logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика

Андрей Смирнов

При всем богатстве выбора…

Накануне президентских выборов в Абхазии

Нынешней осенью значительная часть т.н. постсоветского пространства охвачена нешуточными предвыборными страстями. "Судьбоносные" президентские выборы ждут Украину, весьма "горячими" ожидаются и парламентские выборы в Белоруссии. На фоне этих интенсивно обсуждаемых в прессе и политологических кругах выборов почти забытыми оказались очередные выборы президента Абхазии, назначенные на 3 октября сего года.

Между тем, эти выборы могут сыграть определяющую роль не только в самой Абхазии, которую нынешние власти в Тбилиси именуют "мятежной территорией", но и для всей ситуации на Северном Кавказе. Ход предвыборной кампании свидетельствует о том, что борьба за власть будет острой. И не столько потому, что избирателям предстоит выбрать своего нового лидера, сколько потому, что результаты голосования определят дальнейшую судьбу Абхазии. Ведь, по сути, жителям республики предстоит голосовать за то, останется ли она независимой или вновь войдет в состав Грузии.

Как в самой республике, так и за ее пределами не остались не замеченными вынашиваемые в Тбилиси планы восстановления своего контроля над "мятежными" автономиями, в т.ч. и Абхазией. При этом мало у кого возникает сомнения, что грузинское руководство намеревается применить для этого те же методы и приемы, которые оно уже апробировало в Аджарии. В Абхазии (как и в Аджарии) тбилисские стратеги намерены использовать выборы и в качестве повода для отстранения от власти неподконтрольных им политических лидеров и навязывания "своих" кандидатов.

В СМИ Грузии уже активно публикуются различного рода прогнозы о возможности распространения опыта "бархатной революции" в Аджарии и на Абхазию. Здесь (как и в Аджарии) усилиями грузинских спецслужб сформирована "пятая колонна" политиков, в силу разных побуждений и мотивов фактически "играющих" на стороне Грузии. Протбилисские силы взяли на вооружение лозунги борьбы с "клановым, коррумпированным, феодальным" режимом, который якобы попирает демократические ценности и свободы, преследует инакомыслящих, грабит население, фальсифицирует итоги выборов и т.п.

Как показывает печальный аджарский опыт (и большинство жителей Абхазии это прекрасно видят), в случае победы прогрузинских сил на президентских выборах республику ждет та же участь, что и Аджарию. Изгнание прежней политической элиты, потеря независимости, местной и национальной самобытности, утрата надежд на экономическое возрождение, произвол присланных из Тбилиси молодых "эмиссаров" и грузинского "спецназа", фактическая ликвидация автономного статуса и превращение в рядовую провинцию Большой Грузии.

На этом фоне в настоящее время определились два ведущих кандидата на президентский пост, между которыми и развернется основная борьба – премьер-министр республики Рауль Хаджимба и директор компании "Черноморэнерго" Сергей Багапш. Другие претенденты реальных шансов на победу не имеют.

Характеризуя обоих кандидатов, начать, пожалуй, стоит с представителя "оппозиции". Сергей Багапш, бывший комсомольский работник и премьер-министр Абхазии, выдвинут кандидатом на пост президента на совместном съезде партии "Единая Абхазия" и общественно политического движения "Амцахара". С 1999 г. он возглавляет государственную компанию "Черноморэнерго". В народе его метко прозвали "абхазский Чубайс". Внятной экономической и политической программы Багапш не имеет, за исключением утопического в нынешних условиях предложения о превращении Абхазии в оффшорную зону.

В паре с ним в качестве претендента на пост вице-президента выступает член политсовета "Единой Абхазии" Станислав Лакоба. Это известный и популярный в республике общественный деятель, придерживающийся твердых патриотических убеждений. По оценке абхазских политологов, он был выдвинут на указанный пост для маскировки истинных целей С.Багапша и привлечения дополнительных голосов патриотически настроенных избирателей. Примечательно, что С.Лакоба, ранее дистанцировавшийся от любых политических альянсов и группировок, принял решение выступить в "команде" С.Багапша после шестимесячного пребывания в Японии, которое, по упорным слухам, финансировалось "Фондом Сороса".

В конце августа с.г. в результате длительных переговоров к союзу Багапш-Лакоба примкнул и уже длительное время проживающий в Москве бывший министр внутренних дел Абхазии Александр Анкваб, которому обещана должность премьер-министра. Ранее А.Анкваб планировал самостоятельно выдвигаться кандидатом в президенты, однако был вынужден отказаться от этой идеи в силу действия в республиканском законодательстве положения о цензе оседлости. А.Анкваб является "старым" оппонентом В.Ардзинбы. Известно, что причиной его конфликта с первым президентом Абхазии стал тот факт, что в 1993 году, несмотря на указание В.Ардзинбы, А.Анкваб не обеспечил безопасность 30 грузинских заложников, расстрелянных местными "дикими" боевиками, и был освобожден от должности министра внутренних дел.

Сам А.Анкваб – единственный из абхазских политиков, кто еще в советское время, смог добиться высокого положения в Грузии, где он пользовался покровительством самого Эдуарда Шеварднадзе. Он поддерживает самые тесные отношения с рядом известных грузинских деятелей, в том числе и бывшим шефом грузинской разведки Автандилом Иоселиани, являвшимся одним из организаторов известного похода банды Гелаева на Абхазию. Кстати, "гвоздем" готовившейся предвыборной программы А.Анкваба было обещание навести в Абхазии "порядок".

