Противогаз
Юлии Тимошенко дали семь лет по политическим мотивам
Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко признана виновной в превышении служебных полномочий при составлении газовых договоров с Россией и в нанесении украинской экономике колоссального ущерба. За это ее приговорили к семи годам тюрьмы.Те, кто инициировал процесс над Тимошенко и управлял им из-за кулис, несомненно - великие драматурги. Так умело до последнего сохранять интригу, чтобы даже все знающие украинские политологи растерянно разводили руками на вопрос о возможном исходе процесса, - это несомненный талант. И как бы Виктор Янукович ни убеждал накануне, что судьба Тимошенко его не волнует, что для него главное - честные договорные отношения с Россией, вряд ли кто-то из тысяч людей, собравшихся вчера утром на Крещатике, ему поверил.
На Крещатике же вчера утром творился "дурдом". Именно так характеризовали происходящее журналисты, пытавшиеся пробиться хотя бы во двор Печерского суда. Если раньше для этого было достаточно предъявить удостоверение, то теперь вся арка, ведущая к суду, была занята бойцами "Беркута". Они стояли, отсвечивая касками-головками, и не вступали ни с кем в переговоры - ни с журналистами, ни с депутатами, решением судьи Киреева приравненных к простым смертным. Накануне он запретил им вход в суд. Да и пробиться к заветному адресу было проблематично: с каждым метром плотность сторонников Тимошенко росла. Буквально проталкиваться приходилось даже властителям дум, королям прямых эфиров, вроде номинального лидера оппозиции Арсения Яценюка или "правой руки" осужденной Александра Турчинова.
За неимением места для развернутых интервью политики забирались на высокие пороги бутиков, чтобы освободить место для телеоператоров. Но и с этих импровизированных трибун донести что-либо до журналистов было проблематично: лозунги и речи, несущиеся на полной громкости из колонок по обе стороны от суда, делало общение весьма проблематичным.
Проблемы, впрочем, возникали и у простых обитателей близлежащих домов. "Я на работу опаздываю, у меня переговоры. Мне плевать на вашу Тимошенко!" - кричала солидная дама, безуспешно пытаясь пробиться к входу в свой собственный офис, плотно занятый политиками, до этого виденных ею только по телевизору. Впрочем, вчера искреннее удивление и ажиотаж у людей вызвал бы, пожалуй, только Виктор Янукович, внезапно явившийся в суд с букетом цветов.
"Мы все здесь, чтобы не допустить провокаций. Если СБУ говорит, что возможны теракты, то это уже наша задача их предотвратить. Нам главное не допустить столкновений, не быть обвиненными в беспорядках", - пояснил "РГ", отвлекшись от камер, вице-спикер парламента от оппозиции Николай Томенко. Действительно, в понедельник главная спецслужба Украины анонсировала через неназванные "источники" возможные кровавые теракты, но, судя по количеству людей, никто этому предупреждению не внял, даже противники Тимошенко.
Противники - явно аполитичные студенты, сбежавшие с пар - привычно топтались на своих, огороженных решетками "пятачках" и размахивали черными флагами с надписью "Хватит!". Формально Партия регионов к этому действу отношения не имеет, его организовал Общевойсковой союз Украины и его глава Олег Калашников. Когда-то этот бывший "регионал" был изгнан из фракции за нападение на журналистов. "Мы за то, чтобы наконец закончилось беззаконие и та, кто ограбил Украину, получила достойное наказание", - вещал на камеры заученный текст этот мужчина в черном пальто. Впрочем, внимания ему журналисты уделяли мало, видимо, помня старые обиды. В толпе политизированные пенсионеры, колхозники и представители творческой интеллигенции, у которых, судя по разговорам и репликам, "за Украину душа болит".
У "массовки", судя по отсутствующим взглядам и нездоровому румянцу, не болит ничего. Их даже не коробило, что, по словам своего предводителя, сказанным по-русски, которые без перерыва транслировали колонки, Тимошенко ограбила Украину фактически на пару с Россией. В политические тонкости эти ребята явно не вдаются.
Тем временем в зале заседаний судья Киреев зачитывал приговор. Он сразу установил, что Тимошенко превысила свои полномочия при подписании газовых договоров, а позже только объяснял, какие именно доводы защиты и почему он не принял к сведению. По всему получалось, что защита работала зря. В коротких перерывах Тимошенко успевала выступать с короткими речами, суть которых сводилась к тому, что "темницы рухнут". "Я уверена, что приговор, который вынес Янукович, даст народу понимание, что диктаторы сами не уйдут", - заявила она.
В этот судьбоносный для нее день рядом с Тимошенко были дочь Евгения и муж Александр. Они вместе смотрели в планшетный компьютер, которым экс-премьеру именно сейчас разрешили пользоваться. Сама подсудимая вела себя так, будто все происходящее ее не касается, но иногда, будто походя, бросала реплики в унисон с читающим приговор Киреевым. Белое пальто, небрежно уложенная коса, очки - за два месяца в СИЗО Тимошенко почти не изменилась. Не подавала она и традиционных жалоб на здоровье. "У меня здоровья хватит", - с какой-то угрозой бросила она судье.
Семь лет тюремного заключения с отбыванием в колонии в Киевской области, больше полутора миллиардов гривен ущерба, который следует возместить. Эти слова прозвучали почти в полной тишине, только потом в зале, где не было ее близких соратников, лишь журналисты информагентств и операторы, начался ропот. "Слава Украине!" - сказала Тимошенко, уходя вслед за конвоем. Драматическая точка, таким образом, была поставлена.
Тем временем на Крещатике уже начинались небольшие столкновения. Люди начинали раскачивать автобусы с тонированными стеклами, стоящие по обочине. Депутаты бросились гасить страсти, призывая людей к порядку. "Почему так?" - поинтересовался корреспондент "РГ" у депутата Сергея Мищенко, близкого соратника Тимошенко. "А смысл? Приговор не окончательный. Еще две недели на обжалование, апелляции и прочие юридические инструменты. Отпустить ее на самом деле могут на любом этапе. Янукович все равно оставляет себе пути к отступлению - или через апелляционный суд, или через декриминализацию ее статьи. Теперь все будет зависеть о того, как отреагируют за рубежом, как отреагирует народ. Если давление будет серьезным, Юля будет свободна. Если международное сообщество и украинцы это проглотят, приговор не изменится. Янукович бросает всем вызов и ждет реакции. Теперь ход за нами. Все только начинается", - считает Мищенко.
Комментарии
Владислав Воробьев
Решение Печерского суда приговорить экс-премьера Украины Юлию Тимошенко к 7 годам лишения свободы не дает Киеву никаких аргументов в дискуссиях с Россией по газу. Так считает вице-спикер Госдумы, президент Российского газового общества Валерий Язев. Парламентарий назвал приговор "неожиданно строгим и непривычным". По словам зампредседателя Госдумы, в данном случае речь идет о "внутриполитических и внутрисудебных делах Украины. Но если говорить о российско-украинском газовом сотрудничестве, то этот (вердикт. - "РГ") не может быть каким-то аргументом в наших дискуссиях в пользу Украины".
На этот раз комментарии из Москвы практически полностью совпали с последовавшими заявлениями из европейских столиц. Первым из Евросоюза на приговор по делу Тимошенко отреагировала глава дипломатического ведомства ЕС Кетрин Эштон. По ее словам, суд не соответствовал международным стандартам справедливого и независимого разбирательства. Эштон подчеркнула, что Евросоюз "глубоко разочарован" приговоров экс-премьеру Украины. При этом европейский дипломат номер один назвала приследование Тимошенко политически мотивированным. В специальном заявлении она отметила, что приговор скажется на отношениях Украины с ЕС в худушю сторону.
С Эштон согласились в дипломатическом ведомстве Германии. Там заявили, что приговор Тимошенко будет иметь "последствия" как для отношений Украины с ФРГ, так и для отношений Украины с Евросоюзом. А в польском МИДе уверены, что судебная система Украины политизирована: "Польша вместе с Евросоюзом и его странами-членами с обеспокоенностью наблюдают за ситуацией с судом над бывшим премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. То, как проходил судебный процесс, и сам приговор, является примером политизации украинской судебной системы". В МИД отметили, что Польша неоднократно указывала на необходимость гарантирования честного и прозрачного судебного процесса, а "дальнейшее рассмотрение дела продемонстрирует, будет ли Украина дальше двигаться в направлении евроинтеграции".
Аналогично считают и в МИД Франции: "В ходе судебного разбирательства в отношении членов бывшего кабинета министров госпожи Тимошенко оказалась замешана политическая мотивация. Мы призываем украинские власти соблюдать положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". По мнению французских дипломатов, Украина, которая в этом году возглавила кабинет министров Совета Европы, "должна быть образцом" в деле улучшения правовой ситуации. "Это основа и залог успешного завершения процесса по присоединению Украины к соглашению об ассоциации с ЕС", - считают в Париже.
Между тем
Владислав Рильский
"Российская сторона уважает суверенитет украинского государства и независимость судебной системы Украины, - говорится во вчерашнем заявлении МИД России. - Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что руководство многих государств и мировая общественность воспринимают весь этот судебный процесс как инициированный исключительно по политическим мотивам. Обвиняя Ю.В.Тимошенко в превышении власти при заключении контракта на поставку российского газа в 2009 году, Печерский суд проигнорировал убедительные свидетельства того, что упомянутые газовые договоренности были оформлены в строгом соответствии с законодательством России и Украины и применимыми нормами международного права. Не можем в этой связи не отметить и очевидный антироссийский подтекст во всей этой истории. По сути дела Ю.В.Тимошенко судили за действующие и никем не отмененные юридически обязывающие соглашения между ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины". В России твердо настроены на развитие и углубление всестороннего партнерства с Украиной, в том числе на поиск взаимоприемлемых решений в газовой сфере, как об этом условились руководители двух государств в Завидово 24 сентября с.г. Искренне надеемся на то, что движению в этом направлении не помешают попытки в одностороннем порядке вывести ситуацию из согласованного правового поля. Договоры должны выполняться".