Пятая колонна пошлости
Виктор Топоров — о том, какие праздники становятся подлинно национальными
Уже несколько лет проведение воинского парада в честь Дня Победы и неспешные приготовления к нему сопровождаются бурчанием радиоголосов, брюзжанием печатных СМИ и беснованием в либеральной части Рунета. Параллельно с Парадом Победы проходит парад местечковой — по уровню мышления и способу самовыражения — пошлости. Взявшей на вооружение столетней давности шутку: во-первых, я твой горшок не брала; во-вторых, брала уже разбитый; а в-третьих, вернула целый.
Или, словами нынешних пошляков, во-первых, никакой Великой Отечественной войны не было — СССР во главе со Сталиным то ли сам напал, то ли вот-вот собирался напасть на гитлеровскую Германию; во-вторых, выиграл войну только потому, что безжалостно послал на смерть чуть ли не полстраны, да и выиграл не сам, а лишь с помощью союзников; а в-третьих, на самом деле мы войну не выиграли, а проиграли, потому что — после всех принесенных нами жертв — живем все равно куда хуже немцев. Да и вообще, выиграй Гитлер войну, мы бы пили баварское пиво не последние 20 лет, а последние 70.
В подтверждение всех этих (и многих родственных) тезисов нам непременно покажут по «ящику» пару-тройку фильмов — немецких или на немецкие деньги снятых, напомнят о миллионах (!) изнасилованных красноармейцами немок, помянут Катынь, забыв помянуть Хатынь, и посеют еще немало столь же разумного, доброго, вечного. И плавно подведут нас к мысли о том, что армия у нас развалилась, но, тем не менее, мы по-прежнему представляем собой смертельную опасность для человечества. И лучше, конечно, было бы «отнять и поделить» не у российских скоробогачей (это как раз ни в коем случае), а саму Россию.
Трудно сказать, чего в подобных рассуждениях и умонастроениях (чаще всего принимающих откровенно пародийную форму) больше — глупости или подлости, а то и прямого предательства, — но совершенно очевидно, что такие высказывания прежде всего пошлы. По существу, к ежегодному параду в честь Дня Победы воровато пристраивается пятая колонна — колонна пошлости, — и марширует она со всё большей наглостью, со всё большим бесстыдством, со всё большим шумом.
Пошляки подметили, что значение Дня Победы (и воинского парада в его честь) из года в год возрастает — и усматривают в этом ростки сталинизма, тоталитаризма, империализма и всех прочих -измов. А оно и впрямь возрастает: ведь с отменой празднования 7 ноября День Победы остался единственным общенациональным праздником — вернее, единственным сплачивающим и консолидирующим нацию, единственным, сказали бы мои подразумеваемые оппоненты, консенсусным торжеством.
Новый год и 8 марта — праздники бытовые. 1 мая — день трудящихся, но тунеядцы и нахлебники живут у нас порой куда лучше, не говоря уж о капиталистах. Пасха и Рождество — праздники православные и в разговоре о них нельзя упускать из виду, что в городах-миллионниках уже куда больше мусульман, чем воцерковленных православных. Ну, а в какой мере способствуют консолидации «дорогих россиян» мусульманские праздники, вы знаете сами.
Есть, правда, еще два праздника — День народного единства (4 ноября) и День России (12 июня), — но они не работают и, скорее всего, никогда не заработают. В первом случае исторически туманен и бесконечно далек повод (Смутное время оно и есть смутное), а во втором — он и вовсе двусмыслен, ведь в День России мы, по сути дела, отмечаем отделение от России бывших союзных республик — и не очень понятно, что тут, собственно, праздновать.
Меж тем подлинно национальными становятся только те праздники, которые посвящены не только основополагающим, но и неоспоримо радостным событиям в истории той или иной страны. День Независимости — в США, потому что для американцев важнее всего независимость. День взятия Бастилии — во Франции, потому что для французов важнее всего свобода. День Победы — в России. День Победы — и воинский парад в День Победы. И возражающие против этого — глупцы, подлецы или прямые предатели — все они прежде всего пошляки.