logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая геополитическая игра
Политика
Европа

Михаил Гусман

Президент Германии Кристиан Вульф:

Россия нас простила, - это величайший подарок

В понедельник в Москву прибывает с четырехдневным визитом президент Германии Кристиан Вульф. Накануне он дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману.

михаил гусман: Двадцать лет назад состоялось объединение Германии, объединение немецкого народа. Как вы встретили тот день, чем он запомнился?

кристиан вульф: По-моему, это было настоящее чудо, что объединение в тот конкретный момент состоялось мирным путем и обошлось без кровопролития. Но это чудо сотворили люди, причем не только жители бывшей ГДР, но и в большой степени граждане других стран, которые нам очень помогли. Выдающуюся роль сыграли Михаил Горбачев и все россияне, которые переживали вместе с нами. И это, безусловно, очень веский повод для немцев, чтобы испытывать благодарность к вашей стране.

гусман: Мы встречаемся накануне вашего государственного визита в Россию. Чего вы ожидаете от переговоров с российским президентом?

вульф: Россиян и немцев объединяет некое душевное родство - в литературе, в музыке. Есть что-то такое, что притягивает наши народы друг к другу. Мы с президентом Медведевым заинтересованы в углублении отношений - российско-немецких, а также отношений между Россией и Евросоюзом.

гусман: А как вы оцениваете современное состояние российско-германских отношений?

вульф: Наши страны связывает тесное стратегическое партнерство, в основе которого лежит большое взаимное доверие. Важной точкой соприкосновения является стратегия президента Медведева на модернизацию России. Это касается таких областей, как инфраструктура, развитие правового государства, демократическое управление, развитие гражданского общества. Мы обязательно обсудим вопросы сотрудничества наших добровольных пожарных сил. Это очень важно в контексте природной катастрофы - лесных пожаров, обрушившихся минувшим летом на Россию. Наши отношения предоставляют нам великое множество возможностей в самых разных областях.

гусман: Вы - самый молодой президент в истории Германии. Положа руку на сердце, вы считаете это преимуществом или недостатком?

вульф: Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Конечно, большим преимуществом является то, что я разбираюсь в проблемах молодых семей, потому что у меня самого маленькие дети. Мне близки проблемы образования - проблемы с детскими садами, школами, университетами. Это большое преимущество - иметь возможность дискутировать на подобные темы, опираясь на собственный опыт отца семейства. Но иногда возраст может быть и недостатком, потому что я не обладаю таким богатым жизненным опытом, который есть у людей 70-летних.

гусман: Вас считают новатором, человеком творческим. Какие шаги вы считаете для себя первоочередными на посту президента?

вульф: Главной своей задачей я вижу укрепление единства в обществе в период больших перемен - единства между богатыми и бедными, между молодыми и пожилыми, а также между людьми, которые давно живут в Германии, и теми, кто приехал сюда недавно. Укрепить единство - вот цель, которую я поставил себе, как президенту. А также поддержать людей на пути к переменам, к обновлению, к техническим инновациям. Единство и обновление - вот, пожалуй, два основных аспекта моей деятельности на посту президента.

гусман: Какова, на ваш взгляд, роль президента в современной Германии?

вульф: Президент представляет свою страну за границей и представляет государство как единое целое, когда речь идет о внутренней политике. Президент является хранителем Конституции, рупором сограждан. Президент не вмешивается в работу политических партий, не участвует в каждодневной политике и может, таким образом, давать толчки к развитию страны.

гусман: Немецкая пресса характеризует вас как человека принципиального - именно так вы проявили себя в должности премьер-министра федеральной земли Нижняя Саксония. И в то же время существует мнение, что вы - такой "гладкий", умеете сглаживать шероховатости в политической жизни. Исходя из тех функций, которые лежат на президенте страны, какими, на ваш взгляд, личными качествами должен обладать президент Германии?

вульф: Прежде всего нужно уметь общаться с людьми - идти людям навстречу, прислушиваться к ним. Нужно уметь поставить себя на место другого человека. Тогда можно объединять людей, наводить между ними мосты, преодолевать препятствия, сглаживать шероховатости. Президент никогда не должен быть до конца уверенным в том, что он абсолютно прав, а остальные не правы или в том, что кто-то совершенно прав, а кто-то другой однозначно не прав. Я думаю, это важное качество.

гусман: Вы оказались на посту президента по предложению федерального канцлера Германии Ангелы Меркель. И она как-то высказалась, что рассчитывает на то, что вы будете президентом всех немцев. В то же время она - ваш партийный лидер, а вы - высшее должностное лицо Германии. То есть она как бы ваш партийный начальник, а вы - как бы ее государственный начальник. Как строятся ваши отношения с федеральным канцлером?

вульф: Президент и федеральное правительство, исполнительная власть - два конституционных органа, существующих параллельно. И есть еще парламент, который располагается как бы посередине. Что касается моей партийной принадлежности, то она, так сказать, "отдыхает" - на время президентства я беспартийный и веду в первую очередь переговоры с представителями других партий - либералами, "зелеными", левыми, социал-демократами. Это очень полезный опыт - до сих пор у меня не было таких возможностей. Дискуссии с Ангелой Меркель - это всегда некий интеллектуальный вызов: она очень умна, у нее очень хорошая реакция. Она занималась естественными науками, а тот, кто понял теорию относительности Эйнштейна, и во всех остальных вопросах разберется очень быстро. С другой стороны, наши разговоры всегда приятны и дружелюбны, потому что мы знакомы уже около 20 лет и давно вместе работаем. На протяжении многих лет я был ее заместителем.

гусман: Вы стали президентом страны в третьем туре выборов. И премьер-министром Нижней Саксонии стали с третьей попытки. Выходит, "три" для вас - счастливое число? Я знаю, что вы - убежденный католик, но в то же время в жизни бывают вот такие совпадения. Верите ли вы в приметы?

вульф: Ну, во-первых, из этого, пожалуй, можно сделать вывод, что мне в жизни ничто не давалось очень уж легко. В Нижней Саксонии моим соперником был Герхард Шредер, а он был самым сильным соперником, которого только можно себе представить. На выборах федерального президента у меня также был просто блестящий соперник, и в итоге потребовался третий тур выборов. Нужно отдавать себе отчет в том, что это марафон, что придется долго бежать и надо иметь запас дыхания; что по пути можно споткнуться и упасть, но надо подниматься и бежать дальше. Нельзя сдаваться раньше времени. Вот это, пожалуй, и есть главный урок, который я вынес из трех попыток, которые потребовались мне для достижения цели. Ну а кроме того, важны честность по отношению к самому себе и чистота отношений с собственным окружением. И с этим мне очень повезло.

гусман: Вы сказали о тех выводах, которые надо сделать из политической борьбы. Но я знаю, что у вас были очень непростые детство и юность. Вам рано пришлось взять на себя ответственность и за свою жизнь, и за жизнь младшей сестры. Это были серьезные уроки жизни. Насколько они помогли вам в дальнейшем?

вульф: Человек растет в соответствии со своими задачами. Человек стоит перед высокой стеной, и ему кажется, что ее нельзя преодолеть. Но в итоге оказывается, что преодолеть ее все-таки возможно. И второй урок, который я извлек: люди просто помогают друг другу - соседи, прохожие, идущие мимо. И если тебе кто-то когда-то помог, то ты и сам скорее будешь готов помочь кому-то. На этом основывается вся жизнь - люди солидарны друг с другом и помогают друг другу. И именно в этом убеждении я черпаю силы для работы, когда мне бывает тяжело.

гусман: Когда вас избрали президентом, едва ли не больше, чем о вас, писали о вашей супруге, г-же Беттине Вульф, первой леди Германии. Вот только заголовки германских газет: "Женщина с изюминкой", "Фрау идеал", "Олицетворение немецкой женщины", "Воплощение красоты"... А самое сильное определение, которое я прочитал в немецких газетах, - cool woman, "крутая женщина". Я знаю, что у вас замечательная семья. Что для вас значат семейные ценности?

вульф: Пока вы задавали этот вопрос, я вот о чем задумался: многое из того, что пишут СМИ, совершенно не соответствует действительности. Но то, что написано о моей жене, - абсолютная правда. Она прекрасно справляется со стрессом, выпадающим на ее долю, она исключительно умна и изобретательна, она - настоящий товарищ, на которого действительно можно положиться. Кроме того, она красавица - тут газетчики совершенно правы. Я думаю, в совместной жизни самое главное - это общаться друг с другом, уметь обсуждать друг с другом абсолютно любые темы и доверять друг другу.

гусман: Если представить, что по мановению какого-то волшебника у вас в рабочем графике образовалось два абсолютно свободных дня, как бы вы их провели?

вульф: Точно могу сказать, что проведу это время в кругу семьи.

гусман: В прессе цитировали фразу, которую сочли вашим девизом: будущее принадлежит кротким и умеренным. Видимо, вы в какой-то степени эту фразу относите и к себе. Почему будущее принадлежит кротким и умеренным, а не амбициозным и целеустремленным?

вульф: Это выражение из Библии, которое соответствует моему христианскому мировосприятию. Я считаю, что будущее зависит от того, будем ли мы держаться вместе, повернемся ли друг к другу. И комбинация из скромности, сдержанности и решимости обладает на самом деле очень большой силой. Людей сдержанных, предпочитающих деловой стиль, почему-то часто недооценивают. Считается, что людям, не стремящимся к власти, недостает решительности. Но у меня-то с решительностью никогда проблем не было. Я всегда говорил: дело превыше всего, но к цели нужно идти аккуратно, не расталкивая других локтями.

гусман: Вам сейчас 51 год. Вы достигли высшей власти, высшей позиции в государственной иерархии Германии, и в то же время перед вами еще большой жизненный путь. Есть ли что-то, что вам хотелось бы изменить в своей жизни, в себе самом?

вульф: Ну, во-первых, я надеюсь, что нахожусь на середине пути, потому что моей бабушке только что исполнилось 102 года. Так что это действительно моя большая надежда. Но я бы не так уж и много изменил в своей жизни... Каждый раз в конце года я спрашивал себя: должен ли был ты что-то сделать по-другому?.. Что бы я действительно изменил, так это подольше пожил бы за границей. Отчасти мне это не удалось из-за болезни моей матери. Пожить в какой-нибудь другой стране, выучить другой язык - это было бы хорошей возможностью обогатиться в культурном плане.

гусман: Какова, на ваш взгляд, эта штука под названием "власть"? Какова она на вкус?

вульф: Для меня формула власти заключается в следующем: ответственность за всё, эмпатия - открытость по отношению к людям и целеустремленность, умение держаться своего курса. Вкус власти для меня - понятие несколько отчужденное, потому что сам я никогда не стремился быть важным, известным, привлекать к себе внимание. Для меня это никогда не было самоцелью. Мне всегда было важно иметь возможность что-то сделать, чтобы когда-нибудь потом сказать: вот музей, который создан с моей помощью, или вот школа для детей-инвалидов, концепцию развития которой разработал я. Очень важно для политика, чтобы, проезжая по своей стране, он мог сказать: вот этот шуруп я помогал закручивать, вот этот музей я помогал открыть. Тоже одно из проявлений власти, но в этом случае речь идет о возможности сделать что-то полезное, а не о том, чтобы кичиться властью как таковой.

гусман: И последний вопрос: что бы вы хотели пожелать россиянам, которые прочтут это ваше интервью?

вульф: Очень важно, чтобы россияне знали, как их ценят в Германии. Лично для меня важнее всего, что русские люди когда-то протянули нам, немцам, руку примирения, несмотря на то, что практически каждая русская (советская) семья понесла потери в войне, которую разожгла Германия. То, что Россия нас за это простила, что она с нами помирилась, - это величайший подарок, на который Германия даже не смела рассчитывать. И это чувство переполняет меня, хотя я - президент, родившийся уже после войны. И я обещаю: мы никогда не забудем это, не забудем, какая ответственность лежит на нас и как мы должны быть благодарны России.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie