Про WikiLeaks
Флешку вам в слот!
Говорят, что скандал с WikiLeaks изменил журналистику. Я только не понял, где тут журналистика. И в чем изменение. Если считать, что WikiLeaks – средство массовой информации, то у меня вопрос: он что, сам все это раскопал?Есть два ответа. Первый: он все это стырил при помощи дружественных хакеров (модель Блумквист – Саландер, «Девушка с татуировкой дракона») и просто людей, имевших доступ к секретным документам. Второй – ему это сливают (модель «наши источники в верхах» у него частично изменилась на «наши источники в низах»). Оба – годные.
Дальше еще смешнее. Сайт предлагает это богатство ряду сурьезных газетищ и журналищ, включая информационного монстра – «Русский репортер». Сайт щедро делится краденым или слитым. Монстры ничуть не краснеют. Публикуют да нахваливают! Ставят на первые страницы. Делают умный вид – и собирают богатый урожай там, где не пахали и не сеяли.
Какая-нибудь Guardian за свою историю извела на газетную бумагу целый лес, не чета Химкинскому, порицая коррупцию, аморальность, воровство, лицемерие всех на свете – политиков, бизнесменов, военных. А сама с легкостью торгует краденым как последний барыга с Хитровки.
Ну, да это журналистика.
Не ясно только, кому давать Пулитцеровскую. Такая журналистика и у нас, и у них процветает давно, где тут изменение? В чем оно? В масштабах? В именах? Одним сливают Транснефть, а другим – полмира?
Говорят, что скандал с WikiLeaks изменил дипломатию. Кто-то обиделся, рассорился. Я так скажу: кто захотел – тот обиделся. Кто-то сделал вид, что выше этого. Кто-то выразил озабоченность. Кому что выгодно. Больших циников, чем политики, не существует, и если политику выгодно обидеться, что его назвали похотливым старикашкой, он обидится. А выгодно ему будет электорально подчеркнуть, ну да, немолод, но еще ого-го – подчеркнет жирной чертой два раза, у жены разрешения не спросит.
Все, конечно, люди. И клички, опрометчиво (я бы сказал, недипломатично) озвученные послами и консулами в цветистых донесениях, возможно, оставят раны в душе неосторожно поименованных. Но раны, которые не убивают, делают только сильнее. А шрамы вообще украшают.
Мы и без Викиликс знали, как порой высказываются друг о друге дипломаты, если их по-человечески задеть: вспомним диалог Сергея Лаврова и внука красноармейца Дэвида Милибэнда. Но он лишь подчеркнул необходимость той сферы международных отношений, которая существовала всегда и которая суровым чепцом приличий покрывала головы, полные страсти, гнева, обид, глупостей, пакостей, излишнего простодушия и иссушающей конспирологии. Теперь всего этого просто вывалили много, разом, в одном месте. Это, пожалуй, ново. Но только это.
(Тут, если честно, меня потряс американский посол Байерли. Вот на кого бы не подумал, что он возьмется сплетни пересказывать и незатейливые шуточки транслировать. Такой благообразный, не шаблонный, глубокий, вроде с подлинным интересом к России! А в нем, оказывается, презрение и высокомерие плещутся на уровне цепких глаз! Жаль.)
Еще говорят, что WikiLeaks изменит мир. По-моему, мир уже давно стремительно меняется, закрываясь. Возможно, эта история ускорит процесс. Ничего серьезного или секретного многие толковые люди уже давно не говорят по мобильному, не шлют друг другу по электронке и не хранят в компьютере. Старый сейф, в котором упаришься вертеть кольцо с набором цифр, возвращается с триумфом в предбанники кабинетов. Томные письма будут старомодно жечь и есть. Вовнутрь хакер не заберется. В фельдъегеря объявят дополнительный набор. И перестанут наконец высмеивать шпионский камень, в укромную полость которого будут класть шифровку, ибо так ей вправду спокойней, чем на юру Интернета.
А еще говорят, что разоблачительный сайт, как раз напротив, сделает ненужной всю эту суету. Свет правды рассеет тьму и лицемерие. Имэджин зерз но кантриз и ноу релиджен ту, как сказал бы Мутко. Нафинь ту кил о дай фо. Энд зе вёлд вил би эз ван. Он, сайт, также предвещает распад института государств. Эбав аз онли скай.
Именно с небес, откуда ж еще, пришел к нам Джулиан Ассанж. Подобно серафиму, о котором Волошин рассказывал Бунину, он выкует из нас, грешных, новых людей. Сначала он вгонит нас в хаос и тьму, а потом, опаленные новым огнем, мы... На этом месте Бунин остановил Волошина, посоветовав ему найти слушателя поглупее.
Пока одним из первых итогов разоблачительской деятельности сайта стало продвижение к власти в Ираке гораздо более радикального режима, который от ассанжевых (да и общемировых) понятий о свободе сильно далек. А самые большие конспирологи считают, что сайт этот пока лишь создает питательную почву для будущих действительно крупных информационных взрывов, информационных хиросим даже! И вот тогда-то и выяснится, в каком полку служит Ассанж и какую такую правду со свободой ему поручено продвигать. И в чьих интересах.
Вот тебе и но кантриз, но релижн ту!
На этом фоне продолжают примемекивать, что WikiLeaks провозглашает новые моральные ценности. «Мужество заразительно, – говорит Ассанж в интервью. – Если нам удастся показать, что кто-то может сливать нам информацию и жить как ни в чем не бывало, это здорово увеличит мотивацию для всех остальных». Это правда. Не понимаю только, где тут мужество? Мужество – это когда знаешь, что тебе грозит опасность, но делаешь что-то по велению души и совести. А резать правду-матку, только убедившись, что твоя задница надежно прикрыта большой кастрюльной крышкой, – это тоже весело, но мужеством не зовется. Однако общий посыл точно характеризует новый настрой поколения, которое в случае чего забирается в свой виртуальный мир – и трава не расти. Без привязки к теме я выписал блистательную, простодушную и милую в своей убежденности цитаточку с чьего-то блога: «Свобода слова на то и свобода, что не имеет последствий». А как же «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»? Думаю, устарело. Лицоладонь. В одном из интернет-словарей эти слова Гете сопровождены комментарием: «Цитируется обычно шутливо». А как такое еще можно цитировать?
Процитирую не Гете, а информационное сообщение об одном из «авторов» сайта.
«Солдат Бредли Маннинг двадцати двух лет в течение последних семи месяцев содержится в одиночной камере и ждет суда в следующем году по обвинениям в том, что он без разрешения скопировал материалы во время своей службы в Багдаде. Если судить по его переписке с бывшим хакером Адрианом Ламо, который и сдал своего друга властям США, Маннинг не сильно трудился, когда искал эту информацию.
– Я просто приходил к их компьютерам с музыкальным диском с чем-нибудь вроде Леди Гаги, стирал музыку, а потом записывал заархивированные файлы. Никто ничего не подозревал. Я слушал песню Telephone в исполнении Леди Гаги, когда извлекал то, что, возможно, станет самой серьезной утечкой информации в американской истории. По словам Маннинга, у него был доступ к секретной информации по 14 часов в день, семь дней в неделю в течение восьми месяцев». И времени он не терял: прикольно же посмотреть, как разные президентишки будут корчиться на горячей печке!
Тут еще много забавного и поучительного, но выделю фразу «никто ничего не подозревал». Да и в целом, судя по описанию, веселый солдат на героя не тянет: скорее он был любознателен, а также хотел известности и славы.
Однако сам Ассанж, конечно же, герой. Его уже вознесли. Но герой параллельный. Из другой реальности. (Многие считают, что туда он и уйдет, и бьются об заклад, что его не поймают). Он не оттуда, где давши слово – держат. Где дают подписку – и не разглашают. Не уходят с поста под честное слово. Зачем ему все это? Он знает: пионеры, поставившие юного часового, не вернутся. Они вообще члены гангстерской шайки во главе с Кобзоном. Их надо наказать. Разоблачить.
Он новый Геркулес, расчищающий авгиевы конюшни. Причем чужими руками. Сам же споро сует неиспачканные пальцы за бортик мундира: «Все скоро узнают, кто на самом деле распоряжается делами в мире». Да уж не солдатик, который сидит и ждет тюряги от злых, ни разу не виртуальных генералов, чиновников и судей!
Вот тоска-то! Все такое цифровое, новое, с иголочки – и дипломатия, и мораль, и журналистика, и черт в ступе, а Наполеончик тут же проклевывается. С отросшей щетиной и ногтями. Вы думали, что вы рулите миром, дядьки, тянущие газовые трубы, увязшие в Афгане и строчащие пустопорожние донесения в центр? Флешку вам в слот! Мы рулим!
Вот это мне больше всего не нравится в истории с разоблачительным сайтом. Я уже писал тут недавно про убийство подростками питерского ни в чем не повинного мужика, а потом – про расследование, которое вело интернет-сообщество. Там все шло хорошо, хотя и не вполне законно, но поразила меня одна важная реплика: «Может, они (подростки) и не виноваты, но если их хорошо травить, то они сознаются». Повелительские, грозные интонации – они и у Ассанжа прорываются. И у многих деятелей свежего прекрасного мира, который действительно делает очень многое, чтобы победить лицемерие текущего цивилизационного проекта.
Старое кувшинное рыло мне сильно портит впечатление и не дает пока поверить, что мир под воздействием таких утечек изменится к лучшему.