой высокой церковной должностью в России того времени. Тридцатилетний труд Вениаминова на Аляске лежит в основе все еще живой общины, которая по-прежнему существует в 49-м штате.
Из всех миссионерских предприятий Русской православной церкви, распространявшей веру Третьего Рима среди близких и дальних "соседей" империи, именно освоению Аляски суждено было стать наиболее успешным: до сегодняшнего дня более трети из 85 тысяч коренного населения Аляски – эскимосы, индейцы, алеуты – являются православными. Они празднуют рождество по старому русскому календарю (7 января), одновременно молясь за здоровье американского президента и "всех русских людей дома и на чужбине".
Примерно три десятилетия Русско-Американская компания занимала укрепленное поселение в северной Калифорнии Форт Росс. Этого оказалось достаточно, дабы среди местного индейского населения прочно укоренились многие исконно русские слова: "putilka" (бутылка), "mischuk" (мешок) или "kuschka" (кошка), обогатив, таким образом, язык индейцев. Многие из местных жителей носят славянские фамилии и являются потомками русских колонистов XVIII-XIX столетий, которые брали в жены девушек из местных, увеличивая тем самым число подданных русского царя.
К началу XIX века Америка стала коммерческой силой в Тихом океане. Корабли купцов плавали вдоль северо-западного побережья континента в поисках меха, и северный Тихий океан закономерно превращался в область интересов бизнесменов, исследователей и государственных деятелей.
В то же время силы России в регионе уменьшились или, скорее, стали более сосредоточенными, объединенными. В 1867 г. маловыгодная, далекая, плохо снабжаемая и защищаемая русская Аляска была продана США за 7,2 миллиона долларов. Хотя некоторые российские государственные деятели были против продажи, другие аргументировали этот шаг тем, что Россия слишком разрослась и, несмотря на возможности Аляски, будущее России в Тихом океане принадлежит не Аляске, а плодородной долине Амура.