logo

Хлебные крошки

Статьи

Внутриполитический процесс в России
Общество
Россия
Валерий Мошев

Райком закрыт, все ушли во фронт

Куда приведет спираль общественного развития?

Общероссийский Народный фронт создан. Можно сколь угодно долго дискутировать в комментах на форумах, постить в блогах под пиво, кофе или сигаретку, догоняя уже отправившийся в путь с запасного пути бронепоезд. Можно задавать дурацкие вопросы, свидетельствующие о полном незнании новой и новейшей мировой истории: что за фронт такой, и с кем он будет воевать? Можно злорадствовать, можно желчно издеваться, можно яростно доказывать, что ничего путного из идеи Путина не выйдет. Не надейтесь, Рабинович! Выйдет. И выйдет если не путное, то уж точно путинское. А всё путинское, честно говоря, можно называть и оценивать по-разному, одно нельзя – сомневаться в эффективности действий Путина. И вот дальше уже начинается чисто творческий подход из серии: нравится / не нравится. Задача будет выполнена и выполнена эффективно. Эффектно – это не обязательно, это к Владимиру Вольфовичу. Почувствуйте один раз разницу. Не между Путиным и Жириновским, а между эффективно и эффектно.

Многие из тех, кто сейчас проклинает Путинскую эпоху России, наверное, плохо себе представляют, во что может вылиться альтернатива в лице (прекрасном и одухотворенном) господина Федотова согоспода, так сказать. Я сейчас не о тех, естественно, кто с ностальгией вспоминает о прекрасных демократических 90-х.

Этих так мало, что и в расчет можно не брать, даже если вкупе с госдепартаментом самой демократической державы на свете. Я о пламенных советских и русских патриотах, прекрасно помнящих древних славян и историю Российской империи, а также сталинский СССР, но напрочь забывших куда более для современного общества поучительный рубеж перестройки. И то, где они были тогда со всей своей нынешней яростью непобедимых интернет-берсерков.

Очень многие – на площадях, требовавших перемен, свободы Прибалтике и Грузии, и расстрела Советской Армии, пытавшейся первое время хоть как-то противостоять провокаторам с национальных окраин. Некоторые – защищали Белый дом. Некоторые из них – даже целых два раза. А подавляющее большинство трепалось на кухнях или просиживало диваны у телевизора точно так же, как сейчас треплется в блогах, на форумах или в твиттере.

В то время решалась судьба страны и судьба народов. Русского, в том числе. Именно русский, единственный из всех народов СССР, оказался самым большим разделенным народом. Не меньше других народов ограбленным, но главное – разделенным.

Самое грустное для меня во всей этой истории с народными фронтами, то, что отдав когда-то три года жизни работе в Интернациональном фронте трудящихся Латвийской ССР, сегодня я тихо радуюсь тому, что у нас создан Общероссийский Народный фронт – по сути, фронт нации. Но фронт не интернациональный. Это уже много! На самом деле, Народный фронт – это название, которое ко многому обязывает. И что еще важнее – многого не позволяет!

Сегодня бронепоезд Общероссийского Народного фронта еще только развел пары и медленно - чух-чух-чух - набирает скорость. И именно сейчас нужно успеть задать себе и друг другу вопросы, на которые еще нет ответа. До тех пор, пока по громкой связи не пролетит по блиндированным вагонам команда. Если хотите – приказ. И тут мы уже никуда не денемся и примем все как есть. Не обольщайтесь, вспомните опыт 91-го года. И попытайтесь понять, что раз у нас снова появились народные фронты, значит, 2011 год, год двадцатилетнего юбилея величайшей геополитической катастрофы двадцатого века – год ничуть не менее решающий, чем 91-й. Вспомните, так же пели соловьи, и ночи белые наступили, и казалось, что вся эта политическая суетень когда-нибудь да кончится… И впереди очередное лето, и многие даже успели в последний раз в своей жизни сходить этим летом в оплачиваемый плановый отпуск. А потом наступил август. И отпуска для многих закончились навсегда. Счастливые россияне просто не знают, насколько это серьезно. Я же говорю, народ наш – разделенный. И настоящего капитализма, хотя бы как в Прибалтике, еще и в глаза не видал, слава Богу. Но есть шанс увидеть. Не хотите? Тогда надо идти на фронт. Не верите? Фронт сам придет к вам! Мечтаете наконец-то пожить и в самом деле так, как реально живут на Западе? И так же поработать и так же за все отвечать? Ну что же, вы все равно окажетесь на фронте, только по другую его сторону.

И если меня читает сейчас какой-нибудь советский патриот, матерясь одновременно в мой адрес, и в адрес «путинского олигархического строя, вместе с партией жуликов и воров» продавшего Советский Союз и Россию тоже… Пусть этот патриот задумается о том, что у него есть шанс оказаться по одну сторону фронта с ярыми прозападными либералами. Против возможности, да-да, пока что одной лишь возможности спасти и русский народ, и Россию. Да, вместе с «Единой Россией» в том числе. Но спасти, а не угробить окончательно.

Народный фронт – это всегда смена вех. Это всегда революция или контрреволюция, кому как угодно. Это всегда точка бифуркации – тот самый заветный русский камень на перекрестке: налево пойдешь… направо пойдешь…

Для начала нам надо понять хотя бы вот это: к созданию Общероссийского Народного фронта нужно отнестись крайне серьезно. ОНФ – это и возможность, и упущенный шанс, и победа. Или хотя бы решающий перелом в ходе битвы, как тот, что произошел в Сталинграде. Шанс на объединение нации, пускай для начала нации политической, – для разделенного русского народа сегодня это последний шанс. Общероссийский Народный фронт потенциально предоставляет нам такую возможность – когда-нибудь соединиться, когда-нибудь начать действенную программу репатриации русских и других коренных народов России, не имеющих государственности за ее пределами.

В этой статье я не могу дать ответов, я могу лишь вместе с читателем задать вопросы. Но сделать хотя бы это сегодня крайне необходимо. Потому что если мы не начнем задавать вопросы сегодня, завтра, то, так и не услышав наших вопросов, нам продиктуют уже готовые и непреложные ответы. Как ответы на задачки в конце учебника. Тогда уже будет поздно задаваться вопросами, когда все решено.

Пока что ситуация еще в развитии, в самом начале. Пока еще можно на что-то повлиять, пока создание ОНФ не набрало необратимую инерцию. Только не надо говорить мне возбужденно, что народ никогда ни на что повлиять не в силах. Просто вспомните 91-й год. Народ мог выбрать другой путь, несмотря ни на что. Ни на агентов влияния в высших эшелонах власти, ни на всемерное влияние Запада. Если бы только народ захотел. Мы сами решили свернуть на тот путь, по которому идем сегодня. И некого винить. Но и опять наступать на грабли не стоит.

Мы не знаем еще почти ничего. Мы не знаем организационной структуры народного фронта. Мы не знаем главного – как в него вступать. Только лишь через общество садоводов-любителей или любителей аквариумных рыбок? Или же можно напрямую, в региональное, местное, городское, поселковое отделение ОНФ… У тех же перестроечных народных и интерфронтов ячейки были в каждой организации, на каждом предприятии… Мы не знаем как конвертировать в дело и общенародную пользу многообещающие слова о том, что организации – члены народного фронта будут равны в своих правах и обязанностях. О том, что руководство и члены партии «Единая Россия» не будут комиссарами в пыльных шлемах над массой сторонников ОНФ. Кстати, о сторонниках…

Мы не знаем ничего о сторонниках и участниках Движения. О фиксированном и нефиксированном членстве. Многим из нас сами эти термины ничего не говорят. А ведь это азы фронтовой науки, курс молодого бойца Народного фронта!

Мы не знаем, что будет, если на 2 миллиона членов партии «Единая Россия» в Общероссийском Народном фронте окажется десять миллионов непартийных членов ОНФ и 30 миллионов сторонников Народного фронта?! У кого тогда окажется контрольный политический пакет? Все это нам предстоит выяснить. И чем больше мы будем задавать таких вопросов, тем больше у нас шансов, что Общероссийский Народный фронт сможет стать действительно народным. А партии, даже «Единая Россия» и, скажем, профсоюзы, а также Общество автолюбителей и прочие важные и нужные организации будут лишь значимой, но не главной частью общероссийского народного движения.

И самое главное: цели и задачи фронта! Современная российская политическая партия может не иметь лица и идеологии – такова практика де юре и де факто. Если в ближайшее время мы не услышим предельно просто и ясно сформулированных целей ОНФ, а также пути достижения поставленных народным фронтом целей – вот тогда можно не волноваться и продолжать пить пиво, вяло постукивая по «клаве». Но мне все же кажется, что цели будут показаны, пути к ним – тоже. Пускай пока стратегические и довольно общие. Но согласитесь, есть разница между национальными интересами и детоталитаризацией общества. Между десятилетием последовательного развития и новой ускоренной либеральной реформацией. Между почвенниками и славянофилами, в конце-то концов, есть разница? Между мультикультурализмом, полиэтничностью и многоконфессиональностью и государствообразующим русским народом – есть разница?

Холуйствовать перед Западом или идти своим путем, разница есть? Душа или брюхо? Познер и Сванидзе или Кургинян – есть разница? Советский интернационализм и атеизм, западная толерантность и политкорректность с двойными стандартами, Православие и справедливость… В трех соснах не заблудимся, надеюсь. И главная наша задача сейчас не молчать, не хихикать из-за угла, а максимально четко и ясно, используя любую возможность довести до власти, какие цели и задачи нам ближе. А какие и вовсе отвергает подавляющее большинство народа. Народа, а не либеральных СМИ, хотелось бы подчеркнуть.

Надо задавать вопросы. Не будешь задавать вопросов – не получишь ответов. А ответ, даже отрицательный – это знание, – это проверка мировоззрением и здравым смыслом, – это, в конце концов, наше точное место в политической системе координат.

Народные фронты времен перестройки создавались сверху – партийными органами СССР и рядом других не менее дееспособных структур Центра. Цель создания – отнюдь не только развал Союза и достижение национальной независимости бывшими советскими республиками, РСФСР в том числе. Россия, кстати, под руководством Ельцина и начала процесс окончательного развала Союза. Подала пример и сделала предложение другим советским республикам. Такое предложение, от которого нельзя было отказаться, ведь без России Советский Союз все равно было не сохранить. Только в России, в отличие от той же Прибалтики, скажем, роль народных фронтов сыграла сама компартия… Так вот – целью создания народных фронтов периода перестройки было создание некоей пересадочной площадки для партийной и прочей советской номенклатуры. Народные фронты выполнили роль прачечной. Сжёг партбилет, вступил, предположим, в НФЛ (Народный фронт Латвии), будучи бывшим республиканским секретарем по идеологии, а из Народного фронта вышел уже спикером Сейма независимой Латвийской Республики. По пути еще умудрившись из русского Анатолия Горбунова стать сначала латгальцем, а потом и чистым латышом Анатолийсом Горбуновсом… Это всего лишь один конкретный пример. Таких примеров можно привести тысячи и тысячи, в том числе, и в России. Разница только в том, что в России вместо народного фронта можно было резко скакнуть из партии в какую-нибудь демшизу, как в чан с кипящим молоком, а потом обернуться респектабельным российским политиком или бизнесменом новой России.

Еще, конечно, народные фронты пригодились не только для «помывки» бывших партийных и прочих номенклатурных чиновников. Сохранив под своим контролем административный ресурс, новоиспеченные народнофронтовцы отлично отыграли выборы в республиканские парламенты, даже там, где выиграть просто не могли по определению. Ну, про это мы тоже знаем многое и в России. А потом эти парламенты, тогда еще Верховные Советы, дружно попринимали декларации о независимости. И Россия здесь тоже была не самой последней из союзных республик.

Результат: номенклатура, перескочив на лифте народных фронтов из коммунистов в ярых местных националистов и западников, не только преобразилась и сохранила власть, она эту власть еще и конвертировала в новый, более приятный статус. А народ, как говорится, глуп, да и водка. И это не только в России. Потому что, сразу же после избрания нового состава республиканских парламентов и принятия деклараций о государственной независимости Народные фронты были очень быстро распущены за ненадобностью – слишком массовыми они были, стали мешать делить власть и награбленное.

Значит ли вся эта недавняя история, что Общероссийский Народный фронт – это плохо?
Вовсе нет. Это значит лишь то, что Народный фронт – это действенный инструмент в руках опытных политиков. И даже, отчасти, народа. Цели народных фронтов могут и были в новейшей и новой истории самыми разными. Это еще до перестройки было известно. Не перестройка народные фронты изобрела, и не прибалты, и не украинцы с их Рухом. Так же точно, как и партии были разные в мире, и в истории, не только «Единая Россия». Почему я и не говорю о «ЕдРе» ничего плохого. И не вижу повода стенать от того, что пока что именно «Единая Россия» является для Владимира Путина организационной площадкой для создания Общероссийского Народного фронта.

Россия снова на переломе. На переправе коней не меняют. Может унести течением всю повозку. Вместе с конями. Переформатировать ведущую партию страны, изменить ее лицо, определить, в конце концов, понятную массам и приемлемую для них идеологию, можно только, нарастив сначала вокруг «Единой России» крепкое народное ядро, по своей силе и устойчивости, превосходящее саму партию. А уж потом и судьба «Единой России» решится: или воспримет серьезно урок и снова станет главной и уважаемой политической силой в стране, только уже заслуженно… Или же будет эта партия частью Общероссийского народного фронта, вовсе не обязательно главной. Или же уйдет в учебники истории. А фронт останется. До Победы!

P.S. Сотням тысяч российских соотечественников за рубежом, я имею в виду прежде всего граждан России, имеющих свои страновые организации, не мешало бы не мешкая решить для себя вопросы непременного участия в ОНФ! Чтобы хотя бы таким путем впервые в новейшей истории России голос самих российских соотечественников, проживающих за пределами РФ, стал бы значимым и слышимым голосом российской властной политики! Только Прибалтику взять: 100 тысяч российских граждан в Эстонии, почти полсотни тысяч российских граждан в Латвии… Сила. Могла бы быть сила…

И последнее. Можно бесконечно ждать, сидя на печи, поругивая власть – любую, какая достанется поколению. Но тогда и сетовать не на кого. Ни другой Родины, ни другого народа, ни другой власти у нас нет. А революций и перестроек с нас уже довольно. Пора попробовать другой путь изменения к лучшему нашей жизни, нашей, а не жизни возглавляющих любой политический процесс революционеров. Как? Как в очередной раз попробовать «обустроить Россию?» Только самим. Может быть, от нас как раз и ждут, чтобы мы не вмешивались…

Статьи по теме

Партнеры