Ракетный наезд
Актуально
Развернутая недавно в Израиле и США шумная информационно-пропагандистская кампания вокруг решения России поставить Сирии партию ракетного вооружения не стала большим сюрпризом для искушенных наблюдателей. Известно, что такие кампании никогда не происходят просто так и всегда имеют вполне определенную подоплеку.Вот и в случае с российскими ракетными поставками Дамаску тоже не все так просто. Хотя о российско-сирийском оружейном контракте было известно уже довольно давно, скандал вокруг него был поднят сначала в Израиле, а затем в США и других странах Запада только в середине февраля. Причем произошло это сразу после громкого убийства в Ливане бывшего премьера этой страны Рафика Харири, в котором Вашингтон не замедлил обвинить сирийские власти, и накануне российско-американского саммита в Братиславе.
Судя по всему, кампания по оказанию давления на Москву и Дамаск развивалась по хорошо спланированному сценарию. Сначала израильские официальные лица и пресса голословно обвиняли Россию в намерении продать Сирии "дестабилизирующие региональный баланс" высокоточные оперативно-тактические комплексы "Искандер-Э" и модернизированные переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) "Игла" (по принятой на западе системе обозначения советского/российского вооружения – СА-18). Российская сторона, между прочим, ранее неоднократно отвергала сообщения о планируемой продаже Сирии комплексов "Искандер-Э".
Кстати, странно, что израильские власти, в распоряжении которых имеются ресурсы "лучшей в мире" разведки "Моссад", основывали свои обвинения на неких непроверенных слухах. Тем не менее, не обращая особого внимания на опровержения из Москвы, официальный Иерусалим и связанная с ним израильская пресса сразу взяли на вооружение обвинительный уклон. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, в частности, заявил: "Мы обеспокоены этим решением и полагаем, что его нельзя было принимать. Мы недовольны продажей оружия Сирии, особенно современного оружия, которое может попасть в руки террористических организаций".
В израильских же СМИ публиковались статьи, на все лады утверждавшие, что продажа Сирии российских ракет может подорвать безопасность Израиля. Читателям сообщали, что "Искандеры" способны поразить цели на всей территории Израиля, а переносные "Стрелы" якобы могут попасть в руки боевиков ливанской террористической организации "Хезболла", поддерживаемой Дамаском, и поставить под угрозу полеты израильской авиации над приграничными районами Сирии и Ливана. Выражалось даже мнение, что продажа ракет Сирии "вновь отбросит российско-израильские отношения назад".
Вслед за израильской прессой в кампанию включились СМИ США и их союзников по НАТО. В ряде влиятельных западных изданий проводилась мысль о том, что сделка по продаже Сирии российских ракет "нанесет дальнейший урон отношениям между Америкой и Россией". С осуждением военно-технического сотрудничества Москвы с Дамаском выступили и официальные инстанции США, давшие понять, что в Вашингтоне особенно опасаются, что российские ракеты могут попасть в руки повстанцев в Ираке, которые будут применять их против американских и британских самолетов и вертолетов. В ряде известных западных газет появились и утверждения о том, что "в последние месяцы Кремль занимает все более антизападные позиции".
Даже после получения правительством Израиля официальных разъяснений из России о том, что она не намеревалась и не намерена в будущем поставлять Сирии ракеты "Искандер-Э" и ПЗРК "Игла", а речь идет только о поставках войскового зенитно-ракетного комплекса "Стрелец", на который по международным соглашениям не существует никаких ограничений, страсти не слишком утихли. Не удовлетворили западных критиков и заявления российского руководства о том, что Россия не намерена делать ничего, что было бы способно нарушить баланс сил в регионе, а продает исключительно оборонительные зенитные ракеты.
Комментируя полученное от Президента России Владимира Путина письмо, в котором российский лидер гарантирует оборонительный характер поставок вооружения Сирии и невозможность его попадания в чужие руки, израильский премьер Ариэль Шарон, тем не менее, заявил: "Если говорить, довольны ли мы таким ответом, то надо сказать, что нет". Представители же канцелярии премьер-министра Израиля заявили в интервью российским СМИ, что "сегодня, когда весь мир ожидает перемен во враждебной атмосфере на Ближнем Востоке, Россия собралась продать ракеты Сирии. Ошибочны и сама сделка, и страна, выбранная для совершения сделки, и время ее осуществления".
Такая позиция вызывает некоторое недоумение. ЗРК "Стрелец" разработан и производится конструкторским бюро "КБ Машиностроения" в городе Коломна и представляет собой "пакет" из нескольких пусковых установок ракет "Игла", смонтированных на одной платформе, имеющей гусеничный или колесный ход. Комплекс также может быть установлен на боевых кораблях или вертолетах. Такой комплекс явно не годится для использования в террористических целях (террористы предпочитают малогабаритные ПЗРК) и к тому же имеет в конструкции ряд встроенных средств защиты от несанкционированного пуска.
Тем не менее, в Израиле и США продолжают нагнетать напряженность вокруг поставок Сирии ракетного вооружения российского производства. Так, недавно глава военной разведки Израиля генерал Аарон Зеэви-Фаркаш заявил в кнессете, что Сирия планирует приобрести у России еще более совершенные ЗРК ближнего радиуса действия "Панцирь". По мнению генерала, эти ЗРК могут появиться на вооружении сирийской армии уже через два года. И в этом случае, по оценкам израильской военной разведки, "можно говорить о серьезной модернизации системы сирийских ПВО".
В свете этого представляется, что последний "ракетный наезд" на Россию и Дамаск преследовал вполне конкретные политические, военно-стратегические и даже экономические "двуединые" цели. С одной стороны, США и Израиль стремятся максимально изолировать и ослабить Сирию, мешающую, по их мнению, реализации американо-израильского комплексного плана "мирного урегулирования" в Палестине, Ираке и Ливане. Одновременно оказывается и давление на Россию с целью заставить ее отказаться от самостоятельной роли на Ближнем Востоке, ограничить там ее влияние, а заодно и создать проблемы сильному конкуренту на мировых рынках вооружения.
Не случайно же, бывший советник премьер-министра Израиля Зеев Гензель в интервью для прессы особо подчеркнул: "Важно даже не то, какой тип оружия будет продан сирийцам, важен сам факт подобной сделки". Примечательно и высказывание видного эксперта по международной политике израильского Института противодействия терроризму Эли Кармон, заявившего, что "…если сделка между Россией и Сирией состоится, то со стороны России это будет необдуманный шаг".
Конечно, Россия пока еще в состоянии противостоять подобному давлению и в данном случае все равно выполнит свои контрактные обязательства по поставкам ЗРК Сирии. Однако, можно не сомневаться, что очередная шумная кампания вокруг военно-технического сотрудничества Москвы с "неправильными" государствами была далеко не последней и подобные "наезды", к сожалению, видимо прочно входят в практику взаимоотношений Запада с Россией.