logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Общество
Прибалтика

Приключения россиян в Риге

Как москвичи искали счастья в "цивилизованной Прибалтике"

"Здравствуйте, уважаемая редакция. Мы с супругой — россияне, которые написали статью о том, как стали жертвами обстоятельств при покупке недвижимости в Латвии. Нам кажется, что подобный материал сегодня очень актуален, т.к. затрагивает и вскрывает на примере данной нашей истории многие проблемы сегодняшней Латвии. Он будет интересен не только тем, кому небезразличны сделки и мошенничества на рынке недвижимости, но и простому обывателю, которому интересен взгляд на Латвию со стороны — со стороны россиян, описывающих свои наблюдения и впечатления о вашей стране…

С уважением, педагог, писатель, публицист Инна Завалишина режиссер, продюсер Алексей Маслаков".

Вот такое письмо "ВЕСТИ" получили совсем недавно по электронной почте и решили предоставить слово нашим авторам, внеся в материал необходимые сокращения.

Первые потрясения

Мы — обычная молодая семья из Москвы. В прошлом году у нас появились свободные деньги, которые мы решили вложить в недвижимость. Пересмотрели много разных вариантов и остановились на Риге. Из–за кризиса здесь был самый богатый выбор на рынке недвижимости, но самое главное заключалось в том, что один из нас продолжительное время проживал в Латвии, и мы оба были влюблены в эту прекрасную страну.

Мы оба не были в Риге около десяти лет. Но перемены, которые окружили нас с первых минут встречи с городом, остудили наше радостное возбуждение.

Гостеприимная Рига встретила солнышком и каким–то праздником в Верманском парке с массой веселого народа с детьми, заполонившего все лужайки. Но первое, что бросилось в глаза и поразило, — размалеванные дома. Не где–то в районе рынка и Маскачки, нет, этот Бронкс был повсюду в самом центре города, за редким исключением в лице административных зданий и дорогой пафосной недвижимости с ресторанами и бутиками. За "Детским миром" вообще начинались какие–то трущобы…
И все это было органично дополнено массой шатающихся грязных и оборванных людей, отражающихся в витринах десятков специализированных алкогольных магазинов. На месте некогда известных одному из нас магазинчиков и парикмахерских салонов теперь всюду были открыты двери нескончаемых секонд–хендов и ломбардов. Но больше всего поражало количество просто заколоченных дверей и подъездов или даже целых домов, без стекол в окнах, старинных и с прекрасной фасадной архитектурой, с удивительнейшей красоты лепниной, рассыпающейся и обваливающейся.

Не меньше мы были удивлены ассортиментом супермаркетов, когда решили накупить себе на ужин любимых глазированных сырков, выпечки, черного рижского хлеба и сыра. В целом огромном маркете мы не нашли в тот день ни одного хлебобулочного изделия без кучи добавок "Е" или без соевых добавок! Мы также были поражены отсутствием латвийских овощей и фруктов. Яблоки и груши, сливы и баклажаны, томаты и морковь, петрушка — все было польское или голландское и даже итальянское, но только не латвийское. Молочная продукция — наполовину эстонская и литовская. Мы не нашли даже всегда раньше лежавшей на полках любимой резекненской сгущенки с коровой на этикетке…

Хотелось уже только воскликнуть в голос: господа, и это вы называете независимостью и суверенитетом? Сельское хозяйство оставалось единственным, что вы не уничтожили вместе с "проклятым советским наследием", уничтожив не только гигантские предприятия с конкурентоспособной продукцией, но и целые производственные отрасли. Уж хотя бы местные–то рыбоперерабатывающие хозяйства (чтобы кормил свой, а не импортный лосось, расфасованный по десятку упаковок), своего сельхозпроизводителя–то можно было не сливать в припадке заигрываний с вашими новыми хозяевами?!

Однако же самым потрясающим в Риге нам показалось творение архитектурной мысли, называющееся "Замком света"! Такого монстризма, такого откровенно несуразного хай–тека не найти даже в Москве — лидере архитектурной многобюджетной безвкусицы. Но то ж "убогая кревия", а тут — сразу видно: цивилизация, искусство!
Вот и Юрмала за все "жирные годы" так и не привела себя в божеский вид — так и стоят целые кварталы бывших пансионатов и домов отдыха, санаториев, рассыпаются и зарастают бурьяном корпуса с выбитыми стеклами… Даже такие, как "Мэритим", на самом берегу моря, в дюнной зоне, — все как разрушалось, так и разрушается. И никому дела нет! Правильно: капитализм, сила! Здесь теперь всем есть дело только до своей лужайки с флажком, а за забором хоть трава не расти, или наоборот — хоть зарасти все травой и засыпься мусором…

"Здесь ведь не Сьерра–Леоне"

Итак, мы, конечно, немного расстроились, но решили не отступать от своих оптимистичных планов и радужных надежд. Не станем же мы поднимать лапки и капитулировать при первых же разочарованиях?! Да и вообще, в России и без всякого диктата ВТО в продукты сыплют все что ни попадя, потому что госконтроль так же упразднен, как и здешний суверенитет…

Но от тотального российского беззакония уже так тошнило в последнее время, что с покупкой недвижимости в Латвии мы, признаться, планировали поосмотреться и, возможно, со временем, совсем поменять свое место жительства.

…Наконец мы выбрали подходящий нам, на первый взгляд, вариант квартиры. Тихий центр (ну, почти) с великолепным видом на парк "Зиедоню дарзс". Заметив нашу настороженность, продавец — видный латыш, назовем его Кристапс, основательный и хозяйственный, образованный, юрист, собственник большого числа квартир в том районе — успокоил нас: здесь ведь не Сьерра–Леоне! Дескать, чего боитесь, здесь ведь правовое государство, а не какая–то там африканская глушь…

Действительно, что это мы напрягаемся, нужно расслабиться и постараться видеть как можно больше хорошего и как можно меньше плохого! В конце концов, тепло, солнечно, чистый приморский воздух (даже в центре Риги, по сравнению с Москвой)!
Приглянувшаяся нам квартира нуждалась в ремонте, но что же тут такого сложного и рискованного, "здесь ведь не Сьерра–Леоне". И не российское махровое беззаконие, а правовое государство Евросоюза! И мы ударили с Кристапсом по рукам, наняли бригадира с бригадой ремонтников, который только что приехал с ремонтных заработков из Германии (уж в Германии–то точно никакие халтурщики работой не разживутся!), дали ему предоплату на закупки нужных материалов (включая покрытие для пола, окна, двери и др.) и отбыли на свою многострадальную родину, поскольку наша временная виза заканчивалась и нужно было делать новую. Да, мы дали человеку деньги на строительные и отделочные материалы — под подпись, переписав все его паспортные данные, с тем чтобы не затягивать с ремонтом на время нашего отсутствия и успеть закончить ремонт до начала отопительного сезона. Ну не на свои же он должен закупать все необходимое для нашего ремонта?!

В конце концов прораб (назовем его — Валерий Демонов) благополучно скрылся с нашими деньгами. Но это еще было только начало пьесы! Окончанием ее первого акта был наш визит в полицию, где мы все подробно изложили, представив им и копию договора с подписями, и подробные контактные данные человека, укравшего наши деньги (или присвоившего).

Кто б сомневался, что человек, потенциально опасный для многих других, будет найден и привлечен к ответственности! К тому же, как нам тут же заметили в полиции, заглянув в компьютер, "на этого человека уже подавали заявление по аналогичному обвинению". Тем более! Ведь рецидив только подтверждает опасность деятельности этого субъекта.