В отличие от Р.Хаджимбы, с которым общественность Абхазии связывает преемственность курса на независимость республики, союз Багапш-Лакоба-Анкваб считается здесь "прогрузинским". В этой связи примечательным совпадением в биографии столь разных, на первый взгляд, деятелей как С.Багапш и С.Лакоба, является тот факт, что супруги обоих политиков – грузинки по национальности. Это с большой настороженностью воспринимается населением Абхазии, опасающимся, что грузинские корни "первых леди" республики могут оказаться сильнее национальных интересов абхазского народа.

В Тбилиси даже не пытаются скрывать своих симпатий по отношению к А.Анквабу и С.Багапшу, заявляя, что их приход к власти "откроет новую эру в грузино-абхазских отношениях". Будучи крайне заинтересованным в победе на предстоящих выборах "лояльных" Грузии политических деятелей, грузинский истеблишмент всячески способствовал созданию блока Багапш-Лакоба-Анкваб. В руководстве Грузии исходили из того, что С.Багапш самостоятельно не смог бы составить реальную конкуренцию Р.Хаджимбе. Кроме того, грузинская сторона считает А.Анкваба более сильной фигурой, чем С.Багапш, и полагает, что именно он будет играть ведущую роль в "триумвирате", а в перспективе и сменит С.Багапша на посту президента. В настоящее время Тбилиси оказывает указанному союзу содействие, в том числе, как говорят, и финансовое, в организации и ведении избирательной кампании.

Рауль Хаджимба представляет на выборах т.н. проправительственный блок и пользуется официальной поддержкой президента Абхазии Владислава Ардзинбы, сделавшего соответствующее заявление. В нем Р.Хаджимба называется "достойным кандидатом", "в наибольшей степени отвечающим интересам нашего многонационального народа". На сегодняшний день Р.Хаджимба является, пожалуй, самой влиятельной фигурой в абхазском правительстве и представляет непризнанную республику в диалоге с грузинскими властями и мировым сообществом. За истекший год он сумел значительно укрепить свой рейтинг и сформировать образ не только честного профессионала, но и предсказуемого, толерантного политика.

Он последовательно проводит линию на укрепление независимости Абхазии и упрочение связей с Россией, сумел наладить эффективное взаимодействие с российскими государственными и общественными структурами, придать импульс двустороннему сотрудничеству, что позволило активизировать процесс возрождения экономики, разрушенной в результате агрессии Грузии.

Деятельность и взгляды Рауля Хаджимбы вызывают крайне негативную реакцию не только в Тбилиси, но и у его местных политических противников, активно пытающихся скомпрометировать его в глазах населения и зарубежного общественного мнения. Хаджимбу стараются представить как "выдвиженца коррумпированного клана Ардзинбы", обвиняют его в "нерешительности", "несамостоятельности" и "отсутствии реальных рычагов власти", вызванных якобы отсутствием "мощного фундамента" общественного доверия. Не забывают ему припомнить и прошлую работу в КГБ СССР.

Весьма любопытно, что все обвинения в адрес Рауля Хаджимбы со стороны его политических оппонентов до боли напоминают аналогичную критику российскими и западными ревнителями "либеральных ценностей" в адрес Владимира Путина, когда он выдвигался на свой первый президентский срок. Те же обвинения в принадлежности к "семье", те же упреки в "слабости" и отсутствии широкой общественной поддержки, те же пересуды о "кэгэбэшном прошлом" и т.п.

Однако избиратели предпочли судить о Путине не по скандальным материалам и "сенсационным разоблачениям" в либеральной прессе, а по его реальным делам на тех должностях, которые он занимал до своего выдвижения кандидатом на пост президента. А дела, как известно, всегда говорят сами за себя. Есть все основания полагать, что абхазские избиратели поступят так же, как и российские, и будут судить о кандидатах в свои президенты в большей степени по их делам, а не красивым словам и обещаниям.

В то же время можно почти не сомневаться, что руководство Грузии будет в оставшееся до выборов время делать все возможное, чтобы не допустить избрания Рауля Хаджимбы, являющегося убежденным и бескомпромиссным сторонником независимости Абхазии и ее сближения с Россией. Помимо активной политико-пропагандистской и финансовой поддержки "лояльных" Тбилиси абхазских политиков, нельзя исключать и того, что в случае, если чаша избирательных весов будет явно склоняться в сторону Р.Хаджимбы, грузинская сторона пойдет на провокации с целью срыва или переноса срока выборов.

Существует и вполне реальная угроза дестабилизации обстановки в Абхазии уже после выборов, на что также вполне очевидно делает расчет грузинское руководство в случае их неблагоприятного для него исхода. Уже сейчас в адрес абхазских властей постоянно звучат обвинения в «подготовке к фальсификации выборов». В такой ситуации в случае поражения С.Багапша в республике вполне могут быть спровоцированы массовые беспорядки с целью создания условий для ввода туда грузинских войск, либо «миротворцев» из НАТО. Чтобы не допустить чего-либо подобного, было бы целесообразно всем кандидатам в президенты Абхазии сесть за стол переговоров, договориться о правилах честного ведения предвыборной борьбы и публично дать обязательства не нагнетать напряженности и не призывать к противоправным действиям.

В любом случае, решающее слово скажут абхазские избиратели. Судя по доминирующим в абхазском обществе настроениям, большинство населения пока высказывается за сохранение независимости своей республики, укрепление ее связей с соседней Россией и надеется на улучшение своей жизни. В таком случае, как говориться, при всем богатстве выбора он будет сделан в пользу того кандидата, который реально способен воплотить чаяния людей в жизнь.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie