Прошла ли на Руси Великая Смута?
Последствием всеобщего хаоса стало появление самозванцев
В этом году отмечается 400-летие мученической кончины святого Патриарха Гермогена, вслед за которой последовало преодоление Великой Смуты. Само слово «смута» стало нарицательным, обозначающим большой беспорядок в глобальном масштабе, будь то в государстве или в умах людей, населяющих его. Сегодня модно говорить о «новой смуте». Очевидно, что под этим понятием подразумевается разделение великого Русского государства – исторической России. Многие скучают по распавшемуся Союзу Советских Социалистических Республик. Я специально написала полностью расшифровку аббревиатуры СССР: далеко не каждый сегодня знает, как называлось то государство, которое мы потеряли совсем недавно. Особенно среди молодежи. Однако неверно считать началом новой смуты конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века. Новая смута коренится в феврале 1917-го., и явилась она наказанием за грехи богоотступничества, «увенчанные», если так можно сказать, цареубийством, как и Великая Русская Смута рубежа XVI–XVII веков.
Многие историки относят начало Смутного времени к дате смерти царя Ивана Грозного. Такая гипотеза имеет смысл, если учесть, что первый русский царь не оставил достойного преемника. Федор Иоаннович был человеком благочестивым, совестливым, при нем действительно возросла русская духовность, но вот о политическом росте русской государственности в то время можно спорить. Младший сын Ивана Грозного царевич Димитрий пребывал в юных летах. В 1591 г. в Угличе царственный отрок погиб, а спустя несколько лет, в 1598 г., отошел ко Господу и благочестивый государь Федор Иоаннович.
На русском престоле утвердился Борис Годунов. Историки мало говорят о тяжелейших стихийных бедствиях, обрушившихся тогда на Русь. Вулканическая зима, по данным метеорологов, случившаяся в 1600 г. и ставшая последствием извержения перуанского вулкана Уайнапутина, – это именно то, чем нас пугают и сегодня. А именно: загрязнением атмосферы Земли пеплом и серными газами, в результате которого солнечные лучи не достигают поверхности планеты или достигают с недостаточной интенсивностью. Это явление вызвало в начале XVII века повсеместное похолодание. Ученые-климатологи называют это время Малым ледниковым периодом. Три года – с 1601 по 1603-й – летом были заморозки, а в сентябре уже выпадал снег. Нужно ли говорить о неурожае в тот период? Его последствием стал страшный голод, жертвами которого из 10 миллионов, составлявших население страны, стали около трех миллионов человек. Наблюдались случаи людоедства. Голодающий люд стекался в Москву, где раздавали хлеб и деньги, впрочем, обесценившиеся. Но эти меры не помогали, дезорганизация усиливалась. Помещики не могли содержать своих крестьян и выгоняли их из своих владений, не давая при этом «вольную», т.к. надеялись вернуть их обратно. Не имея иных средств к существованию, несчастные пополняли шайки разбойников, усиливая всеобщий хаос. Не замедлили вспыхнуть эпидемии холеры и других инфекционных болезней. Спасаясь от голода, значительная часть населения центральной Руси переселилась на юг и восток – в низовья Дона и Волги, в Сибирь и на Урал.
Еще одним последствием всеобщего хаоса стало появление самозванцев, чему способствовала внезапная смерть Бориса Годунова. Вот это и стало фактическим началом Великой Русской Смуты. Практически всем известно, что появлению самозванцев предшествовали слухи о том, что царевич Димитрий жив. Людям так хотелось, и до сих пор хочется, верить в доброго царя. Вот появится он и сразу настанет мир и всеобщее благоденствие. Наверное, такая вера – это отличительная черта русского народа. Ее и использовали генетические враги Русского государства, инспирируя неоднократные интервенции. Они, эти враги, уже практически достигли цели – государство практически переставало существовать.
Только, как это часто бывало в нашей истории, захватчики забыли о Боге и Его Промысле. Да, попустил Господь такое испытание по грехам наших предков, но и избавление также послал тогда, когда, дойдя, что называется до предела, они покаялись. И здесь необходимо отметить особую роль русского Патриаршества. Первый Московский Патриарх Иов стал и первым мучеником Смутного времени: изгнанный в Старицкий монастырь Лжедмитрием за предание анафеме, совершенно ослепший, он вернулся в Москву после падения самозванца для того, чтобы совершить чин всеобщего покаяния, которое состоялось 20 февраля 1607 г. в Успенском соборе Кремля. Уходящий в вечность старец также благословил на Патриарший Престол тогдашнего Казанского митрополита Гермогена.
Святой Патриарх Иов
Без внутреннего трепета представить себе те события невозможно. Православный люд, возглавляемый царем Василием Шуйским и патриархом Гермогеном, со слезами взывали к Иову: «О, пастырь предобрый! Прости нас, словесных овец бывшего твоего стада… Мы же, окаянные, малодушные, своими нравами отбежали от тебя, предивного пастуха. И заблудили в дебри греховодные и сами себе дали на снедь злолютому зверю, иже всегда готов губить души наши. Восхити нас, о богоданный решитель, от нерешимых уз, по данной тебе Божественней благодати». На это старец отвечал: «Чада духовные! В сих клятвах и крестного целования преступлении, надеясь на щедроты Божии, прощаем вас и разрешаем соборно, да примите благословение Господне на главах ваших».
Однако должны были еще пройти годы – до двух ополчений 1611 и 1612 годов и избрания на царство Михаила Федоровича Романова на Земском соборе в январе 1613 г.
Кто только ни ополчался на Русь – и шведы, и поляки, в числе которых были запорожские казаки, и крымские татары. Как лютые волки разрывали они своими клыками плоть Русского государства, стремясь уничтожить и сам русский дух. «Грехов ради наших разлился превеликий Божий гнев», – отмечал неизвестный летописец в «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства», написанном в 1612 г. Чем-то напоминает Ветхозаветный «Плач Иеремии» не правда ли? «Везде измена, трусость и обман» – эти слова царя-мученика Николая II, произнесенные в 1917 г., вполне приложимы и к происходившему в годы Великой Смуты.
Но на бескрайних пределах Руси, охваченных беспорядками, было место, которого Смута не коснулась. Это – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Именно отсюда берут исток духовные силы русского народа, объединенные ополченцами Минина и Пожарского. Сам преподобный Сергий Радонежский хранил свою страну. Не зря о нем сказано: «Время общественных бедствий – есть его время!»
Трижды являлся преподобный гражданину Минину и звал на защиту погибающего Отечества. Его личный пример вдохновил многих.
Святой Патриарх Гермоген
А в Москве несломленный старец – 80-летний патриарх Гермоген, истаивающий от голода в польском застенке, не уставал благословлять и таким образом вдохновлять русских людей на освобождение родной земли от наросшей на ней плесени – самозванцев, интервентов, иноверцев и бывших своих – изменников вере и Отечеству.
Из самого сердца Святой Руси – Свято-Троицкой лавры исходил призыв к всенародному покаянию и объединению против врагов внешних и внутренних. И из самой глубины русского народа встали гражданин Кузьма Минин и князь-воевода Дмитрий Пожарский. Объединение сословий и мировоззрений, характерное для второго победоносного ополчения, стало залогом освобождения и возрождения Российского государства. Не зря девизом ополченцев стали слова: «Помня свое Отечество!», а символами – воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и Казанский чудотворный образ Пресвятой Богородицы. К слову, именно поэтому праздник – День Народного Единства – мы отмечаем 4 ноября, когда православные особо почитают Пречистую Богоматерь в этом чудотворном образе.
Необыкновенное воодушевление охватило людей, когда Кузьма Минин обратился к ним с призывом: «Станем все как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы»! И сам отдал все, что было ценного у него, включая оклады икон и украшения жены. Охваченные, как бы мы сейчас сказали, русским патриотическим духом, нижегородцы начали массово записываться в ополчение, делая не просто посильные взносы, но и часто отдавая все свое имущество.
Шествие русского народного воинства было победоносным. Конечно, трагический пример Первого ополчения Прокопия Лепунова, потерпевшего поражение из-за внутренней разобщенности, не должен был повториться. И не повторился.
В феврале 1612 г. ополченцы освободили Ярославль, а в августе того же года – подошли к Москве. Польские захватчики пытались пытками и угрозами заставить замолчать совесть русского народного ополчения – святого Патриарха Гермогена. Но напрасно.
5 ноября 1612 г. польский гарнизон, занявший Кремль, сдался. Запустение и осквернение столицы – таков был итог западной, «просвещенной» оккупации: загаженные покои, изрезанные иконы с выколотыми глазами… На развалинах Смуты теперь предстояло строить новое государство. И начало этому процессу было положено на Земском соборе, состоявшемся в январе 1613 г., когда на царство был избран Михаил Федорович Романов.
Свв. Патриархи Гермоген и Иов совершают Покаянный чин в Успенском соборе Московского Кремля в 1607 г. Художник Наталья Климова«Сам угодник и исповедник Христов не дожил до этого долгожданного события: враги уморили его голодом в заточении. Призывы и молитвы умирающего в темнице восьмидесятилетнего старца заставили одуматься тех, кто оступился. Вдохновили тех, кто искал путей возрождения ослабленной России, умилостивили Того, Кто подает всякую победу. Патриарх Гермоген – мученик на Московском патриаршем престоле – символ жертвенного служения Церкви и на все времена, пример верности Христу и любви к Отчизне», – пишет в своем послании к 400-летию преставления святого Патриарха Гермогена Святейший Патриарх Кирилл.
Спустя 300 с небольшим лет династия Романовых прервалась в связи с убийством большевиками царя-мученика Николая II и всей его семьи. Началась новая смута. Относительное спокойствие во времена СССР – суррогата Российской империи взорвалось т.н. «перестройкой» конца 80-х – начала 90-х годов. Опять стали актуальными исполненные горечи слова: «Везде измена, трусость и обман».
Новая Смута не преодолена до сих пор. Разделение в умах, разделение в душах – вот почему мы так горюем из-за разделения земель, разобщения русского народа. Сегодня у нас осталась едва ли не единственная объединяющая сила – патриаршая. Как и в XVII веке, нас, русских, разбросанных по городам и весям бывшей единой Родины, объединяет Русская Православная Церковь и ее Предстоятель – Святейший Патриарх Кирилл.
«К нам сегодняшним не в меньшей степени обращены слова мученика и исповедника святителя Гермогена: «Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и в будущем! Стойте за веру неподвижно; а я за вас Бога молю!», – пишет Его Святейшество. – Будем же верными наследниками достославных наших предшественников, которые не щадя жизни, не ища легкого пути, не скрываясь от тех испытаний, которые послал Господь, защищали свою христианскую веру и не мыслимую без этой веры Святую Русь. Нам любить ее красу, приумножать достояния, сохранять ее самобытность».