Радиоактивные игры "патриотов"
Разработка Всеобщей концепции радиационной защиты населения становится на повестку дня как срочная проблема для украинской власти
В радиационной защите населения Украины исторически сложились двойные стандарты. Именно такая ситуация возникла, с одной стороны, в отношении к "имперскому" Чернобылю и с другой, – к родному украинскому радиоактивному газу радону.Что является "мерой всех вещей" в области радиационной зашиты?
Такой мерой является доза облучения человека, как всеобщий и универсальный эквивалент риска утраты здоровья. Единицей измерения дозы является всем известный БЭР (биологический эквивалент рентгена) или Зиверт. Соотношение указанных единиц таково: 1 Зв = 100 БЭР, или 1 мЗв=0,1 БЭР.
Что было " до того "?
Была ли радиоактивность до Чернобыля? Да, была. Ученые утверждают, что природная радиоактивность, вместе с солнечной радиацией, явилась одним из факторов, определивших характер эволюции жизни на Земле. Специалистам хорошо известно, что за год среднестатистический гражданин Украины получает 0,52 бэр, в том числе до 80 % этой величины за счет природного радиоактивного газа радона, который всегда присутствует в воздухе жилых и производственных помещений.
Радон – опасность №1
Радон является продуктом радиоактивного распада элементов ряда урана-радия, всегда присутствующих в горных породах, прежде всего гранитах, на которые так богата Украина, и почвах. Согласно практически неизвестной не только широким кругам украинской общественности, но и многим специалистам публикации № 65 МКРЗ (Международной комиссии радиационной защиты) 1993 года "радоноопасная зона" может быть определена как зона, в которой около 1% жилищ имеют концентрацию радона в 10 раз превышающее среднее национальное значение".
На Украине средняя концентрация радона 2-3 раза выше безопасного уровня, принятого во всем мире. Национал-патриоты от радиологии говорят, что этническому украинцу радон нипочем, его организм якобы за тысячелетия приспособился к повышенным дозам радиации за счет радона. Такие утверждения уже на Нобелевскую премию тянут, но пока никто в Украине такую заявку подать почему-то не догадался.
В 1992-99 гг. в МЧС Украины была реализована научно-практическая программа "Радон". Эта программа осуществлялась на пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территориях. Полученные данные свидетельствуют, что дозовые нагрузки за счет радона в жилых помещениях сельской местности разных регионов Украины составляют для населения от 0,15 бэр/год до 1.0 -1,5 бэр / год. А в отдельных зданиях достигают при этом до 3-5 бэр/ год, то есть до 210-350 бэр за 70 лет жизни. Приведенные данные свидетельствуют о чрезвычайной важности радоновой проблемы для Украины.
А что делается в отношении предотвращения радоновой опасности "у них", т.е. в странах, которые мы подобострастно называем цивилизованными? Так вот, в США, Швеция, ФРГ и т.д. уже несколько десятков лет реализуются специальные исследовательские программы по радону, а на каждый жилой дом имеется сертификат радиационного (прежде всего – по радону) качества, без которого немыслимы операции с недвижимостью. Что и позволило им спокойно перейти от 35 к 7-бэрной концепции радиационной зашиты населения.
Здесь будет уместным напомнить читателям, что еще в феврале 1991 года Верховным Советом УССР была принята широко известная "бiльш гуманна" 7-бэрная концепция радиационной защиты населения. Ее суть сводится к тому, что население, проживающее на радиоактивного загрязненных территориях, не должно получить дополнительную дозу облучения более 7 бэр за 70 лет жизни.
Понятно, что в первые годы после аварии дозы были больше, потом они пошли на спад. Более того, ученые утверждают, что в первые два послеаварийных года население уже получило до 80 % дозы за 70 лет жизни. Теперь эти закономерности хорошо изучены и использованы при расчетах ретроспективных и прогнозных за 70 лет жизни доз. При этом открываются интересные, уникальные данные, которые имеют большое общественно-политическое звучание и заслуживают внимания широких слоев нашего общества. Превышение дозового предела 7 бэр за 70 лет жизни прогнозируется только для 30 населенных пунктов из 2161, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения (менее 2 %).
Таким образом, даже по "бiльшой гуманно!" 7-бэрной концепции остаются всего-навсего зона отчуждения (в которой по дозовому критерию должно было бы остаться только 30 проц. территории) и только 30 населенных пунктов за ее пределами, где нужно заниматься реальной радиационной защитой населения. Эти 30 населенных пунктов расположены в двух наиболее загрязненных областях: Житомирской и Ровенской. Прогнозные за 70 лет жизни дозы для этих населенных пунктов составляют в среднем до 10 бэр, не превышая 26 бэр.
Правда, которая одна на всех
Таким образом, на радиоактивно загрязненных территориях Чернобыль "добавил" расчетную прогнозную дозу всего лишь от 10-20 до 100 процентов от величины дозы, которую граждане Украины получали "до того". И эта чернобыльская добавка по величине и пределам колебаний только иногда достигает, но чаще в 2-3 раза меньше вклада в дозу от природного радиоактивного газа радона. А на самом деле реальные дозы от Чернобыля оказались во много раз меньше прогнозных. А вот как оценивает подобные ситуации международная научная общественность: "Рассмотрение техногенных дозовых нагрузок в отрыве от естественного радиоактивного фона на данной местности является некорректным и непрофессиональным".
Так что же в действительности происходит с дозами?
С радиацией и дозами в Украине происходят поистине удивительные вещи, обусловленные политическими влияниями и оценками. Как становится ясным из изложенного, вся радиация в Украине после Чернобыля (1986-91 гг.) оказалась разделена на две категории: "рiдна украiнська", к которой организм этнического украинца якобы приспособился, и "Iмперська", связанная с Чернобылем, даже малые дозы которой являются более опасными в сравнении с природной. Именно этим обусловлено существование в Украине в области радиационной защиты двойного стандарта: поразительного невнимания по отношению к повышенным дозовым нагрузкам за счет радона и преувеличенного внимания к дополнительным дозовым нагрузкам за счет Чернобыля, тем более, что за это еще до сих пор платят и что на этом уже сделало успешно политическую карьеру не одно поколение депутатов всех уровней.
Из-за отсутствия должного внимания к проблеме радиационной защиты населения, в 50 % случаев чернобыльские переселенцы, за судьбу которых так беспокоятся некоторые деятели, на новых местах проживания получают суммарную дозу облучения (за счет радона) гораздо больше, чем было сэкономлено от Чернобыля при отселении из их родных сел!
Что делать?
Необходима единая концепция радиационной защиты населения от всех видов и источников радиоактивного облучения, а не лишь в связи с Чернобылем, как это сейчас происходит на Украине. Именно поэтому считаю, что разработка Всеобщей концепции радиационной защиты населения Украины становится на повестку дня как срочная проблема для украинской власти.