logo

Хлебные крошки

Статьи

Дмитрий Евстафьев
Евразийская интеграция
Политика
Россия
Дмитрий Евстафьев

«Превратить евразийство в практическую концепцию»

Портал RUSSKIE.ORG начинает публикацию текстов выступлений участников круглого стола «Мир после коронавируса – Евразийская повестка 2030», состоявшегося в рамках Международного проекта в сфере публичной дипломатии «Точки роста», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Первое выступление - политолога, кандидата политических наук, профессора НИУ ВШЭ Евстафьева Дмитрия Геннадиевича.

Давайте посмотрим, что мы увидели за прошедший (со времени первого круглого стола – прим. ред) месяц. Первое – мы увидели, что ключевым фокусом всех изменений, все-таки, является не экономика, которая на сегодняшний день есть не самая важная величина. Вы заметьте, что все спасают экономику, но что-то она плохо спасается. Причем – и на национальном, и на глобальном уровне. Обратите внимание, как меняются цифры прогнозируемого экономического спада. Все то же самое 5 лет назад – и все бы бегали тут по потолку и кричали: «Катастрофа, катастрофа!». А сейчас, вроде бы, и ничего… Но главные изменения – в социальных процессах.

То, что происходит в Соединенных Штатах, никакого отношения к расовому вопросу не имеет. Точнее – имеет, конечно, но – отдаленное отношение. Это, прежде всего, показатель дискуссии тех деструкций, тех социальных институтов, которые у них существовали, и замещение их в целом ряде локаций некими неформальными институтами. Поэтому главное – это борьба за новую социальность.

Второе – идеология имеет значение.

Идеология будет одним из важнейших факторов, который определит способность той или иной политической элиты на национальном уровне выйти из этого кризиса.

За счет экономики из этого кризиса не выйдет ни одна национальная элита. Ни одна, даже китайская элита, не будет способна выйти из нынешнего состояния за счет экономики. Это им американцы очень хорошо объяснили. Это пункт номер два.

И – пункт номер три. Мы все говорили, что у нас потерянное поколение – молодежь. И отчасти это так. У нас же фактически полтора-два поколения молодежи выпали из социальной жизни. Но посмотрите… Ровно то же самое происходит во всех странах, которые относили себя, условно или безусловно, к Западному миру. И, если вы думаете, что вот так же рассуждают умные люди в тех же западных элитах, вы очень сильно ошибаетесь.

Я думаю, что мы в ближайшие лет десять будем иметь, действительно, битву за молодежь.

Теперь перевернем монетку. Евразийство сегодня стоит перед очень тяжелым выбором. Оно может остаться теоретической концепцией, и мы будем периодически тут собираться, обсуждать, вспоминать великих евразийцев прошлого, от Данилевского до Гумилева… Это нормально. Но евразийство, как бюрократическая концепция, собственно, что мы наблюдали последние несколько лет, – умерло.

Дальше на бюрократическом уровне евразийство существовать не может. Нам нужно превратить евразийство в практическую концепцию.

И нам, и вам, прежде всего, молодым, нужно думать, что такое евразийство в практическом плане.

Практическое евразийство – это не круглый стол, особенно виртуальный. Практическое евразийство – это осуществление социально значимых мероприятий в поле. Практическое евразийство, извините, с моей точки зрения (я человек старорежимный), это были комсомольские стройки. Практическое евразийство – это было межкультурное взаимодействие народов большой Евразии в университетах. Да и в армии…

В чем проблема наших взаимоотношений, например, с очень многими государствами? Для молодого поколения… Для меня, например, украинец – это одно, и я его по одному представляю. Вот, например, для моего сына, которому 20 лет, он этого украинца представляет совершенно по-другому. И он не имеет особенного опыта взаимодействия с украинцами. За исключением опыта взаимодействия с украинскими «гастарбайтерами». И то же самое касается нас. И то же самое касается взаимодействия, например, с казахами. Даже с белорусами, хотя здесь ситуация наша легче.

Поэтому евразийство можно спасти только через реализацию значимых экономических проектов, где будет работать и зарабатывать, и расти, и расти профессионально, и расти социально молодежь. Все эти абстрактные бюрократические социальные, кадровые лифты, они плохо получаются даже на национальном уровне. На общеевразийском уровне это получается очень смешно.

Наше евразийство, в самое ближайшее время, если мы хотим сохранить его для нашей молодежи, должно стать экономизированным. Мы должны думать, что такое экономическое евразийство.

И последнее, что я вам хочу сказать. Чем дальше, тем больше становится понятно, что у нас может не быть будущего на ином уровне, через иные механизмы, чем механизм евразийской интеграции. Я всегда был таким, что называется, геополитическим радикалом, с этой точки зрения. Но ситуация по нашим границам превосходит все мои ожидания. Достаточно просто посмотреть, что происходит на среднем Востоке, что происходит у китайцев, какие там процессы. Поэтому выжить просто через эту нашу замечательную многовекторность – не получится.

Кстати, даже если посмотреть, что происходит в Европе. Посмотрите, как перекидываются в Европу американские протесты. А взрывного материала в Европе, даже в Восточной Европе, гораздо больше, чем в США, и он гораздо более опасен в действительности, стратегически.

Поэтому для нас евразийская интеграция во многом является самозащитной.

Но другой вопрос, что она в достаточной степени уже дискредитирована. И на старом контенте, на старом содержании в новом пространстве она просто нежизнеспособна. Кто должен придумать новое содержание евразийства? А вот вы (молодежь – прим. ред.) и должны. Мы в какой-то мере свою функцию выполнили, мы спасли евразийство как концепцию, как идею, как память об истории, как память, в том числе, о Советском Союзе. А вам его двигать дальше, потому что мы, к сожалению, мое особенно поколение, отягощены и поражением 1991-го года, и трагедией 1993-го года в России, и сыты нулевыми. А вы в гораздо большей степени свободны от этих комплексов, вам, собственно говоря, и двигаться дальше. Потому что, объективно, это будет ваше время. Вы сможете осмыслить Евразийство в цифровом пространстве. На что я, например, если сказать честно, не очень способен. А вам это придется делать.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie