Роковой июнь в истории России
Исторические даты месяца
24 июня 1610 года, 24 июня 1812 года, 22 июня 1941 года.Обратите внимание на эти числа! Тут невольно начнешь верить в предначертание свыше. С этими датами связаны события, развитие которых вело к роковому исходу отечественной истории, к ее концу. И не сконцентрируйся воля народа, не возобладай в умах идея народной войны, а в сердцах – крайняя самоотверженность, не появись из его среды талантливые вожди, кто знает, кем бы мы были сейчас (да и были ли бы вообще?), потомки тех, на долю которых выпал труд выдержать и победить.
24 июня 1610 г., в 20 километрах от Гжатска у деревни Клушино, встретились для решающего сражения польско-литовские войска гетмана Жолкевского и полки царя Василия Шуйского, усиленные наемными шведскими отрядами во главе с генералом Яковом Делагарди. Уже шестой год на Руси длится Смута. На смену Лжедмитрию под тем же именем пришел Самозванец №2, "тушинский вор". Гражданская война, исподволь разжигавшаяся поляками, в конце концов, превратилась в открытую интервенцию польско-литовского католического воинства.
Против опытных военачальников короля Речи Посполитой Сигизмунда III Москве некого было противопоставить: несгибаемый боярин Шеин держал оборону Смоленска (она длилась 20 месяцев!), выдающийся молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский, не проигравший ни одного сражения, уже покоился в родовом склепе, не прожив и 24 лет. По упорным слухам, его отравили по приказу царя, не простившего племяннику желания народа видеть популярного и удачливого воеводу на царском престоле. Объединенные русско-шведские силы возглавил брат царя, бездарный полководец князь Дмитрий Шуйский.
Жестокая сеча закончилась для 40-тысячной московской рати полным разгромом. Большая часть шведских наемников перешла на сторону неприятеля, а "пылкий" Делагарди с остальными шведами бежал с поля боя на Север, где принялся захватывать русские земли уже для своего шведского короля Карла IX. Путь на Москву для поляков был открыт. Место свергнутого "царя Васьки" заняла "Семибоярщина", тут же признавшая новым царем "латинца" Владислава, сына короля Сигизмунда. В Кремль вошли польские войска. Оккупация столицы продлится более двух лет, пока не поднимется на врага русская провинция во главе с Мининым и Пожарским.
Спустя 202 года, день в день, 600-тысячная армия Наполеона начнет форсировать Неман. Нашествие "двунадесяти языков" докатится до Москвы, но, в отличие от того, двухвековой давности, вскоре отхлынет. И уже волны антибонапартовской коалиции, среди которых грозно возвышается русский "девятый вал", прокатятся через многие европейские столицы, в том числе через Варшаву и Берлин, до Парижа, ибо нашлись вожди – Кутузов, Барклай, Александр I…
Пройдет еще 129 лет (история как бы убыстряет свой бег) 22 июня 1941 года – очередное нашествие, вновь "многоязыкое". Немцы, румыны, итальянцы, мадьяры, финны, словаки и хорваты (всех и не упомнить!) в составе почти 200 дивизий из-за Буга, Дуная, Мшанца и Немана устремились на Восток, главными своими клиньями – в сторону Москвы. Ситуация повторила в некоторых своих чертах и 1610 и 1812 годы. Опять проявила себя острая нехватка опытных полководцев: из числа 40 тысяч репрессированных маршалов и генералов, офицеров одни лежали в безвестных могилах, другие пополнили толпы сидельцев ГУЛага. К счастью, Россия щедра на таланты: во главе армий стали Жуков, Рокоссовский, целая плеяда других военачальников, которые, отступая, постигали трудную "науку побеждать". И победили, не пустив на этот раз врага в Москву, повторив подвиг князей Воротынского и Хворостинина 1572 года, разгромивших под Москвой 120-тысячное войско крымских татар и турок.
Нужно отдать должное и Верховному главнокомандующему той поры Сталину при всей противоречивости и неоднозначности оценок его личности. Пусть и не сразу, ценой колоссальных жертв и неудач первых лет войны он все же сумел мобилизовать страну на отпор агрессии, доверить непосредственное управление вооруженными силами именно тем, кто был рожден для Победы. А потом были Сталинград и Курск, операция "Багратион", наконец, штурм Берлина. Это уже другие листки календаря. Но июньские – дни 22-24 – особо волнуют воображение: рок? совпадение? закономерность? По-разному отвечают на это историки, политики, поэты...