logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Александра Турчанинова

Рига: здесь чествуют легионеров Waffen SS

Латвия - это полигон политтехнологий

16 марта в Риге прошло очередное шествие легионеров Waffen SS. Пожалуй, сразу выделим разницу между этим годом и предшествующими. Среди желающих почтить память нацистских приспешников было много не только стариков, но и молодёжи, и даже детей. Не менее тысячи человек стекались к памятнику Свободы. Возглавлял шествие предводитель партии «Всё – Латвии» неонацист Райвис Дзинтарс, имеющий много поклонников среди латышской молодёжи. Может, самым печальным фактом было то, что молодой политик покусился на святое: рядом с ним шли трое детей с латвийскими знамёнами в руках. Детишкам лет по семь, может, чуть больше. И на лицах их была гордость за то, что они идут делать со взрослыми их дело, очевидно, важное и нужное. А для того, чтобы взрослые нацисты шествовали без помех, накануне в Риге скрутили руки Максиму Реве, представителю эстонской организации «Ночной дозор», члену совета Международного правозащитного движения «Мир без нацизма». На утро в Латвию не допустили ещё семерых активистов «Ночного дозора», а на время шествия были арестованы люди, чьё частное мнение мешает исполнять политику неонацизма в странах Прибалтики – политолог Сергей Малаховский и корреспондент даугавпилского портала Grani Юрий Зайцев. А непосредственно у памятника Свободы полицейский кордон блокировал протестующих антифашистов, в лагерных робах, с плакатами «Нет фашизму» в руках. Чтобы понять, как Рига превратилась в столицу прославления легионеров Waffen SS, послушаем рассказ Иосифа КОРЕНА, сопредседателя Латвийского антифашистского комитета: – Вы спрашиваете, как такое стало возможно? Более того, как это вообще можно называть праздником? Так вот, легионеры и их последователи празднуют свои мистические победы, которых на самом деле не было. Речь идёт о двух гренадёрских дивизиях латышского легиона Waffen SS «Леттланд» (Lettland), которые три дня удерживали оборону на стратегически важной высоте, противостоя частям Волховского фронта. Кончилось это, как и следовало ожидать, их разгромом, и драпали они оттуда без оглядки. Этот день, 16 марта, был единственным днём, когда две латышские дивизии Waffen SS совместно на одном участке фронта стояли против Красной Армии. Возможно, поэтому в 1952 году этот день был продекларирован как день латышского легиона Waffen SS бывшими легионерами, которые в бельгийских фильтрационных лагерях создали организацию «DAUGAVAS VANAGI» («Ястребы Даугавы»). С этого момента для латышской иммиграции это был день памяти погибших латышских легионеров. Что тут сказать? Война есть война, каждый вспоминает тех людей, кого желает вспомнить. После 1991 года начали приводить в порядок могилы латышских легионеров, что, возможно, и неплохо. В конце концов, все могилы гитлеровских солдат более-менее обихожены. Сегодня в Германии при министерстве обороны существует специальный отдел, который этим занимается. Человек попал в армию по призыву или другими путями, погиб, что же ему валяться в земле, как собаке? Это нормально и даже гуманно. Но с провозглашением независимости Латвии стали происходить и другие, достаточно странные для цивилизованного общества события. Потихоньку стали праздновать некий праздник и провозглашать легионеров едва ли не борцами за независимость Латвии. Я разговаривал со многими легионерами, у которых глаза не зашорены сегодняшней пропагандой, и они совершенно чётко говорят, что в 1943 году, когда был образован легион, ни у одного латыша не было иллюзий относительно той независимости, которую Гитлер мог дать Латвии. Какая независимость, когда с 1941 года тянулась фашистская оккупация. Поэтому говорить о том, что люди шли воевать за независимость Латвии, – это последняя глупость. А кроме того не будем забывать о приказе Гиммлера о создании латышского легиона от 23 марта 1943 года, куда вошли 16 полицейских батальонов вспомогательной полиции общей численностью до 24 тысяч человек. Приказ Гиммлера звучал буквально следующим образом: «Все военизированные формирования латышей объединяются в латышский легион Waffen SS». Батальоны вспомогательной полиции успели прославиться своими кровавыми деяниями на территории Латвии, Белоруссии, Польши. Именно они охраняли гетто и концлагеря, именно они конвоировали узников к местам казни, а зачастую и сами активно участвовали в экзекуциях. Таким образом, четверть легиона, а легион состоял из 110 тысяч человек, составляли самые настоящие убийцы. Например, Освейская трагедия в Белоруссии: в ней принимали участие девять латышских полицейских батальонов, один эстонский и два украинских. Одним из руководителей операции был Волдемар Вейсс, чья могила теперь находится у подножия центрального монумента матери-Латвии в пантеоне героев на братском кладбище в Риге. Вейсс прославился еще в начале Второй мировой – как создатель так называемой «вспомогательной полиции порядка». Полицаи обеспечивали порядок в Риге во время еврейских зачисток и расстрелов. А лежит он рядом с могилой Рудольфа Бангерскиса (в середине 90-х группенфюрер SS и инициатор создания латышского легиона Waffen SS был с помпой перезахоронен на рижском Братском кладбище. – Ред.). Итак, начиная с 1991 года, маленькие группки людей стали 16 марта приходить к памятнику Свободы возлагать цветы. Пока это были маленькие группки, на них можно было смотреть, как на городских сумасшедших, которые не понимают, какую угрозу Гитлер нес миру и Европе. Но с каждым годом их становилось всё больше… В 1998 году, несмотря на бурные протесты оппозиции, 16 марта было внесено в календарь отмечаемых дат. Была принята декларация о латышских легионерах, в которой они называются сокращенно «латышский легион» вместо «легион Waffen SS Lettalnd». А вот памятник Победы в Пардаугаве исполнительный директор Риги, помнится, требовал называть полным официальным наименованием: памятник советским солдатам-освободителям от фашистских захватчиков в Риге в 1941-1945 гг. Потому полагаю, раз уж правительство так скрупулезно относится к названиям и фактам, то, если был латышский легион, значит, была и армия, и стоило бы определиться, на чьей стороне она воевала. Вернёмся к декларации о латышских легионерах. В ней говорится о том, что латвийский парламент и правительство должны всячески холить и лелеять латышских легионеров, и приумножать их светлую память. Это декларация действует до сих пор. Хотя спустя год после пополнения календаря ещё одним праздником по дипломатическим каналам в Латвию пришли разного рода приветы от влиятельных стран, и праздник исчез из календаря в 2000 году. Таким образом, на данный момент складывается ситуация, когда декларация есть, а праздника нет, но наличие документа позволяет радикальным неонацистским силам каждый раз пытаться внести этот день в список отмечаемых дат. Каким же образом проходят в Риге шествия? Организации, вроде «DAUGAVAS VANAGI» или «Клуб 415» (так назывался первый полицейский батальон на территории Латвии. – Ред.), подают заявку в Думу о шествии. Само мероприятие называют как угодно, но не как шествие во славу латышского легиона. Рижская Дума по идее должна эта шествие разрешать, ведь Рига – столица демократического государства. Однако Дума не единожды это шествие запрещала, после чего организаторы обращались в суд, и наш демократичный суд отменял запрет Рижской Думы. Вот, хотя бы год 2010-й. Памятник Свободы – символ Латвийского государства. Гордую надпись «Отчизне и Свободе» перекрывает растяжка «Приветствуем легионеров». Я уже не говорю о том, что во время шествий используется SS-ская символика, поются легионерские песни и восхваляются сами легионеры Waffen SS. Для контраста напомню два примечательных года. В 2006 году Рижская Дума объявила о ремонте вокруг памятника Свободы, а соответственно о закрытии доступа к нему. Это было спустя год после нашего яростного выступления в 2005 году. А самих желающих шествовать заблокировали на Ратушной площади, что в полукилометре от памятника. И можно было бы порадоваться трезвым мыслям латвийского правительства. Но подлинная причина заключалась в том, что в 2006 году в Риге проводились чемпионат мира по хоккею и саммит НАТО. Латвийское правительство всерьёз опасалось отсутствия болельщиков на чемпионате и поднятия вопроса на саммите о том, как же страна – член НАТО может восхвалять легион Waffen SS? Но это был единственный год, когда шествие было перекрыто. А вот 2009 год был интересен по-своему. Рижская Дума запретила шествие, и суд подтвердил запрет Думы. И вот тогда «DAUGAVAS VANAGI» обратились к нам. Поясню: не желая устраивать посмешище из родного города, мы неоднократно предлагали организаторам шествий помочь в проведении дня памяти погибших на местах захоронений. Но им это не интересно, им нужна Рига, памятник Свободы и марширующий легион Waffen SS под латвийским государственными знамёнами. Каждый год они показывают всему миру, что Рига – это город прославления нацизма. Одним словом, они уговорили меня не препятствовать их старикам группками пройти к памятнику и положить цветы. На это у меня не нашлось возражений – без маршей, без восхвалений легиона, без символики. В конце концов, речь шла о стариках. О достигнутых договоренностях мы сообщили руководству полиции: идут отдельные люди и кладут цветы, не более. 15 марта я проводил конференцию в Риге, где объявил о том, что шествия не будет. А 16 марта я со своими иностранными гостями решил пройтись по Риге, и из любопытства мы подошли к памятнику Свободы. Всё было, как мы условились. В 11 утра после богослужения отдельные группы людей возлагали цветы к памятнику Свободы. Вдруг появились «гарны хлопцы» из неонацистской партии «Всё – Латвии» и бегом рванули к памятнику. Мы, трое руководителей антифашистского комитета – я, Виктор Дергунов и Эдуард Гончаров, направились к присутствующему руководству полиции, чтобы объяснить, что происходит нарушение договорённости. Но нас ловко повязали и потащили к полицейскому автобусу. Как только нас нейтрализовали, шествие пошло своим ходом. Был выстроен коридор из латвийских знамён, под которым чествовали эсэсовцев. Вы спрашиваете, исчезнут ли нацистские шествия в Риге, некогда «маленьком Париже», жемчужине ближнего зарубежья? Конечно, шанс есть всегда. Но будем помнить, что принцип «разделяй и властвуй» был принят еще в 91-м году во времена развала Римской империи, когда общество было расколото на две части. Так что националистическая шелупонь поднимает голову как раз во времена кризиса. Могу предположить, что Латвия в целом – это некий полигон, на котором испытываются различные политтехнологии. Правителям же, неспособным предложить своему народу никаких экономических благ, такие испытания явно на руку – под их прикрытием вполне удобно продолжать разворовывать страну.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie