logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Роспуск парламента в Латвии:

что ждёт «русские партии»?

В конце мая этого года произошло небывалое в истории Латвии событие: президент Валдис Затлерс подписал указ о роспуске действующего парламента. Это моментально приобрело тоталитарную окраску – ведь во время Первой республики Карлис Ульманис также распустил парламент, после чего стал диктатором. Однако «хромая утка» Затлерс, как его назвали политологи, вряд ли сопоставим с личностью Ульманиса. И уже на следующий день после знаменательной ночи 28 мая, когда мало кто спал, пошли разговоры о громком хлопке дверью перед уходом с президентского поста. Ведь Затлерс знал о позициях Андриса Берзиньша – своего конкурента в борьбе за кресло президента и явно не был уверен в собственном переизбрании.

И хотя остаться президентом не удалось, задумка сработала! За две недели после своей пресс-конференции Затлерс собрал вокруг себя более тысячи сторонников. Правда, ради чего? Ради создания популистской партии без какой-либо чёткой идеологической платформы, партии имени себя. Только на учредительном собрании Партии реформ Затлерса присутствовали 293 человека. Ажиотаж, правда, обещает так же быстро упасть, ведь личностей в партии нет, впрочем, как и внятной программы.

А вот что касается роспуска сейма (по конституции, если президент принимает решение инициировать такой роспуск, то в стране проводится референдум, по результатам которого без кворума решается вопрос о роспуске сейма. – Ред.), то, как и ожидалось, народ распустил парламент почти что единодушно.

В день референдума многие, выходя с избирательного участка, говорили о необходимости увольнения плохого работника, подразумевая под ним правительство. Поговаривали о Партии реформ Затлерса как о фаворите предвыборной гонки и о национал-радикалах или, проще говоря, неонацистах из «ВЛ/ТБ/ДННЛ».

Так к чему же ведёт увольнение правительства? В первую очередь – это нешуточные расходы, связанные с выборами, впопыхах принятые правительственная декларация и главный финансовый документ страны – бюджет, попытки заполнить опустевшие партийные кассы за счет тех же заигрываний с бизнесом, что вели и прежние руководители страны.

Как же просто оказалось «хромой утке» Затлерсу хлопнуть дверью, не подумав о последствиях для страны, у руля которой он стоял четыре года. Его охота на Айвара Лемберга, лучшего мэра Вентспилса, привела страну к ещё более тяжёлым последствиям. Но здесь сработал старый принцип революций: борьба с толстосумами, счастье беднякам!

Айвар Лемберг озвучил, сколько страна потеряет на выборах – порядка 200-300 млн. латов ( 400-600 млн. долларов). Приводим его слова: «Потерян будет целый год. Сейчас наивно ждать эффекта от работы правительства. О парламенте вообще говорить не будем. Без парламента нельзя принимать поправки к законам и проводить реформы. В ноябре придет новое правительство. Пока утвердят правительственную декларацию и план действий, наступит февраль. Еще в ноябре бюджет надо утвердить с головы до шеи. В июне, июле планировалось взять займ на частных рынках, чтобы перефинансировать внешний долг Латвии. Процентные ставки будут на два или три процента выше, нежели они были, если бы этот кризис не был создан. Все это обойдется в миллионы. В общей сложности Латвии в ближайший год это может обойтись в 200-300 миллионов. Это в свою очередь потребует более существенной консолидации бюджета. Это значит, что уменьшатся темпы развития Латвии. Это огромный удар для всех, начиная с младенцев и заканчивая стариками».

Второй и не менее существенный фактор для положения русскоговорящего населения страны: в день конгресса Партии реформ Затлерса и роспуска парламента проходил и объединительный конгресс национал-радикалов – «ВЛ» и «ТБ/ДННЛ». Теперь на выборы они пошли плотными рядами, как единая неонацистская сила, а ведь до того они были просто объединением. Пройдут ли? По прогнозам политологов, потенциально они набирали до 15 мест, но после трагедии в Норвегии, поразившей мир, их шансы стали падать, ведь Янис Иесалниекс, член партии, неформально поддержал террориста Брейвика. Но и исключать из партии его пока не собираются, что порождает даже у радикально настроенных избирателей определенную настороженность.

