logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Политика

Андрей Белов

Пути США и Пакистана расходятся?

Ситуация стала постепенно меняться после известных событий 11 сентября 2001 года

Несколько неожиданный визит президента Пакистана Первеза Мушаррафа в Россию, ставший первой российско-пакистанской встречей на высшем уровне после более чем 30-летнего перерыва, вызвал немало толков среди международных наблюдателей.

Действительно, Пакистан всегда считавшийся одним из наиболее близких союзников США в Азии долгое время имел весьма напряженные и сложные отношения с СССР, а затем и с Россией. Так уж складывалось исторически, что пакистанские власти оказывали широкую помощь и поддержку тем силам, которые действовали против интересов России в Центральной Азии, в частности, воевавшим с советскими силами в Афганистане моджахедам, а затем и режиму талибов. К тому же, Москва имела традиционно тесные связи, в т.ч. и в военной сфере, с Индией – основным соперником Пакистана.

Ситуация стала постепенно меняться после известных событий 11 сентября 2001 г., когда официальный Исламабад присоединился к международной антитеррористической коалиции и разорвал отношения с талибами. К этому периоду относятся первые шаги по установлению конструктивных отношений с Россией, в которых определенную роль сыграли и США. Первоначально Пакистан приобрел для американцев резко возросшее значение как главный плацдарм для проведения военных операций в Афганистане против талибов и боевиков "Аль-Каиды". В Пакистан широким потоком хлынула американская экономическая и военная помощь, что в значительной мере укрепило положение режима Мушаррафа. К тому же, Вашингтон совместно с Россией предпринял ряд важных шагов по смягчению напряженности между Индией и Пакистаном, которые в конце 2001 г. уже стояли на грани военного конфликта, грозившего стать ядерным.

Однако со временем, в связи с подготовкой войны в Ираке и относительной стабилизацией обстановки в Афганистане былая заинтересованность США в сотрудничестве с Пакистаном стала спадать. В американских СМИ и Конгрессе стала все громче звучать жесткая критика в адрес Исламабада за "неспособность" пресечь растущие антиамериканские настроения в стране, "недостаточно решительную борьбу" с укрывшимися в приграничных с Афганистаном районах террористами "Аль-Каиды" и т.д. В прессе США также высказывались опасения по поводу возможности получения радикальными исламистами доступа к пакистанскому ядерному оружию. Не секрет, что значительная часть младшего и среднего офицерского состава пакистанкой армии симпатизирует радикальному исламизму и имеет связи с бывшими талибами и "алькайдовцами".

Со своей стороны руководство Пакистана не одобряет планов войны США в Ираке, опасаясь массовых народных волнений у себя в стране, способных серьезно пошатнуть положение правительства П. Мушаррафа. Исламабад раздражает и явное нежелание американских партнеров посвящать их в свои планы и делиться важной информацией. В пакистанских же "низах" растет недовольство поведением американских военных, хозяйничающих в Пакистане, как у себя дома и требующих права преследовать, арестовывать или открывать огонь по любым лицам, подозреваемым в причастности к "Аль-Каиде" на всей территории страны. Правительство Пакистана также подвергается общественному давлению внутри страны в связи со слишком активным сотрудничеством властей с американцами в преследовании подозреваемых в связях с "Аль-Каидой". По требованию США пакистанские спецслужбы уже выдали американским властям более 400 своих граждан, обвиняемых в террористической деятельности.

В свете этого малоизвестный инцидент, имевший место в конце декабря 2002 г. на афгано-пакистанской границе не выглядит таким уж случайным. По информации, просочившейся в некоторые пакистанские газеты, а затем и дальше, 20 декабря пакистанские пограничники открыли огонь по американскому патрулю, пересекшему границу с Афганистаном в ходе преследования "возможных террористов". При этом один американский солдат был тяжело ранен. В ответ американцы вызвали поддержку с воздуха и авиация США нанесла ракетный удар по зданию религиозной школы на пакистанской территории, в которой якобы укрылись "подозрительные лица". Впоследствии обе стороны постарались всячески замять инцидент и принизить его значение.

Но в Пакистане многие расценили этот случай как проявление нежелания США особо считаться с суверенитетом и политически чувствительными аспектами жизни пакистанского общества. Такие настроения особенно сильны среди пуштунского населения Пакистана, из числа которого, между прочим, набирается 90 процентов личного состава пакистанского Корпуса пограничной охраны. Естественно, что приграничным пуштунским племенам не нравится то, что делают американцы против части их соплеменников в Афганистане и они особенно чувствительны к вторжениям войск США на свою территорию.

Еще одним фактором, подлившим масло в огонь американо-пакистанских противоречий, стало недавнее решение Службы иммиграции и натурализации США распространить действие введенной после 11 сентября 2001 г. "Системы регистрации въезда-выезда в интересах национальной безопасности" на граждан Пакистана. Исламабад даже заявил Вашингтону официальный протест по этому поводу, указывая на то, что включение Пакистана в "черный список" создает ему большие проблемы на "домашнем фронте" и властям становится очень трудно убеждать население в необходимости тесного сотрудничества с США.

Имеются также данные о том, что в рядах высших офицеров пакистанских вооруженных сил растут подозрения, что после разрешения иракского кризиса Соединенные Штаты намерены силой заставить Пакистан отказаться от своего ядерного арсенала. Ходят слухи, что Пакистан наряду с Ираном и Северной Кореей находится в верхней части американского списка потенциальных объектов недавно принятой "стратегии превентивных действий".

Для Исламабада, считающего свой ядерный потенциал краеугольным камнем национальной безопасности и инструментом сдерживания враждебной Индии, такой вариант развития событий считается абсолютно неприемлемым. В Пакистане с большим подозрением смотрят и на начало Вашингтоном нового стратегического диалога с Индией, а также возможное заключение американо-индийского соглашения о передаче Дели некоторых технологий в сфере противоракетной обороны. Тем более, что Вашингтон одновременно уклоняется от просьб Пакистана поставить ему крупные партии обычных вооружений и даже сохраняет в силе некоторые экономические санкции.

Поэтому в среде пакистанской элиты начинает бытовать мнение, что США не считают Пакистан достаточно важным для себя, чтобы портить из-за него отношения с Индией. Конечно, Вашингтон будет поддерживать достаточно высокий уровень партнерских связей с Пакистаном до тех пор, пока он заинтересован в сохранении своих позиций в Афганистане и в Центральной Азии в целом. Но былая теплота партнерства между Вашингтоном и Исламабадом явно пошла на убыль.

Возможно, именно это в значительной мере и подтолкнуло руководство Пакистана к желанию возобновить свой диалог с Москвой и тем самым создать "страховочный противовес" в своих отношениях с Вашингтоном. Тем более, что Россия имеет видимо не меньший, чем США потенциал для эффективного посредничества в деле урегулирования индо-пакистанских противоречий и может стать весьма выгодным экономическим партнером Пакистана.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie