Призрак корейской войны становится реальностью?
Из "Страны Утренней Свежести" веет ядерным холодком
В последнее время ситуация на Корейском полуострове вызывает растущую тревогу мирового сообщества. Начавшийся еще в октябре прошлого года очередной виток противостояния между США и Северной Кореей в связи с возобновлением Пхеньяном своей ядерной программы приобретает все более напряженный характер и втягивает в свою орбиту другие государства, в т.ч. и Россию.Недавно посол США в России Александр Вершбоу заявил, что в мире остались только две страны, входящих в "ось зла" – Иран и Северная Корея. Причем, по словам посла, "Северная Корея сейчас является самой большой угрозой миру и стабильности на Земле. Эта страна угрожает всем своим соседям. КНДР открыто заявила, что обладает ядерным оружием". А незадолго до этого Уильям Перри, бывший министр обороны в администрации Клинтона, сообщил газете "Вашингтон пост", что война между США и Северной Кореей вполне может начаться уже осенью этого года.
По утверждению американской разведки, в КНДР ведется переработка использованного реакторного ядерного топлива, что является ключевым шагом к началу производства ядерного оружия. Масло в огонь кризиса подлило само руководство Северной Кореи. 11 июля с.г. в Нью-Йорке состоялась встреча между северокорейскими представителями в ООН и отвечающим в госдепартаменте США за политику в отношении КНДР Джеком Причардом. В ее ходе корейская сторона официально уведомила Вашингтон, что КНДР закончила к 30 июня переработку 8 тысяч стержней отработанного урана и добыла достаточно плутония для производства 6 ядерных боезарядов в дополнение к двум, которые, по данным ЦРУ, у Пхеньяна уже имелись.
После этого разведаналитики США и других западных стран просто с ног сбились, пытаясь определить, является ли заявление Пхеньяна очередным блефом или за ним стоит нечто реальное. Задача американских разведчиков осложняется недавними скандальными разоблачениями подтасовок администрацией Дж.Буша разведывательной информации с целью оправдать начало войны против Ирака. В случае же с КНДР ясности в вопросе обладания этой страной ядерным оружием еще меньше, чем по Ираку. Недаром на Западе Северная Корея имеет репутацию разведывательной "черной дыры" в связи с чрезвычайной закрытостью и почти непроницаемой секретностью, характерной для этой страны. Получить оттуда надежную и проверенную информацию крайне трудно.
Однако, по мнению большинства специалистов, в целом не подлежит сомнению, что КНДР располагает возможностями и средствами производства оружейного плутония. Ядерный реактор в Йонбёне в принципе способен производить количество плутония, достаточное для создания одного ядерного боеприпаса средней мощности в год. Кроме того, Северная Корея уже продемонстрировала в 1980-1990-х годах свою способность получать очищенный плутоний. Точно известно также, что КНДР обладает примерно 8 тысячами топливных урановых стрежней, использовавшихся для работы ядерного реактора в начале 1990-х годов и оценочно содержащих 25-30 кг плутония, что достаточно для монтажа 5-6 ядерных боеприпасов. Производство одного ядерного боеприпаса требует не менее 4 кг плутония.
Однако в отношении всего остального большой ясности нет. Так, американской разведке не известно, располагал ли Пхеньян ядерным оружием до начала нынешнего кризиса в октябре 2002 г. и смог ли он реально развернуть создание ядерного оружия с этого момента. Поскольку руководство Северной Кореи выслало в прошлом году из своей страны международных инспекторов МАГАТЭ, никаких независимых подтверждений этой информации просто нет.
По сообщениям западной прессы, американские спецслужбы в настоящее время лихорадочно пытаются добыть "физические доказательства" ведущихся в КНДР работ по производству ядерного оружия. В частности, на территории Южной Кореи, в морской акватории вокруг Корейского полуострова и на самолетах-разведчиках ВВС США размещена специальная аппаратура обнаружения в воздухе особого газа Криптон-75, выделяющегося при химических процессах переработки реакторного топлива в плутоний.
По данным газеты "Нью-Йорк таймс", КНДР освоила соответствующий химический процесс еще в 1980-х годах благодаря "существенной помощи из-за границы" (откуда именно, газета не уточняет, но ранее неоднократно сообщалось, что огромную помощь Северной Корее в развитии ядерной программы оказал Пакистан). В то же время некоторые эксперты не исключают того, что северокорейцы могут специально выпускать в атмосферу упомянутый газ с целью дезинформации США.
В связи с этим ряд обозревателей и дипломатов на Западе склоняется к мнению, что "любимый руководитель" Ким Чен Ир просто блефует, рассчитывая таким образом побудить США и страны Запада расширить экономическую помощь и жизненно необходимые его режиму гуманитарные поставки продовольствия, топлива и медикаментов.
Однако многие в США считают, что если Пхеньян реально создает ядерное оружие, администрации президента Буша придется предпринять решительные шаги, дабы продемонстрировать накануне президентских выборов свою "твердость". Тем более, что Дж. Буш еще в мае с.г. заявлял, что США "не потерпят" ядерного вооружения Северной Кореи. Президент уже подвергается критике со стороны вашингтонских "ястребов" за то, что он не решился нанести удар по ядерному комплексу в Йонбёне еще в начале 2003 года.
В частности, уже упоминавшийся Уильям Перри заявил, что "еще полгода назад ситуацию можно было спасти – нужно было только принять необходимые меры. Мы их не приняли". По его мнению, уже очень скоро Пхеньян "…сможет или провести испытания ядерной бомбы, или начать продавать террористам материалы, необходимые для производства ядерного оружия". Поэтому, как считает бывший министр обороны США, "время, отпущенное нам на урегулирование, истекает. И проблема становится все серьезнее".
В то же время в нынешней администрации США сознают высокую рискованность "военного пути" разрешения корейского ядерного кризиса. Тем более, что США и так уже фактически увязли в Афганистане и Ираке, а возможности обычных вооруженных сил уже недостаточны для проведения еще одной широкомасштабной военной акции. К тому же Северная Корея практически превращена в настоящую крепость, а ее вооруженные силы обладают весьма высокой боеспособностью и моральным духом. В свете этого в Пентагоне не исключают возможности нанесения "превентивного" ядерного удара по КНДР, что, безусловно, чревато многими негативными последствиями не только для Кореи, но и всего Дальневосточного региона.
Так что США пока продолжают пытаться разрешить нынешний конфликт дипломатическими мерами. Недавно госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что дипломатический путь разрешения нынешнего конфликта с Северной Кореей по-прежнему открыт. При этом американская сторона требует полного отказа КНДР от реализации своей ядерной программы. Пхеньян одно время настаивал на двусторонних переговорах с Вашингтоном, но администрация США категорически отвергла этот вариант. Американская сторона настаивает на многосторонних переговорах с КНДР с участием Китая, Южной Кореи, Японии и возможно России.
Особые надежды в этой связи США возлагают на Китай, имеющий на своего северокорейского "младшего брата" традиционно большое влияние. Тем более, что Пекин не заинтересован ни в появлении у себя под боком северокорейского ядерного арсенала, ни в дестабилизации нынешнего режима в Пхеньяне. В Вашингтоне также надеются, что и Россия поможет убедить КНДР отказаться от ядерного оружия и вернуться к выполнению международных договоренностей. Недавно КНДР вроде бы согласилась на многосторонние переговоры по поводу ее ядерной программы в обмен на гарантии того, что США не будут предпринимать попыток свержения правительства Ким Чен Ира.
Однако многих обозревателей не покидает ощущение, что серьезное обострение конфронтации между Вашингтоном и Пхеньяном все же весьма вероятно. Призрак войны постоянно витает над Корейским полуостровом, периодически приобретая весьма реальные и грозные черты. Об этом свидетельствуют участившиеся вооруженные инциденты в "демилитаризованной зоне" между Северной и Южной Кореями.
Для России корейский "ядерный кризис" ввиду его непосредственной близости от российского Дальнего Востока объективно представляет вполне реальную угрозу. Поэтому Москве с учетом ее "особых" отношений с Пхеньяном крайне необходимо делать все возможное для разрядки напряженности на Корейском полуострове и урегулирования всех проблем только за столом переговоров.