Что из себя представляет обновленный «ТБ/ДННЛ», можно описать устами латвийского политолога Юриса Розенвалда: «…это в первую очередь касается нового объединения «ТБ/ДННЛ» и «Всё – Латвии», где старая гвардия прагматичных националистов теперь существует в союзе с «романтичными националистами» с огнём в глазах, у которых намного более радикальные позиции». Это было сказано год назад, но, судя по горящим глазам представителей «ВЛ» на объединительном конгрессе и по их шествиям 16-го марта, пыл их не остыл.

А значит, ситуация остаётся той же, что была при последнем созыве сейма с небольшими партийными перестановками. И здесь может произойти страшная для русскоговорящего избирателя вещь: фактор «ЗаПЧЕЛ» становится лейтмотивом кампании. Есть два возможных расклада: если «ЗаПЧЕЛ» не преодолевает 5-процентный барьер, то в голосах теряет «Центр Согласия», ведь голосование по этническому признаку никто не отменял, о чём недавно заявил известный социолог, директор агентства Latvijas fakti Айгар Фрейманис.

А «Центр Согласия» всё ещё делает вялые попытки быть «прорусской» партией, хотя дела расходятся со словами, как то: закрытие десяти русских школ в Риге и остающаяся не переименованной улица Дудаева в Риге, а также голосование за ужесточение языковых штрафов за незнание государственного языка.

Если же «ЗаПЧЕЛ» преодолеет 5-процентный барьер, то сложится ситуация позапрошлого созыва – две прорусские партии в оппозиции. С разницей в том, что из двух партий – истинно русской является только «ЗаПЧЕЛ». Но в этой ситуации повторить целиком 9-й созыв всё равно не удастся, ведь если тогда главным оппонентом была ослабленная партия «ТБ/ДННЛ», то теперь это – сильный оппонент с молодой кровью и с новым уже названием «ВЛ/ТБ/ДННЛ». При таком раскладе политики из «ЦС» могут даже заключить соглашение с «ВЛ/ТБ/ДННЛ», сыграв на единой левой платформе и установив мораторий на вопросы истории. Тем более что Янис Урбанович, один из руководителей объединения «Центр Согласия», уже предложил не обсуждать исторические вопросы три года, что говорит о готовности объединения сотрудничать с любой силой, напрочь забыв об интересах своего электората. А потому в этой игре на вновь ставших актуальными этнических вопросах так важен фактор «ЗаПЧЕЛ». Это – единственная партия, «упёршаяся» в проблемы гражданства, образования, языка.

Таким образом, после новых выборов, а до них осталось немногим больше месяца, обострятся сразу несколько вопросов, актуальных для русскоговорящей общины. В момент кризиса на первый план выйдут экономические вопросы при новом и пока не сработавшемся правительстве, а дальше подтянутся вопросы, касающиеся прав человека, права на использование родного языка и образования на родном языке. Кроме того, приближающийся момент признания оккупации, которому способствует и комиссия историков, только даст лишние козыри в руки латышской политической элите для дальнейшей маргинализации русскоговорящих и их последующей депортации, как гражданских оккупантов.

Народ Латвии распустил парламент, не ведая о последствиях, поведясь на красивые слова Затлерса. И не видя того, как в день референдума националистические силы исполняли гимн Латвии без музыкального сопровождения в доме рижского латышского общества. Здание это, построенное во времена Российской империи, выглядит торжественно, а вкупе со свастикой и флагами Латвии эффект достигнут: почти рейхстаг. И фюрер в белом костюме вместе с приспешниками поёт гимн, вдохновляя их на всё новые подвиги во славу неонацизма.



Надежды же на то, что «ЦС», войдя в правительство, станет бороться с «ВЛ/ТБ/ДННЛ», нет, «согласистам» это невыгодно. Партийная идеология проста – «Центр согласия» на всё согласен ради парламентских кресел. Остаётся надежда на пробуждение избирателя и на то, что пятёрка борцов из «ЗаПЧЕЛ» войдёт в здание парламента, готовая к бою за своих!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie