logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика

Владимир Нестеров, Центр политтехнологий и анализа, г.Киев

Расширение НАТО

Украина в капкане многовекторности

2 апреля в Брюсселе прошла церемония, посвященная вступлению в НАТО семи новых членов: Болгарии, Румынии, Словакии, Словении и трех постсоветских государств – Латвии, Литвы и Эстонии. После их присоединения численность Североатлантического альянса теперь достигла 26 государств. Очередными кандидатами на вступление в НАТО являются Македония, Албания и Хорватия.

Очередные проблемы

Во время войны в Ираке новички безоговорочно поддержали позицию американцев. До сегодняшнего дня они держат в Ираке сотни своих военнослужащих. В конце марта во время приема в Розовом саду Белого дома Буш еще раз с похвалой отозвался об их действиях.

С появлением новых членов численность военнослужащих НАТО увеличивается до 3,5 миллиона человек, почти 175 тысяч из них приходится на новые страны-члены альянса. Впрочем, проблематично то, что новички вступают в НАТО, имея на вооружении старую технику. У некоторых стран нет ни военно-воздушных сил, ни танков. В ближайшие годы НАТО собирается устранить отставание, прежде всего, за счет американской военной техники.

Одним словом, новички в военном плане мало что могут предложить. Но их вступление имеет большое значение не только с политической, но и с географической точки зрения. Сухопутная зона ответственности альянса теперь впервые простирается вплоть до Черного моря.

Расширение НАТО принесло с собой и проблемы – как политические, так и практические. После американской авантюры в Ираке, против которой резко выступили Германия и Франция, обе стороны приложили немало усилий для восстановления хотя бы видимости мира и взаимного доверия. Но мир может оказаться кратковременным. Возник новый трансатлантический спор – из-за намерения Европейского союза отменить эмбарго на поставки вооружения Китаю. Вашингтон уже обратился к европейским правительствам с требованием сохранить эмбарго. По мнению американцев, отмена эмбарго окажет отрицательнее воздействие на стабильность в Азии.

Кроме того, США призывают "младоевропейцев", и не без успеха, отклонить некоторые идеи европейской интеграции и, в частности, военный аспект. По замыслу США, НАТО должна оставаться основой коллективной обороны. Пойдут ли американцы дальше? Для Чарльза Купчана, профессора Джорджтаунского университета и эксперта Совета по международным отношениям, "нет никакого сомнения в том, что некоторые круги в администрации Буша предпочитают расколоть европейцев, а не способствовать их интеграции". С администрацией Буша согласны британские евроскептики, которых часто называют "сиротами супружеской пары Рейган-Тэтчер".

Летом 1962 года президент Джон Кеннеди в своей речи в Филадельфии сформулировал долговременную стратегию в отношении Европы: "Мы воспринимаем единую и сильную Европу не как соперника, а как партнера. Основная задача нашей внешней политики состоит в том, чтобы способствовать этому проекту". Однако после войны в Ираке подход администрации США к этому вопросу кардинальным образом изменился. "Мы собираемся внимательно изучить, какую позицию Евросоюз собирается занять, – говорит помощник госсекретаря США Роберт Брадке. – Будет ли ЕС в оппозиции или же станет "противовесом" влиянию США?"

Слово "противовес" на языке Вашингтона непосредственно подразумевает Францию в целом и президента Ширака в частности. Неоконсерваторы, которые стремятся увековечить идею однополярного мира, приходят в ужас от этой идеи "противовеса". Французы, со своей стороны, не делают абсолютно ничего, чтобы опровергать наличие такого намерения. Недавно один французский дипломат подчеркнул, что только существование единой валюты позволило Европе устоять в противоборстве с США по иракскому вопросу: в былые времена такой кризис, действительно, подорвал бы валютную систему ЕС.

Тревоги и заботы России

Принятие в НАТО трех прибалтийских стран ознаменовалось началом патрулирования их воздушного пространства бельгийскими истребителями F-16. Западные границы России вошли в соприкосновение с пределами Альянса. Не удивительно, что торжества НАТО проходят под канонаду заградительного огня Москвы, отмечает немецкая газета "Вельт". Москва и Пекин с озабоченностью взирают на Брюссель. То, что на Западе расценивается как "исторический шаг" – все же в военный союз вступают сразу семь стран, – вызывает у правительств на Востоке скепсис. Уже во время первого этапа расширения, когда в НАТО вступили бывшие участники Варшавского Договора Польша, Венгрия и Чехия, град критики посыпался в первую очередь из Москвы. В рамках нынешнего этапа расширения, захватывающего районы, которые прежде являлись советскими, НАТО еще больше приближается к России.

Кремль озабочен прежде всего тем, что НАТО со временем передислоцирует войска в Прибалтику и таким образом окажется в нескольких минутах лета от Санкт-Петербурга. "Российские Вооруженные силы находятся в постоянной боевой готовности. Мы внимательно следим за последствиями расширения на наших границах", – подчеркнул председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Министр обороны Сергей Иванов тоже разделяет эти опасения: "Нельзя соглашаться с новыми военными базами в Прибалтике". Другое требование Москвы заключается в следующем: Эстония, Латвия, Литва и Словения должны присоединиться к модифицированному Договору об ограничении обычных вооружений в Европе (KSE). Эти новые государства не входят в соглашение, подписанное в 1990 году.

Тем временем пропутинское большинство в Думе потребовало от правительства пересмотреть в случае обострения ситуации свое участие в договорах о разоружении и укрепить ядерный потенциал вооруженных сил. Это решение президента Путина, конечно, ни к чему не обязывает, но о том, что в Москве, тем не менее, думают так всерьез, свидетельствует недавний случай. Когда натовский самолет-разведчик АВАКС приземлился в Литве, в воздух для патрулирования над Балтийским морем была тут же поднята эскадрилья российских боевых самолетов.

Китай недавно тоже присоединился к хору критики по поводу расширения НАТО. Правительство КНР надеется, что альянс в своей деятельности учтет сегодняшний период времени, говорят представители Министерства иностранных дел. Пекин делает ставку на новый мировой порядок, основанный на взаимном уважении и общих целях.

Между тем, государства НАТО пытаются успокоить волнения. НАТО не представляет для России угрозы, заверил государственный секретарь США Колин Пауэлл. Она-де является партнером в деле обороны "глобального характера". Джордж Буш тоже заверил, что НАТО в будущем хочет посвятить себя борьбе против международного терроризма. Одновременно Буш подтвердил, что НАТО и в будущем останется открытой для других государств до тех пор, пока единой не станет вся Европа, которая будет жить свободно и в мире.

Оценки зарубежных экспертов

Так ли это на самом деле?

Стивен Миллер, директор Программы международной безопасности Центра Белфера при Гарвардском университете считает, что НАТО продолжает выполнять по крайней мере семь важных функций. Во-первых, альянс – это инструмент, привязывающий американскую мощь к Европе. Во-вторых, новая НАТО соединяет вышедшую из холодной войны Европу воедино и интегрирует государства бывшего восточного блока в общеконтинентальное сообщество безопасности. Третий фактор – политика в отношении европейской периферии, в том числе Балкан. В-четвертых, НАТО позволяет США и Европе достигать взаимовыгодного разделения труда, когда европейский опыт и стремление осуществлять государственное строительство дополняют американские интервенции (как в Афганистане). В-пятых, НАТО обеспечивает военную инфраструктуру и возможности проведения операций за пределами зоны ответственности, в первую очередь на Ближнем Востоке. В-шестых, новая НАТО является наилучшим "поставщиком" государств в американские "коалиции желающих". Наконец, после 11 сентября 2001 года НАТО очень часто рассматривается как потенциально первостепенный инструмент в глобальной войне против терроризма.

Иного мнения придерживаются некоторые европейские эксперты. Так, Жорж Ле Гельт, директор по научной работе Института международных и стратегических отношений (Париж) говорит: "После окончания Второй мировой войны интересы европейских стран-членов НАТО больше не идентичны американским, да и поле действия Североатлантического альянса больше не Западная Европа, а Балканы и "Большой Ближний Восток". Вторжение в Ирак является хорошей моделью того, каким образом НАТО будет функционировать в будущем. В каждом конкретном случае европейские члены альянса будут решать, хотят они или нет участвовать в операциях, намеченных США. Те из них, кто пойдет на это, либо предоставят американцам свои базы, либо выделят военные подразделения. НАТО будет действовать с привлечением всех своих членов и объединенного командования лишь в случаях особых. Чаще всего это будут операции по поддержанию мира или восстановлению "разрушенных обществ".

Гвин Принс, профессор Лондонской школы экономики и политической науки, полагает, что "Основное предназначение НАТО сегодня находится в большей степени в дипломатической, нежели военной плоскости. Что касается роли НАТО, то она может включать в себя выполнение таких операций, какую альянс осуществляет в настоящее время в Афганистане. Маловероятно, что НАТО в ее нынешней форме будет использоваться как глобальный инструмент в осуществлении миссий по всему миру. Так, невозможно представить, чтобы НАТО как организация приступила к операции на Ближнем Востоке. Там могут быть задействованы отдельные страны-члены НАТО, скажем, при наличии мандата ООН".

Главная роль НАТО, по его мнению, заключается в том, чтобы составлять основу европейской системы безопасности и включить в нее Россию. Отношения альянса с Москвой должны быть радикально изменены. Важность роли НАТО как основы европейской системы безопасности существенно выросла после того, как стало окончательно ясно, что ЕС с аналогичной ролью не справился. Российским дипломатам и военным удалось договориться с Брюсселем о том, что в результате расширения НАТО в Европе не останется "серых зон", свободных от контроля над вооружениями, – об этом заявил официальный представитель российского МИДа, комментируя итоги брюссельского заседания Совета Россия-НАТО, впервые прошедшего в составе 27 членов.

Особые планы украинской власти

Пока Вашингтон и НАТО заняты поисками "противника", Верховная Рада Украины силами пропрезидентского большинства и "Нашей Украины" любезно предоставила Вооруженным силам НАТО право быстрого доступа на территорию страны. Меморандум устанавливает правовые основы поддержки Украиной проведения военных или миротворческих операций НАТО в рамках соглашения "Партнерство во имя мира". Он предусматривает предоставление Украиной технической, информационной, медицинской и другой помощи военным подразделениям НАТО во время выполнения военных операций и учений. Меморандум определяет, что такая помощь должна предоставляться на платной основе. При этом устанавливается режим освобождения хозяйственных операций от налогообложения и других обязательных сборов.

Документ предоставляет вооруженным силам НАТО право быстрого доступа на территорию Украины, если это необходимо для реализации общей политики альянса. Военная техника вооруженных сил НАТО (самолеты, вертолеты, танки, корабли) в случае необходимости может передвигаться по территории Украины на основе общего разрешения.

Совсем иначе подобные проблемы решает Россия. Уже в текущем году Россия и НАТО подпишут соглашение "О статусе сил" – оно урегулирует юридические вопросы размещения на территории России и государств альянса армейских подразделений и военной техники друг друга, сообщил министр обороны Сергей Иванов. "Документ позволит подразделениям НАТО с военной техникой пребывать на нашей территории, а нашим на территории стран-членов альянса", – сказал С.Иванов. Это соглашение готовится в рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, пояснил министр. Почему бы не поступить таким образом Украине? Ведь можно было приобщиться к переговорному процессу России с НАТО.

Но украинские власти, оказывается, имеют иные планы. На Стамбульском саммите НАТО летом этого года Украина хотела бы "получить четкие сигналы" в отношении перспектив сотрудничества с альянсом. Об этом заявил 1 апреля председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин на встрече с делегацией Совета по вопросам иностранных отношений США. По его словам, Украина ориентируется на более тесное сотрудничество с НАТО, потому что украинское государство "заинтересовано в укреплении собственной безопасности".

К чему все это может привести? Особенно, если учесть, что украинские власти отказываются вывести военный контингент из Ирака. Кое-что начинает проясняться на примере Польши. Новой мишенью террористов "Аль-Каиды" может стать президент Польши Александр Квасневский. Угрозы в его адрес опубликованы на арабоязычном сайте, который, как предполагается, связан с террористической организацией "Аль-Каида". На этом же сайте в минувшем году были опубликованы угрозы в адрес Испании, где недавно произошли самые кровавые в истории страны теракты, унесшие жизни 191 человека. Как сообщил глава польской разведки Збигнев Семятковский, на сайте содержится анализ политической ситуации в стране и отмечается, что срок полномочий Квасневского заканчивается в 2005 году, и тут же авторы текста выражают надежду на то, что "земля поглотит его" еще до этого срока.

С другой стороны, НАТОвские планы официального Киева трудно увязать с ратифицикацией Ялтинского соглашения о Едином экономическом пространстве. Хотя и здесь в позиции Киева немало узких мест. Требовать от России согласия на введение зоны свободной торговли и одновременно отодвигать на неопределенное будущее решение вопроса о единых таможенном пространстве и валюте, и при этом добиваться членства в НАТО, – это уже не многовекторность во внешней политике. Если бы что-то подобное происходило с отдельно взятым человеком, можно было бы говорить о раздвоении личности, то есть о психическом заболевании. А что можно сказать о страдающим "раздвоением" государстве?!

К счастью, членство в НАТО Украине пока не грозит, несмотря на все старания правых и пропрезидентских сил его заполучить. Британский аналитик Джеймс Шер, который консультирует НАТО по вопросам Украины, откровенно сомневается, что Киев получит официальное приглашение о вступлении в альянс на Стамбульском саммите 28-29 июня. "Я думаю, что украинской стороне не стоит надеяться на объявление в НАТО кардинальных изменений в статусе Украины…", – заявил он на днях в интервью украинской службе Би-Би-Си.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie