Программа - делу начало
В июне 2002 года московское правительство примет Комплексную целевую среднесрочную программу поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы
Столичная мэрия давно оказывает значительную помощь тем, кто не по своей воле оказался за пределами России, о чем "Союзная газета" неоднократно писала.Только в 2001 году в школы с преподаванием на русском языке в странах СНГ и Прибалтики отправили почти 250 тысяч учебников более чем на три миллиона рублей. Переподготовку в России прошли около 150 преподавателей из государств ближнего зарубежья. В Литве, Латвии и Эстонии действовала программа "Стипендия мэра Москвы", давшая возможность получить высшее образование десяткам наиболее подготовленных русских студентов (ее планируется распространить и на другие государства СНГ). В Риге московская мэрия купила здание для Московского культурно-делового центра, а в Симферополе открыла Русский культурный центр – второй на Украине после львовского. В Москве проводились круглые столы по проблемам соотечественников и дни культуры соседей по Содружеству.
Теперь, когда всем окончательно стало ясно, что работа с российскими соотечественниками – не разовая акция, в Департаменте международных связей мэрии создали соответствующий отдел. Пришло время подумать и о долгосрочных планах. Приоритетами новой программы объявлены содействие организациям и объединениям соотечественников в самоорганизации диаспоры, обеспечение их экономического, информационного и культурного взаимодействия, а также создание разветвленной информационной сети, способной обеспечить целостное представление о состоянии и развитии "русского мира" и помогающей прогнозировать развитие социально-политических и культурных процессов, происходящих в российском зарубежье.
Предполагается оказание соотечественникам правовой помощи, мониторинг их прав и законных интересов, поддержка, в том числе финансовая, общественных объединений и организаций диаспоры, ее культурных, образовательных и информационных проектов, русского языка, образования и культуры в государствах проживания, развитие экономического сотрудничества Москвы и диаспоры, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников. В 2002 г. на нужды российских соотечественников московское правительство выделило 120 млн. рублей. Планируется, что в ближайшие годы финансирование комплексной программы будет происходить в не меньших объемах за счет средств столичного бюджета и внебюджетных фондов.
Предполагается также открытие в столице Московского дома соотечественника, о чем неоднократно говорил директор Института стран СНГ Константин Затулин. В этом Доме будут работать центр по защите прав русскоязычного населения в странах СНГ, центр поддержки русского языка и культуры, центр изучения русской диаспоры, литературный архив русского зарубежья, молодежный центр, постоянная экспозиция, рассказывающая о деятельности Правительства Москвы в области поддержки соотечественников за рубежом. Намечено и издание информационного листка, а в дальнейшем – полноценной газеты. При Московском доме соотечественника будут организованы Попечительский и Общественный экспертный советы, объединяющие спонсоров и друзей русской диаспоры. "В Польше существует Дом Полонии, в Словакии – Дом словаков, несмотря на то, что словаков на Земле значительно меньше, чем русских в новом зарубежье" – заявил Константин Затулин.
Представители русских организаций и общин постсоветского пространства, участвовавшие в обсуждении программы мэрии, высказали ряд замечаний и предложений, касающихся наиболее рационального распределения денег. Так, председатель Всеукраинского общества русской культуры "Русь" Валентина Ермолова призвала Московское правительство оказать поддержку русскому образованию на Украине, в особенности высшей школе, формированию русскоязычных библиотек, изданию новых, непредвзятых учебников истории. Нужно, считает она, помогать и канонической Украинской православной церкви Московского Патриархата. По ее словам, русские Украины постепенно теряют надежду на помощь России в решении проблем русского образования, языка и культуры. Возглавляемое Ермоловой общество за десятилетие своего существования получило из России всего один компьютер и один факс. "Русский фактор" на парламентских выборах на Украине не сработал потому, что русские, видя реакцию Москвы, говорили: все равно все бесполезно", – заявила она.
Для русских, проживающих в Узбекистане, одна из важнейших проблем – организация заочного обучения в российских вузах. По словам председателя Русского культурного центра Узбекистана, члена Совета соотечественников при Государственной думе РФ Сергея Зинина, в настоящее время около 10 тысяч граждан "в основном европейской национальности" учатся в России заочно, однако руководство Узбекистана чинит им различные препятствия. В этом государстве запрещена деятельность представительств иностранных вузов, а выезд в Россию на сессию стоит чрезвычайно дорого. Большие сложности возникают и при подтверждении полученного заочно диплома. При этом русские отделения в узбекских институтах гуманитарного профиля составляют всего 8-9%, а в технических – не более 25% мест. На сегодняшний день число русских в Узбекистане составляет около миллиона, а русскоязычных – 2,5 млн. Как сообщил С.Зинин, около 16-17 тысяч русских стоят в очереди на получение российского гражданства.
У русских Казахстана – свои сложности. Как сообщила председатель казахстанской ассоциации учителей русских школ Ольга Сарманова, Москва присылает им российские учебники и пособия, запрещенные к использованию в русских школах Казахстана. Кроме того, Россия берет на себя доставку книг только до казахской границы. Чтобы растаможить груз и переслать его по назначению, требуется около пятисот долларов, которых у местных русских просто нет. Учитывая, что использовать подарок они тоже толком не могут, такая помощь представляется напрасной тратой денег. Ольга Сарманова предложила сократить количество присылаемых учебников, заменив их обучающими программами на современных аудио- и компьютерных носителях, которые гораздо легче распространять и можно копировать, а также русской художественной литературой для пополнения школьных библиотек. Характерно, что с той же просьбой она обращалась к московскому комитету образования более года назад, однако пока все осталось по-прежнему.
На недавних парламентских слушаниях, посвященных положению граждан России, постоянно проживающих в СНГ и Прибалтике, также не раз поднимался вопрос об усилении контроля над целевым расходованием средств, выделяемых Москвой соотечественникам. Так, председатель Ассоциации российских граждан в Литве Валентин Мещеряков подверг критике "непрозрачность" процедуры распределения стипендий столичного мэра. Абитуриентам-россиянам получить их практически невозможно, тогда как, скажем, дочери литовского парламентария, изучающей вовсе не русский язык и при том без особых успехов – пожалуйста. Это наводит на мысль о коррупции, бороться с которой, безусловно, в интересах московского руководства.
Глава Союза русских общин Приднестровья протоиерей Дионисий высказался еще резче: распределение московской помощи, по его словам, полностью отдается на откуп национальным элитам. В прошлом году лидеры русских организаций Молдавии и ПМР добились увеличения квоты на обучение в российских вузах с 50 до 150 мест. Однако русские – граждане России не имели права участвовать в отборочном тестировании. "В итоге поступили всего 50 русских – не граждане Российской Федерации, а лица без гражданства из Приднестровья, которых тут будет "гонять" милиция. Остальные сто –"нацкадры", – заявил О.Дионисий. – "Министерство образования Молдовы, естественно, своих детей протолкнуло на обучение в Москву. Я вам гарантирую: никогда Москва не научит их любить Россию – все равно они будут поддерживать Бухарест". Глава русских Приднестровья призвал Московское правительство и российское руководство дать посольству России в Кишиневе четкие указания по поводу организации тестирования абитуриентов.
Хочется надеяться, что демонстрируемый сейчас системный подход столичного правительства к решению проблем соотечественников позволит устранить подобные досадные огрехи. Предложенная мэрией программа хотя бы в небольшой мере поможет удовлетворению экономических, культурных и информационных потребностей русских постсоветского пространства – а там, возможно, и федеральное правительство подтянется.