Православные храмы в Финляндии
Православие имело огромное духовное значение для финнов на протяжении многих веков
Финляндия лежит на стыке двух христианских цивилизаций западной и восточной, отчего христианская вера на ее территории распространялась, начиная, в основном, с XII века как с Запада, так и с Востока. Западные миссионеры навязывали веру часто при помощи крестовых походов, огнем и мечом, требовали покорности Римскому Папе, богослужения свершали на непонятном народу латинском языке, обременяли паству поборами. С Востока – из Валаамского, Соловецкого, Коневского и Свирского монастырей шли православные проповедники, которые проповедовали Евангелие мирным путем, силой слова и бескорыстного Христова подвига.В течение нескольких веков за финские земли – прежде всего на востоке страны – в политическом и религиозном плане постоянно и упорно боролись Швеция и Древняя Русь – сперва Новгородская, затем Московская. По Столбовскому мирному договору 1617 г. вся восточная Финляндия и Карелия почти на два века отошли к Швеции. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Не желавшие – несмотря на ощутимые выгоды – менять веру предков, переселялись на русскую территорию. Немногие православные приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, в это тяжелое время по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским, которые "показывали полную заботливость об этой малой церкви, наблюдая, чтобы тамошние христиане не уклонялись от чистоты восточного исповедания и не терпели никакой нужды от недостатков храмов и учителей". Шведский король Карл XI подтвердил в 1664 г. право православных христиан "веры своей попов и божественное пение вольно держать", но одновременно говорившие по-фински православные приписывались к лютеранским приходам. Из-за этого давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах.
После Ништадтского мира 1721 г., по которому Россия вернула себе Ижорскую и Водскую пятины, шведы взяли обязательство, что на оставшейся за ними территории "греческая вера впредь свободно и без помешания в оных (церквах и школах) также отправлена быть может". Несмотря на это обязательство, совращение православных в лютеранство продолжалось и в русской части Финляндии, отчего Императрице Анне Иоанновне пришлось выпустить запретительный указ. Но он не помог. Лишь Императрица Елизавета Петровна сумела| решительными мерами пресечь лютеранский прозелитизм. Хотя в 1742 г. была образована Санкт-Петербургская епархия, т.н. Старая Финляндия и Карелия до 1764 г. оставались в подчинении Новгородского Владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими.
К началу XIX века в "русской Финляндии" насчитывалось 19 храмов и 27454 прихожан, большую часть которых составляли воинские чины из русских гарнизонов. В 1809 по Фридрихсгамскому договору вся Финляндия вошла в состав Российской Империи, получив автономию и статус Великого Княжества. Однако гуманное стремление Императора Александра I сохранить в присоединенной стране шведские учреждения и традиции не были благодетельными для Православной Церкви. Хотя православное духовенство было уравнено в правах с лютеранским, лютеранство оставалось в Финляндии государственной религией, и православные священники редко получали поддержку от чиновников-лютеран. В 1823 г. для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 – Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому и Финляндскому.
В 1838 г. в 21 православном храме молились 36 тысяч человек, из которых почти 98 % было сосредоточено на востоке Финляндии: в Выборгской и Куопиоской губерниях, тогда как в Нейшлоте, например, жило всего 156, а в Гельсингфорсе – 256 православных христиан. Через четверть века положение мало изменилось: из 1,5 миллиона жителей страны лишь 45227, т. е. всего 3 %, были православными, причем часть из них составляли военнослужащие, которые в ней жили временно. Однако в XIX веке многие храмы в Финляндии возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться, а в церковный обиход стал все сильнее проникать финский язык. В 1892 г. была создана самостоятельная Финляндская епархия, первым архиереем которой стал епископ Выборгский Антоний (Вадковский), викарий Санкт-Петербургского митрополита. Этот известный святитель управлял епархией до 1898 г., когда был назначен на кафедру в Петербурге. За время его правления были построены новые храмы, основаны Линтульский Свято-Троицкий монастырь близ Райволы и Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885); на финском языке стал выходить журнал "Aamun Koitto" ("Утренняя заря"), на русском – "Рождественские" и "Пасхальные" листки.
Вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м относятся первые переводы богослужебных текстов на финский язык. Согласно имеющимся сведениям, уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы. Архиепископ Антоний поощрял этот процесс, и в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык.
С 1905 по 1917 гг. Финляндскую епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже Патриарх Московский и Всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 г. Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в стране, что содействовало упорядочению их внутренней жизни. Когда в 1917 г. Финляндия получила независимость, общение между местной епархией и Церковью-Матерью прекратилось. Административное оформление Православной Церкви Финляндии шло параллельно с национально-государственным становлением. 26 ноября 1918 г. православие было законодательным путем объявлено национальной церковью меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны.
В декабре 1920 г. Святейшему Патриарху Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 г. был дан положительный ответ. Правительство Финляндии, однако, стремилось к большему – к автокефалии, чтобы вопросы церковной жизни решались совершенно независимо от Московской Патриархии. Поэтому уже в ноябре 1922 последовало соответствующее обращение Финляндской Православной Церкви на имя Святейшего Вселенского Патриарха, имевшего право устраивать дела Православных Церквей, высшее каноническое управление которых находилось в расстройстве. Вселенский Патриарх Мелетий IV в июле 1923 принял Финлядскую Православную Церковь в свою юрисдикцию только в качестве епископии с правами широкой автономии. Он также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа Аава.
В 1925 г., после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии, в коей должности он состоял до 1960 г., когда по болезни ушел на покой. При архиепископе Германе произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Для малочисленного православного населения годы его служения были годами многих испытаний. Надлежало постоянно решать сложные вопросы, соблюдая при этом верность православию. Владыка был надежным кормчим в послевоенный период, когда было восстановлено молитвенное общение с Русской Православной Церковью, утраченное вследствие революции и ее последствий.
В 1925 г. Православная Церковь в Финляндии была разделена на две епаархии: Карельскую и Выборгскую, но последняя долго оставалась вдовствующей из-за отсутствия подходящих кандидатов. В ней было 12 приходов, расположенных на Карельском перешейке и в Южной Финляндии. Только в 1935 г. Выборгская кафедра была замещена. Тогда был рукоположен к ней во епископа овдовевший Александр (Карпин).
Накануне "зимней войны" 1939-1940 между СССР и Финляндией в стране проживало 80000 православных, которых окормляли 46 священников. В результате "зимней войны" Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50000 прихожанам, т. е. 60 % православных христиан страны, пришлось покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 г. был основан Союз православной молодежи, в 1958 – Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 г. взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта. В общей сложности власти потратили около миллиарда финских марок на восстановление Финляндской Православной Церкви, во главе которой стоит в наши дни архиепископ Карельский и всей Финляндии Иоанн (Ринне).
Высшим административным органом Финляндской Православной Церкви является Поместный Собор, который созывается раз в три года архиепископом и который состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Поместный Собор обсуждает и решает церковно-административные и духовно-нравственные вопросы. Исполнительным органом является Церковное правление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе. В Автономной Православной Церкви Финляндии три епархии: Карельская, Хельсинская и Оулуская, в которых насчитывается 60000 верующих, объединенных в 25 приходов. Самый крупный приход –Хельсинский, в котором зарегистрировано 17 000 членов. Службы совершаются на финском языке и по новому стилю, включая празднование Пасхи. Все члены клира избираются прихожанами. Для русских финские священники служат регулярно по-церковнославянски только в Троицкой церкви и иногда – в Успенском соборе в Хельсинки. Богословское образование будущие клирики и учителя Закона Божьего раньше получали, главным образом, в Духовной семинарии в Сортавале, в 1940 г. перенесенной в Хельсинки, а в 1961 г. – в Куопио. С 1988 г. это можно делать также в Институте православного и западного богословия при университете в г. Йоэнсуу. Для православных детей в школах проводятся уроки Закона Божьего и православной этики.
Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского, т.е. в 1809-1917 гг., и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы – в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами. По указанной причине для описания были выбраны в основном церкви, возведенные в 1809-1917 гг. местными и петербургскими архитекторами в разных городах Финляндии, как для местных жителей, так и для российских гарнизонов. История храмов написана на основе печатных и архивных источников в Финляндии и в России, хотя не все из них удалось изучить. Эта история свидетельствует о духовном значении православия для финнов на протяжении многих веков.