"Разделение властей" – в одни ворота
Исполнительная власть в лице либерал-демократов, столкнувшись с реалиями жизни, проявила себя далеко не с лучшей стороны
Принцип разделения властей, а вернее функций власти (закон, олицетворяющий власть, разделить нельзя), на практике привел к тому, что исполнительная власть деформировалась в сторону расширения своих прав. Сознательно этот перекос произошел или нет, уже не важно. Главное другое. При определенных условиях это объективно необходимо и носит закономерный характер (война, всеохватывающий кризис, переход от одной системы общественного устройства к другой). В последнее десятилетие Россия столкнулась сразу с тремя этими факторами. Имеется в виду агрессия международного терроризма против России, крушение СССР и как результат тотальный кризис, переход от системы государственного партийно-номенклатурного социального капитализма (существующий в прошлом строй в силу господства госсобственности и наемного труда трудно назвать социализмом в полном смысле этого слова) к криминально-олигарническому капитализму. Плюс влияние традиции советского времени, когда партийный чиновник правил бал в стране.Исполнительная власть в лице либерал-демократов, столкнувшись с реалиями жизни, проявила себя далеко не с лучшей стороны. Чиновники, призванные проводить в жизнь законы (что составляет суть их профессиональной деятельности) не только определяли, какие законы надо принимать, но и решали, выполнять их или не выполнять. Они не несли строгой ответственности перед властью Закона, были не подконтрольны перед ним. Наиболее наглядно это проявлялось в субъектах Федерации. За десять последних лет трудно найти пример, когда бы исполнительная власть (губернатор, министр, глава правительства) ответила за порой граничащие с преступлением результаты своей деятельности (невыплаты детских пособий, пенсий, зарплат, нецелевое использование бюджетных средств и т.д.).
Да и перед кем отчитываться? Представительная власть до сих пор не имеет реальных полномочий. А если какие-то и есть, то они носят декларативный характер. Некоторые главы администраций, губернаторы краев, областей являются полновластными хозяевами и ведут себя зачастую, как в собственной вотчине. Решения по многим, порой судьбоносным, вопросам принимаются ими единолично, а законодатели в лучшем случае их только оформляют, придают им легитимность.
Не лучше обстоят дела и на федеральном уровне. Публичная политика подменена закулисными сделками, главные "герои" которых – чиновники. Именно господство чиновников является следствием той жалкой роли, которая отведена Конституцией органам представительной власти.
Наступает время, когда тенденцию всевластия чиновничества необходимо прервать. Как это сделать? На наш взгляд, во-первых, систему мнимого конституционализма преобразовать в реально действующую. Для этого необходимо Госдуму и Совет Федерации (сделав сенаторов избираемыми) наделить правом формировать по предложению Президента правительство и спрашивать с него за результаты работы. Необходим механизм прямой ответственности, вплоть до отстранения от должности, и губернаторов перед Президентом. Во-вторых, осуществить реформу всей структуры госслужбы. Сущностным элементом в ней должна быть система конкурсного отбора на занятие должностей. В-третьих, создать подлинно независимое местное самоуправление. Оно должно стать кузницей кадров политико-государственной элиты. В-четвертых, наделить организованную общественность правом морального контроля за деятельностью чиновников всех уровней. В-пятых, обязать надзирающие органы адекватно реагировать на общественное мнение, разбираться с каждым фактом нарушения законности чиновниками, получившего огласку в СМИ. И в-шестых: не только законодательно, но и практически осуществить, чтобы находящиеся во власти чиновники не занимались бизнесом, не использовали административный ресурс и свои властные полномочия для обогащения. Это развращает власть, делает ее чуждой и ненавистной народу, создает непреодолимую пропасть между властью и обществом.
У сильной президентской власти, наряду с силовыми структурами, есть две опоры – закон (авторитетная в народе представительная власть) и организованная общественность, реально участвующая в жизни страны, в решении всех ее проблем.
Исполнительная же власть, если мы хотим избавиться от коррупции и правового беспредела, должна находится под абсолютной властью закона и моральным контролем общества.