logo

Хлебные крошки

Статьи

Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Дамир Галямов

При каких условиях следует вкладывать в Киргизию

Бишкек клянчит деньги у Москвы, ничего не давая взамен

Новым президентом Киргизии избран нынешний премьер-министр Алмазбек Атамбаев. К обязанностям главы государства он приступит с 1 января следующего года. А. Атамбаев слывет политиком пророссийским, в отличие от его основных соперников по предвыборной гонке, ярых националистов.

Насколько благоприятно такая репутация может сказаться на положении русских Киргизии? Экспертные мнения на этот счет высказываются разные, подчас диаметрально противоположные.

По мнению бишкекского журналиста Алексея Василивецкого, «головокружения от успехов» у А. Атамбаева не проявится, он – политик реально мыслящий. Другое дело, что рычагов для реализации собственного курса у него пока немного: «Что он имеет в сухом остатке? Совершенно неуправляемый парламент, урезанные полномочия и правительство, в котором он значительную часть министров контролировать никак не сможет». Перераспределение властных полномочий и настоящее выяснение отношений на тему «кто в доме хозяин» – еще впереди.

«Для русскоязычного населения приход к власти политика, ориентированного на Россию, никак не скажется, – считает профессор политологии Киргизско-российского славянского университета в Бишкеке Александр Князев. – Я бы отнесся ко всем его обещаниям и заявлениям осторожно, уже есть опыт с Бакиевым, который, например, пообещал вывести американскую военную базу в обмен на двухмиллиардный кредит, но обещаний не сдержал».

Что ж, разумная осторожность и сдержанность оценок в политике никогда не вредили.

 

Двуличие и трехъязычие


Нынешний киргизский президент переходного периода Роза Отунбаева в начале октября, выступая перед работниками образования, заявила: «В Кыргызстане растет спрос на обучение на русском языке. При этом не хватает учителей, преподающих на русском языке. Вообще, языковая политика в школах – одна из основных проблем, поэтому очень важно выработать ее правильно. Конечно, язык бизнеса и экономики – зачастую русский. Им необходимо владеть».

Спрос на школьное обучение на русском языке чрезвычайно высок. Это связано как с тем, что он более востребован на рынке труда, так и в связи с низким уровнем преподавания в киргизских школах. Еще больший спрос на высшее образование. Сейчас в Киргизии всего один ВУЗ, где преподавание ведется полностью на русском языке – Киргизско-российский славянский университет, который фактически является российским, так как основное финансирование идет из российского бюджета, а ректора назначает Министерство образования и науки Российской Федерации.

До июня прошлого года существовал частный Университет Дружбы народов, располагавшийся не в столице, а на юге страны, где также преподавание велось только на русском языке. Однако во время межэтнического конфликта он был полностью разрушен националистами. Впоследствии власти не разрешили восстанавливать здание и продолжить обучение под предлогом того, что якобы университет был базой для террористов.

Несмотря на заявление президента, что спрос на обучение на русском языке растет, властями, однако, ничего не предпринимается для удовлетворения этого спроса. За годы независимости в Киргизии не было открыто ни одной русской школы, а в тех, что еще существуют, постепенно сокращалось и продолжает сокращаться количество часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы.  При этом туда стремятся отдать своих детей не только простые граждане, но и элита: чиновники, политики, депутаты.

«Нельзя забывать и о том, что государственным языком в стране является кыргызский. И нам нужно создать все условия для его изучения, при этом стремиться к трехъязычию, как это принято во многих странах», – заявила президент Р. Отунбаева. В угоду этому постулату решено постепенно перевести все среднее образование на киргизский язык. В южной столице – Оше мэр уже заявил, что сначала буду закрыты все узбекские школы, а затем и русские.

В отличие от ошского «реформатора», который не подчиняется центральным властям и фактически правит городом по своему усмотрению, чиновники в столице не так решительны. Но все же финансирование русских школ идет по остаточному принципу. Нехватка учебников и учителей стала хронической. На словах власти готовы развивать русский язык, улучшать его преподавание, а на самом деле идет открытый саботаж в угоду националистическим настроениям определенной части населения. Это было особенно ясно перед выборами президента, состоявшимися 30 октября.

Одновременно власти не перестают клянчить у российского правительства кредиты, займы и, прежде всего, безвозмездную помощь взамен на политическую лояльность. Ярким примером стала российско-киргизская акция по созданию материально-технической базы государственной службы регистрации. Акция является совместной только на словах, в реальности же, как заявил посол России в Киргизии Валентин Власов, 12 миллионов долларов из российского бюджета будет потрачено только на обеспечение всех городских, областных и сельских офисов службы оргтехникой.

Такая инициатива вызывает у русскоязычного населения недоумение. «На эти деньги, наверное, можно было бы купить учебники во все русские школы, еще и осталось бы на тетради», – сказал мне Алексей Ч., бывший свидетелем открытия регионального офиса государственной службы регистрации в городе Джалал-Абаде, где как раз присутствовал посол России и другие чиновники.

Есть ли серьезные основания надеяться, что новый президент сможет сильно поменять «языковой» курс, взятый его предшественницей? К сожалению, ждать быстрых перемен не стоит, уж слишком А. Атамбаев будет зависим от парламента и оппозиции, где доминируют националисты. Может быть, не будет громких заявлений, но ущемление русского языка, боюсь, продолжится по-тихому.

 

Деньги на ветер?


Более реальную помощь оказывают соотечественникам  российские неправительственные структуры. В октябре общественная организация «Уральский дом» из Екатеринбурга отправила в Ош две фуры с гуманитарной помощью общим весом 42 тонны, которая была распределена не через местные государственные структуры, а через православную общину. Стоит отметить, что местные власти стараются всячески препятствовать адресной помощи из-за рубежа, требуя делать это только через государственные структуры.

Так, в прошлом году сразу же после того, как затих межнациональный конфликт, в страну стала направляться международная гуманитарная помощь. В частности, одна из структур Евросоюза взялась помочь в восстановлении сожженных домов, приобретая их владельцам стройматериалы, оплачивая демонтаж оставшихся после пожаров конструкций. Однако власти Оша в ультимативной форме потребовали, чтобы средства в размере почти 200 миллионов долларов были внесены в бюджет города, оттуда они, мол, и будут распределяться между нуждающимися. Европейцы отказались от «услуг» ошского мэра и предпочли свою миссию продолжить в другом городе, Джалал-Абаде, где также было разрушено множество домов, при этом сами составили списки пострадавших.

Возвращаясь к сотрудничеству России и Киргизии, приходится признать, что пока оно носит односторонний характер, то есть, говоря по-простому, Бишкек все время клянчит деньги у Москвы, ничего не давая взамен. В значительной мере в этом виновата сама Москва. Перед киргизскими властями не ставятся никакие условия взамен на «благотворительность», хотя такие условия могли бы напрямую касаться улучшения положения российских соотечественников и ситуации с преподаванием русского языка.

Валентина Гриценко, руководитель неправительственной организации «Справедливость», считает, что здесь России следовало бы иногда пользоваться американским опытом оказания грантовой и технической помощи. «Демократическая комиссия при посольстве США, например, раздавая оргтехнику в виде грантов, ставит условие, что оборудование должно использоваться именно данной организацией в свете заявленного направления деятельности на определенный период, – рассказывает В. Гриценко. – В случае нарушения условий, допустим, продажи оргтехники или использования ее не по прямому назначению, например передачи в аренду, организация-грантополучатель полностью возмещает стоимость оборудования».

Такая линия поведения была бы не лишней и для российской стороны. Ведь часто бывает, что компьютер или иная техника, выделенная на общественные нужды, вдруг оказывается дома у руководителя организации или же на ней выполняются коммерческие работы. Так, например, в порядке помощи пограничным войскам Киргизии на заставы было передано несколько автомобилей «Нива». Через полгода один из сотрудников посольства случайно увидел, как на одной из машин по столице разъезжал абсолютно гражданский человек. Выяснилось, что он является одним из родственников высокого чина в погранвойсках. Скандал удалось замять нескоро.

Соответственно, оказание Россией помощи Киргизии в виде кредитов, грантов, техники целесообразно увязывать с определенными условиями, и не только чисто политическими, и за выполнением последних нужно следить внимательно, держать на контроле и соответствующе реагировать. Но пока этого не происходит. Поздно будет удивляться, если те же компьютеры и телевизоры, которые были куплены на российские деньги для киргизской государственной службы регистрации, вдруг окажутся в личном пользовании детей чиновников, которые в этой самой  службе и работают.

 

Алмазбеку Атамбаеву следует помочь


…Сразу же после объявления итогов голосования на президентских выборах стало известно, что Киргизия получит долгожданный кредит от ЕврАзЭС в размере более 100 миллионов долларов. Последний российский кредит, выданный до этого Бакиеву в 2009 году, в размере 300 миллионов был успешно разворован сыном тогдашнего президента. С той поры нравы в политических верхах изменились не сильно.

Насколько новый президент сумеет усмирить аппетиты киргизской элиты, охочей до российских кредитов? Время покажет. Но ведь и у Москвы есть свои рычаги влияния в этом вопросе, были бы желание и политическая воля. Избранному на высокий пост А. Атамбаеву надо помочь перевести киргизско-российские отношения в цивилизованное русло взаимовыгодного сотрудничества.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie