Проблема согласованной культурно-исторической политики
России и Белоруссии
28 января 2010 года Андрей Геращенко дал порталу «Материк» интервью, в котором говорил о триединстве русского народа, о том, что Белоруссия по своей сути является ещё одним русским государством, затронул и ряд проблем, касающихся развития общерусской и западнорусской культуры в Белоруссии, заострил внимание на сложностях, которые мешают российско-белорусской интеграции.
Высказанное писателем мнение вызвало чрезвычайно болезненную реакцию среди кругов тайно или явно препятствующих восстановлению подлинного единства Белоруссии и России. В отношении Андрея Геращенко с подачи русофобской оппозиционной газеты «Наша нiва» развернулась истеричная пропагандистская кампания, в ходе которой выдвигались требования уволить писателя с государственной службы и подвергнуть его уголовному преследованию. В 2010 году ввиду протестов и поддержки общественности витебские власти не решились уволить писателя, однако в конце 2011 года они под давлением русофобских кругов все-таки пошли на этот неблаговидный шаг.
И вот недавно в ходе экпертно-медийного семинара «PR в интересах интеграции» (15-17 октября 2012 г., организаторы РИА Новости и Постоянный комитет Союзного государства) при проведении видеомоста Москва – Минск с участием российских и белорусских официальных лиц, журналистов и общественных деятелей заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ А.В. Докучаева поинтересовалась у белорусской стороны, как сложилась дальнейшая судьба Андрея Геращенко. Вопрос был вполне естественным, так как история с шельмованием и увольнением последовательного сторонника белорусско-российской интеграции А.Е. Геращенко с государственной службы является наглядным примером, мягко говоря, неоднозначного отношения белорусских правящих кругов к реализации идеи создания Союзного государства.
Из Минска последовал ответ, что в деле Геращенко разобрались, виновные наказаны, а сам писатель работает, и у него всё в порядке. Во время Всемирного конгресса соотечественников в Петербурге (26-27 октября 2012 г.) А.В. Докучаева, встретившись с А.Е. Геращенко, поинтересовалась подробностями происшедшего. И здесь выяснилось, что участников видеомоста Москва-Минск просто ввели в заблуждение – в настоящее время Андрей Геращенко не имеет работы и практически находится на положении «пророссийского диссидента».
Чтобы выяснить положение дел, мы связались с председателем Витебского общественного объединения «Русский дом», членом Координационного совета руководителей организаций российских соотечественников при Посольстве России в Республике Беларусь, членом союзов писателей Белоруссии, России и Союзного государства Андреем Геращенко и попросили прокомментировать ситуацию:
– Я, признаться откровенно, был чрезвычайно удивлён тем, что услышал от А.В. Докучаевой. Ей я, конечно, благодарен за проявленные неравнодушие и моральную поддержку. Видимо, в Минске просто растерялись и не нашли ничего умнее, чем элементарно соврать. Такое поведение глупо уже хотя бы потому, что всё равно правда станет известной. 26 декабря 2011 года я был уволен с должности начальника отдела по делам молодёжи администрации Октябрьского района г. Витебска «в связи с непродлением контракта» и до сих пор не имею работы, перебиваюсь случайными заработками. Безусловно, я не какой-то лодырь или тунеядец и даже в этой ситуации стараюсь обеспечить семью, но мне, конечно же, непросто.
Лица, которые меня увольняли – глава администрации Г. Гребнев и его заместитель А. Кондратович до сих пор работают, хотя Октябрьский район Витебска то и дело сотрясают разного рода скандалы с политическим подтекстом (то на новогоднюю ёлку «полицайский» бело-красно-белый флаг повесят, то расклеят листовки с оскорбительным для президента содержанием, то из-за равнодушия и невнимательности умирает студентка от диабета в общежитии, и её тело находят случайно, то взорвут неизвестное устройство возле здания КГБ), да и общая обстановка в районе далеко не лучшая. Думаю, что при поддержке серьёзных покровителей «наверху» их давно назревшее увольнение постоянно откладывается. Так что на самом деле никто никого не наказывал и ни в чём не разбирался.
Я себя не считаю в чём-то виновным и собираюсь обратиться для защиты своих прав в Фонд правовой поддержки российских соотечественников, а также в иные структуры Российской Федерации и Республики Беларусь. Прошёл уже год, времени «разобраться» было предостаточно – но никто этого делать, похоже, не собирается.
До интервью в январе 2010 года порталу «Материк» я проработал в должности начальника отдела по делам молодёжи восемь с половиной лет и за время трудовой деятельности был награждён четырьмя медалями и множеством грамот, в том числе и за победу моей пьесы на белорусском языке в республиканском конкурсе драматургии для детей – это к вопросу о моём отношении к белорусскому языку, на котором я, в отличие от Г. Гребнева и А. Кондратовича, говорю и пишу. Как писатель и публицист я активно выступал за развитие российско-белорусской интеграции, отстаивал концепцию триединства русского народа. Мне был присвоен четвёртый класс госслужбы (на один выше максимально возможного в моей должности) – как раз за успешную работу и с учётом наличия наград. После же моего интервью мне сразу дали выговор, в котором чёрным по белому написано, что он является прямым следствием высказанного мною мнения порталу «Материк». В это же время еще трёх членов «Русского дома», также состоявших на государственной службе, угрозами заставили написать заявления о выходе из организации.
Затем в течение двух лет меня усиленно выживали с работы, надеясь, что я сам уволюсь, не стесняясь даже таких методов, как направление меня в мороз после тяжёлого перелома ноги с палочкой старшим над бригадой рубщиков кустов. Я и по ровной поверхности тогда ходил с трудом, а там, в поле, снег был по пояс. Умудрились поставить мне в вину даже участие в съезде Союза писателей Белоруссии, хотя поездка официально курировалась органами госуправления. А когда со мной так и не смогли ничего поделать, просто уволили, дождавшись окончания срока контракта.
Я обратился на имя президента Белоруссия А.Г. Лукашенко с просьбой разобраться в ситуации, но в ответ пришла дежурная отписка – понятно, что её подготовил какой-то чиновник невысокого ранга. Так что я был бы только рад, если бы дела в отношении меня обстояли именно так, как об этом было заявлено во время видеомоста Москва-Минск. Но, увы, это были всего лишь ничего не стоящие и не соответствующие действительности слова.
Кстати, я полагаю, что давно назрел вопрос об учреждении Комиссии по правам человека (как это предусмотрено Договором о создании Союзного государства, ст. 16). В пределах нашего Союзного государства могут возникать различные проблемы – трудовые, имущественные, в конце концов, даже общественно-политические, как в моём случае, а обратиться с ними пока не к кому.
– А как складывалась Ваша творческая судьба в это непростое для вас время?
– Из союза писателей меня не стали исключать и даже не рассматривали мой вопрос на «комиссии по этике», как грозились сделать вначале. В этом смысле глава Союза писателей Белоруссии Николай Иванович Чергинец не поддался давлению со стороны русофобстующих деятелей. Я продолжаю свою работу как писатель – у меня вышло несколько книг для детей и юношества, в работе несколько интересных проектов. Много пишу публицистики на военно-патриотическую, историческую тематику, по вопросам интеграции постсоветского пространства, проблемам общерусской культуры и литературы, геополитики. В Москве моя статья вышла в сборнике аналитических материалов «И время собирать камни» Фонда исторической перспективы Натальи Нарочницкой. Печатался в 2012 году в журналах «Великоросс» и «Камертон», в газете «Московский литератор» вышло несколько моих очерков, посвящённых жизни и творчеству известных российских писателей. Налаживается моя литературная жизнь и в Белоруссии. Да и странно было бы, если бы этого не было.
– Изменилось ли ваше отношение к белорусскому государству?
– Я был и остаюсь гражданином Республики Беларусь, которая, на мой взгляд, наряду с Россией и Украиной и рядом других территорий является частью Русского мира, поэтому мы обречены на единство и тесное российско-белорусско-украинское взаимодействие и сотрудничество. Для меня вообще дико, что меня уволили. Я всегда поддерживал интеграционные устремления А.Г. Лукашенко, разделял многие его подходы к внутри- и внешнеполитическим вопросам. Конечно, я не поддерживаю некоторые моменты белорусской действительности – считаю, что мы должны признать Южную Осетию и Абхазию, более спокойно относится к привлечению российского капитала, не заигрывать с Катаром, Грузией и другими противниками России, не смотреть безучастно на то, как пытаются переписать историю и свести белорусскую культуру к наследию польско-литовской шляхты. Но это нормально – я ведь не обязан во всём следовать «генеральной линии». Это было бы достаточно странно – мне вовсе не хочется быть похожим на некоторых наших деятелей, которые высказываются лишь после того, как получают соответствующие указания «сверху».
– Кстати, как Вы относитесь к тому, что в Белоруссии активно восстанавливают ушедшие в небытие замки польско-литовской знати?
– Достаточно неоднозначно. С одной стороны восстанавливать архитектурные и исторические памятники нужно – это помогает сохранять историческое достояние нашего народа, привлекает туристов. Но ведь важна и содержательная часть этой деятельности. А у нас ведь всё чаще забывают исконную культуру белорусского народа – гончарное ремесло, соломоплетение, другие народные промыслы. Так, есть какие-то отдельные очаги и не более того. А ведь в земледелии, простом крестьянском труде кроются корни белорусского народа. У нас же всё внимание сосредоточили на шляхте. По сути, все эти замки были опорными центрами иноземного владычества над белорусами, над Западной Русью. Польские магнаты и состоявшая у них на службе шляхта жестоко угнетали предков нынешних белорусов, никак не называли их, кроме как «пся крэвь» («собачья кровь») и «быдлом».
У шляхты к моменту воссоединения Белоруссии с Российским государством уже не было ничего своего национального белорусского – это были типичные польские паны с непомерным гонором. К хлебопашцам-белорусам они относились высокомерно, хотя и жили столетиями за их счёт. А теперь, словно в насмешку над нашими предками, эта прослойка – шляхта объявляется «белорусской».
Что спрашивается белорусского было у тех же польско-литовских магнатов Радзивиллов? А ведь сегодня Несвижский замок – родовая резиденция Радзивиллов, объявлен едва ли не культовым местом. Там проходят всевозможные театрализованные представления и балы на польский манер. Причем демонстративно – именно в те дни, когда Россия отмечает освобождение русских земель от нашествия поляков. Может кто-то и ведёт свой род от польской шляхты, а мои предки были простыми людьми – крестьянами, казаками, ремесленниками – воевали, пахали землю, бондарничали – жили простым нелёгким трудом. А теперь мне предлагают забыть об этом, и срочно «полонизироваться». Вы посмотрите даже костюмы из несвижских и иных действ – все они польские. Радзивиллы веками угнетали белорусов, а министерство культуры Республики Беларусь из них «национальный» культ делает. Меня, как белорусского писателя, это возмущает до глубины души – мы отвергаем свою культуру и перенимаем ценности угнетавших нас веками иноземцев.
– Но ведь говорят, что Радзивиллы были ценителями искусства, собирали картины, книги?
– Это не довод. Фашистский гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубэ тоже был весьма просвещённой личностью – также любил и чтение, и живопись, и театр. Когда уничтожали ни в чём не повинных евреев в Минске – стариков, женщин, детей, он при этом «процессе» даже использовал элементы театра и представления. Может нам ещё и эту чёрную мессу воспроизвести? Поэтому я ещё понимаю «Дожинки» или другие подобные мероприятия, но когда вся республика должна направлять бюджетные деньги на восстановление родовых поместий польской знати, да ещё и пропагандировать их образ жизни, это уж слишком. К тому же не так богато мы живём, чтобы проводить эти бесконечные полонизированные «фэсты», шляхетские балы и прочую чушь и бутафорщину, которую пытаются выдать за белорусскую культуру.
- Насколько актуальна сегодня проблема формирования согласованной социальной и культурной политики в Союзном государстве?
Очевидно, что остро стоит вопрос о выработке совместной культурно-исторической политики в рамках Союзного государства. О каком общем социальном и культурном пространстве можно говорить, если в Белоруссии в пику России отказываются признавать отечественный характер войны 1812 года, называя её русско-французской, чужой для белорусского народа?
Всё чаще раздаются голоса и о том, что многочисленные жертвы во Время Великой Отечественной войны в Белоруссии также на совести Москвы, организовавшей партизанские отряды. Будто бы не было плана «Ост», зверств фашистов и их пособников, на которые наш народ и ответил партизанским движением, а никак не наоборот. Достаточно возмутительно, что в этом году власти Борисова, Барановичей и даже Бреста запретили проведение акции «Георгиевская ленточка», и никто не понёс за это никакой ответственности. Мне вспоминается при этом песня Александра Розенбаума – «А может, не было войны, и мир её себе придумал?».
В 2013 году исполнится 150 лет с момента польского восстания 1863 года. Националисты уже зашевелились, превознося на все лады «патриотов Беларуси». А ведь на самом деле это было типичное польское сословно-националистическое шляхетское восстание. Польская шляхта, мечтавшая вернуться к господству над украинцами и белорусами, подняла мятеж. Действия мятежников были чрезвычайно жестокими – он резали спящих солдат, сжигали людей заживо, отрезали части лица и тела, не щадили даже женщин и детей. В результате даже польские крестьяне выступали против шляхты и снабжали мятежников продовольствием только под угрозой смерти. Этот разгул шляхетского террора и бандитизма остановил генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский, который не только пресёк этот кровавый мятеж, но и предпринял ряд поистине судьбоносных для белорусского народа мер по прекращению польского господства в общественной, экономической и образовательной жизни Белорусского края, вернул белорусам их законное право на собственную самобытность и культуру. А ведь правда о спасительной для белорусов деятельности Михаила Муравьёва до сих пор старательно замалчивается.
Да и по другим вопросам немало проблем. Та же российская историография нередко сводит всю историю Русского мира к истории Московской Руси и собственно Великороссии. Совершенно не проработаны в общерусском контексте события, происходившие на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике. Это позволяет националистам всех мастей активно продвигать свои, весьма далёкие от исторической действительности, русофобские концепции.
Чтобы не быть голословным, приведу отрывок из рецензии Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь (автор - заведующий отделом истории Беларуси Средних веков и начала Нового времени А.И. Груша) на подготовленную мною к печати книгу очерков по белорусской истории «Славен город Полоцк», посвященную 1150-летию Полоцка (юбилей отмечался в конце мая 2012 г.), в которой историческая судьба города рассматривается с точки зрения целостности восточнославянской цивилизации:
«Не приемлемым является принципиальный подход в освещении истории Полоцка. Книга тенденциозна. Даётся однозначно негативная оценка всему западному, католическому и исключительно позитивная – всему русскому и православному. В основу подхода положены ценности российского народа и государственности. Российская власть идеализируется… Автор сознательно скрывает факты террора и извращённой жестокости со стороны российских войск по отношению к местному, в том числе, православному населению… Данный подход унижает исторические достижения и ценности белорусского народа, является антипатриотичным. Он не может быть принят в условиях существования независимого и суверенного национального государства Республики Беларусь, противоречит идеологии белорусского государства и народа. Эта книга не может быть рекомендована к печати».
Таким образом, книга, отмечающая положительную роль России и православия для белорусского народа, в которой нет ничего об «извращённой жестокости со стороны российских войск по отношению к местному, в том числе, православному населению», является «тенденциозной» и «противоречит идеологии белорусского государства и народа». И таких примеров немало – свой я привёл лишь потому, что не намерен его замалчивать. К слову, рукопись «Славен город Полоцк» получила одобрительные рецензии серьёзных учёных и надеюсь, что она все же найдет своего читателя.
Из сказанного следует, что вопрос о проведении согласованной культурно-исторической политики России и Белоруссии давно требует своего решения. И начинать следует как раз с истории – общих учебников, общих подходов, а не ограничиваться ничего не значащими формальными мероприятиями по «культурному обмену», в рамках которого, кстати, в Россию нередко ездят люди антироссийского, а, следовательно, и антибелорусского толка.. Тогда и молодёжь будет понимать исторические истоки и необходимость российско-белорусской интеграции, неразрывность и единство наших народов, а не сводить всё только к экономическим выгодам.