Второй акт "марлезонского балета" начался со звонка одного из наших работников, которых прораб тоже не баловал выплатами за работу, пытаясь наживаться и на них, и который остался доделывать нам ремонт, когда "начальник" сбежал. Кстати, этот рабочий подтвердил нам потом, что мы у этого прораба не первые жертвы, а иных он грабил еще более бесцеремонно, например, ставя людям отопительные батареи, оформленные каким–то образом в кредит на эту квартиру. О чем хозяева квартиры узнавали лишь спустя некоторое время, когда им приходили счета еще и за просрочку выплат за батареи… Так вот, этот работник сообщил нам, что наш уважаемый сосед — собственник соседних квартир, он же и бывший собственник нашей квартиры, да–да, тот самый Кристапс, который и продал нам квартиру, — запер у себя наши строительные материалы и сменил замок.

Дело в том, что эту квартиру напротив — стоявшую пустой и без ремонта — наш сбежавший прораб использовал в качестве раздевалки–подсобки, а также для хранения инструментов и материалов. Нет, конечно, он пользовался ею не самовольно, а с ведома хозяина и используя его ключи. У них были какие–то свои дела, в частности, договоренность о ремонтных работах в соседних квартирах, когда будет закончен наш ремонт. Но так как наш прораб сбежал, прихватив свои инструменты, то достопочтенный наш сосед расстроился, что тот не выполнил ему того, чего наобещал. К тому же прораб и у Кристапса взял некую сумму на некоторые работы. Хозяин соседних квартир прямо так и заявил, когда мы попросили его отдать наши вещи и материалы, которые он запер у себя: "Ваш прораб обещал сделать мне ремонт в той квартире, поэтому я ему и разрешил ею пользоваться. Теперь же ваши вещи останутся у меня, пока вы мне не сделаете ремонт за то, что хранили их здесь". На все наши протесты, что мы не несем ответственности за их договоренности, он даже бровью не повел…

Ни то, что он не имеет права запирать у себя чужое имущество, ни то, что он осуществляет противоправные действия — занимается вымогательством, вымогая у нас какие–то работы взамен нашего имущества, ни то, что мы вынуждены будем обратиться в полицию, — не произвело на него никакого эффекта. Он прямо так, открытым текстом, и написал нам на электронный адрес: "…raz vi seicas za Valerija, to vam pridjetsa vipolnitj to, cego on mne naobescal v obmen za razresenie polzovatsa moimi pomescenijami" (приводим оригинальный текст). А в следующем письме приписал: "Xotite dengami, xoxite pabotoi vozmestite".

Мало нам было одного негодяя, так тут же следом и другой решил за наш счет поправить свои делишки! А поправить их он собирался, продав наши материальные ценности, если мы не станем выкупать у него свое имущество "dengami" или "pabotoi": "Pridetsa s pristavom sudebnim vozitsa, aukcion delatj".

"Разбирайтесь сами!"

Ну, тут, конечно, нас уже окончательно прибило! Мы — снова в полицию, там нам сначала один полицейский советует "просто" взломать дверь и вынести свои вещи (не стесняясь советует, при нашем работнике!). Затем они вызывают соседа и просят его писать свое заявление. А нас, в свою очередь, просят покинуть участок: "Заявление написали, чего вам еще нужно?" На наши вопросы о том, как они собираются зафиксировать факт удержания нашего имущества данным господином, нам отвечают, что больше они ничего делать не будут, а если нам что–то не нравится — "обращайтесь в прокуратуру". Мы протестуем, что нужно хотя бы опечатать квартиру, как содержащую улики преступных действий соседа, который может запросто избавиться от них и сказать, что "так и было" (и это в лучшем случае, а то ведь, при желании, после этого можно и за клевету нас привлечь)!

Но все это вызывает у полицейских лишь нескрываемое раздражение. Разговор с нами дежурный инспектор заканчивает словами "тут вам не Москва", после чего к нам даже выходит начальник вечерней смены (а весь разговор с нами — с так называемыми "потерпевшими" — происходит в коридоре — такая вот "приемная") и начинает спрашивать, не юристы ли мы, что такие умные и смеем сомневаться в их компетенциях. А если не юристы, то нечего тут и рот раскрывать, "а то сейчас привлеку вас к административной ответственности за нарушение порядка в полицейском участке, будете знать!"…

В общем, нас выставляют вон из участка, не желая ни отвечать на наши вопросы, ни давать какие–то объяснения по нашему заявлению. На следующий день мы по их совету отправляем запрос в прокуратуру. Запрос, как оказалось, никому там также не интересный, поскольку он спускается из прокуратуры для разбирательства… в то же самое отделение полиции, на действия сотрудников которого мы жаловались. Мы уже поняли по разговорам с ними со всеми, что ни в первом, ни во втором случае они не горят желанием вникать и расследовать дело, а хотят переложить все хлопоты по рассмотрению и принятию мер на самих потерпевших — то есть на нас.

Спустя некоторое время именно о таком своем решении нас и оповестили из полиции: "Ваши заявления не в компетенции реагирования наших органов, обращайтесь в суд". Представляете?! Преступления (или противоправные действия) лиц, оказывается, не в компетенции латвийских органов охраны правопорядка, охраны людей от противоправных действий, не в компетенции органов, стоящих на страже защиты своих граждан (пусть не нас, пусть только своих граждан, которых данные лица, оставаясь безнаказанными, в перспективе могут обмануть, обокрасть, присвоить себе их имущество, заниматься вымогательством)!

Это сами обворованные люди, сами потерпевшие должны защищать себя в демократическом европейском правовом государстве, годами ходить по судам, оплачивать адвокатов, собирать и фиксировать свидетельства, собирать и заверять другие доказательства! Пока преступники ищут других жертв, безнаказанно продолжают заниматься своими грязными делишками… Как минимум такими прорабами, как ворами и мошенниками, стоило бы заинтересоваться профильным органам экономической безопасности, хотя бы потому, что данный тип не платит налоги, занимаясь частным предпринимательством и нанимая работников…

Не станем утомлять читателя всеми подробностями своих перипетий. Скажем только, что все это очень и очень серьезно отразилось на нашем восприятии Латвии как государства, с которым мы хотели бы связывать какие бы то ни было планы на будущее, и даже в качестве простого вложения в недвижимость. Это сегодня не та страна и не те люди, к которым хочется приезжать в гости, с которыми хочется дружить, отдыхать в Юрмале, сидеть в кафе за соседним столиком.

Нет, конечно, наверняка остались в вашей стране люди, которые не вписываются в данную общую матрицу. Но тон задают не они. Меркантильность и мелкое собственничество, рабская подчиненность стяжательству, как идолу сегодняшней жизни, вытеснили былое гостеприимство и душевность. Былую открытость сменила гримаса вежливой, но холодной улыбки.

Мы встретили здесь пронизывающую все сферы жизни атмосферу человеческого недоверия, напряженную атмосферу зависимости людей (даже совершенно не бедных) от постоянной добычи денег, неуютную и суетную жизнь в постоянных телодвижениях, подчиненных одному — извлечению дохода (и речь, как всегда, не об отсутствии средств "на хлеб голодным детям"). "Хуторское мышление", как точно подметил один наш местный знакомый…

Да уж, возразят нам, как будто у вас в России не зарабатывают, не живут так же, отбивая поклоны Мамоне?! Да, но не все, не так жестко и безоговорочно, не так безальтернативно. В России всегда были и есть люди с той самой "широкой русской душой".

Наверное, в Латвии немалые деньги тратятся на репутацию и имидж, на государственный пиар, целые департаменты и ведомства, агентства по развитию, по инвестициям и туризму и т.д. Целая армия их работников, наверное, не сидит без дела и в поте лица отрабатывает свои неплохие зарплаты. Но…

Прощай, Латвия, милая страна народных песен и открытой, порой громкой и шумной непосредственности, прощай прекрасный народ этой страны, оставшийся только в наших воспоминаниях. Да, здесь сегодня немало красивых, новых детских площадок, строятся новые дороги и развязки… Но как–то все это не добавляет вам уюта и тепла, радости, искренности, сердечности и всего остального, без чего жизнь людей не стоит и ржавого сантима. Или хотя бы элементарных основ — чести, совести, порядочности…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie