logo

Хлебные крошки

Статьи

Автандил Рамиашвили

"Революция" закончилась, проблемы остались

Прошедшие 4 января внеочередные выборы президента Грузии, как и ожидалось, не принесли никаких сенсаций

По предварительным данным грузинской ЦИК, кандидат от блока бывшей оппозиции 36-летний Михаил Саакашвили победил своих соперников с абсолютным перевесом (более 80 процентов голосов): остальные кандидаты не набрали и одного процента. Исполнявшая после отставки Эдуарда Шеварднадзе обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе даже смущенно оправдывалась перед западными журналистами за столь "сокрушительную" победу Саакашвили, ссылаясь на его "всенародную поддержку".

Впрочем, результаты выборов не вызвали у большинства наблюдателей никакого удивления. Ведь новые грузинские власти позаботились о том, чтобы у объявленного заранее "фаворитом" президентской кампании "Миши" не было достойных конкурентов. Как известно, бывший министр госбезопасности Грузии Игорь Георгадзе, который, видимо, мог бы бросить реальный вызов Саакашвили, не был допущен к выборам. В этих условиях главной проблемой новых властей Грузии была явка избирателей. Но уже во второй половине дня 4 января ЦИК с облегчением объявил выборы состоявшимися, утверждая, что на избирательные участки пришло более половины (1,7 миллионов) избирателей.

Примечательно, что около 500 строгих международных наблюдателей от ОБСЕ, Совета Европы, Фонда Сороса и т.д., выявивших массу грубейших нарушений в ходе прошлогодних ноябрьских парламентских выборов в Грузии, на этот раз не обнаружили никаких серьезных проблем. Их даже не смутил тот факт, что в выборах участвовало только 4/5 официального населения республики: в Абхазии и большей части Южной Осетии президентские выборы вообще не состоялись, а в Аджарии явка избирателей была крайне низкой.

К тому же, несмотря на всю "сокрушительность" своей победы Саакашвили вряд ли может рассчитывать на однозначную поддержку грузинского общества и влиятельных политических кругов. Лейбористская партия Грузии уже заявила о массовой фальсификации результатов выборов в регионах страны. Наверняка у новой власти найдутся и другие противники, готовые оспаривать лидерство вождей "бархатной революции" в политической жизни республики.

Новый президент Грузии, получивший юридическое образование в США, свободно владеющий английским языком и имеющий жену-голландку, считается откровенно прозападным политиком. Будучи "выпускником" политической школы своего наставника Эдуарда Шеварднадзе, Михаил Саакашвили, так же как и его предшественник, пользуется поддержкой и покровительством Вашингтона. В своих первых заявлениях лидер "бархатно-цветочной революции" уже пообещал "начать новую эру в истории Грузии" и объявил своей приоритетной внутренней задачей борьбу с коррупцией и превращение республики в страну, привлекательную для иностранных инвестиций – лозунги, весьма импонирующие западному общественному мнению. Саакашвили также поклялся восстановить в Грузии власть закона и вернуть уважение институтам государства и юстиции.

Если это действительно так, то после своего формального утверждения в должности президента Грузии амбициозному Михаилу Саакашвили предстоит столкнуться с настоящим завалом проблем, доставшихся ему в наследство от Шеварднадзе. Экономика республики находится на грани полного развала, основная масса населения еле сводит концы с концами, средняя зарплата составляет менее 40 долларов в месяц, а внешний долг превышает 1,7 миллиардов долларов. Страну захлестывает волна преступности и беззакония, черный рынок составляет около 70% экономики страны. В плачевном состоянии находятся основные объекты инфраструктуры Грузии.

Одной из ключевых для будущего грузинского государства остается проблема ее территориальной целостности. Абхазия и Южная Осетия не хотят подчиняться центральным властям в Тбилиси и открыто стремятся войти в состав соседней России. Руководитель Южной Осетии Эдуард Кокойты уже заявил, что не собирается признавать Михаила Саакашвили в качестве президента Грузии. "Мятежные" регионы уже всерьез готовятся к новой возможной войне, поскольку Михаил Саакашвили накануне выборов неоднократно давал понять, что намерен вернуть Абхазию и Южную Осетию в состав Грузии "любыми средствами".

Лидер Аджарии Аслан Абашидзе также занимает крайне настороженную позицию в отношении новых властей Грузии и готов в любой момент оборвать с ними контакты, если возникнет угроза его власти в автономии. Бойкот выборов на территории Аджарии был им отменен в последний момент лишь после активного вмешательства России и США.

Еще одной важнейшей проблемой новой грузинской власти является нормализация отношений с Россией. Михаил Саакашвили уже сделал ряд заявлений о своем стремлении установить "теплые и близкие отношения" с Москвой и приоритетности российского направления внешней политики грузинского государства. Однако, как хорошо известно, Саакашвили в недалеком прошлом неоднократно делал резкие заявления в адрес России. В недавнем интервью газете "Таймс", он, в частности, заявил, что Россия "стала источником проблем и конфликтов и растеряла свои передовые позиции на Кавказе. Образовавшийся вакуум должен был кто-то заполнить, и его заполнили Соединенные Штаты".

Саакашвили никогда не скрывал, что считает США "гарантом грузинской государственности" и "противовесом имперским амбициям Москвы". В упомянутом интервью "Таймс" будущий лидер Грузии высказался в том смысле, что "Грузия собирается стать более сильной и более прозападной державой, и Россия должна привыкнуть к этой идее". Не случайно новое грузинское руководство на переговорах с российской стороной особо настаивает на ускорении вывода военных баз России из Грузии.

Руководство США, конечно же, горячо поддерживает эту позицию, и не только на словах. По данным западной прессы, Соединенные Штаты после развала СССР предоставили Грузии помощь в размере 1 миллиарда 300 миллионов долларов, а накануне нового 2004 года американское посольство в Тбилиси объявило о том, что Вашингтон выделяет Грузии 21 миллион долларов на уплату долгов за энергоносители, а также задолженностей по пенсиям и зарплатам.

Однако, как справедливо отмечают западные наблюдатели, интересы Вашингтона простираются гораздо дальше возрождения грузинской экономики. По мнению информированной британской газеты "Гардиан", внимание США к Грузии объясняется, прежде всего тем, что по ее территории проходит маршрут нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому в 2005 году на Запад потечет каспийская нефть. Этот нефтепровод уже изменил геополитическое положение Грузии в мире и даже может привести к обострению новой "холодной войны" между Вашингтоном и Москвой за сферы влияния в Закавказье.

Нынешняя администрация США не особо скрывает своей цели максимально сократить на Кавказе политическое и экономическое влияние России, и "проамериканская" Грузия играет в этих планах особую роль. США уже заставили западные компании отказать России в участии в поисках нефти на Каспии и добились того, чтобы она не перекачивалась через российскую территорию. В свете этого, по мнению независимых западных аналитиков, Вашингтон решил "сдать" Шеварднадзе вовсе не из-за нечестных ноябрьских выборов.

Подлинными причинами ухода "седого лиса" стали опасения США нестабильности или гражданской войны в случае, если прозападная оппозиция быстро не добьется своего, и то, что Шеварднадзе все-таки был реалистом, понимавшим необходимость поддержания нормальных отношений с Россией. Последней каплей, вызвавшей гнев Вашингтона, стало заключение правительством Шеварднадзе долгосрочной сделки с российским "Газпромом" о продолжении поставок энергоносителей Грузии. Нынешние лидеры Грузии – Саакашвили и Бурджанадзе – тогда резко осудили это соглашение.

Теперь, когда бывшие оппозиционеры пришли к власти, перед ними стоит выбор дальнейшего пути в отношениях с внешним миром. Воспитанники Шеварднадзе могут либо встать на путь антироссийского национализма и конфронтации, либо осознать, что участие в новой "холодной войне" на Кавказе не сулит Грузии ничего хорошего. Хватит ли у Михаил Саакашвили прагматизма и мудрости, чтобы наладить действительно добрые отношения с Россией, без чего невозможно удовлетворительное решение экономических и внутриполитических проблем республики, сказать пока трудно.

Когда победная эйфория спадет, новому грузинскому лидеру очень скоро придется продемонстрировать всем свои государственные способности. И тогда, как сказал его учитель Шеварднадзе, "Миша поймет, что быть президентом гораздо труднее, чем выступать с горячими речами".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie