России важно сосредоточиться
Это наша страна, наша земля
Выбирая главу государства, многие люди, отдавшие голоса за Путина, исходили из совершенно рациональных соображений: «А кто кроме него?» Ответом на этот вопрос стала в высшей степени рациональная и ответственная политика избранного президента.
Эта рациональность накладывается на иррациональность сегодняшнего мира. В последнее время мы постоянно сталкиваемся с угрозами и непредсказуемостями – внешне- и внутриполитическими, экономическими.
Они нарастают. И кстати, в цикле предвыборных статей, которые были, по сути, развёрнутой президентской программой и затем легли в основу инаугурационных указов, Владимир Путин предупреждал: мы вступаем в мир в высшей степени непредсказуемый, турбулентный. Не случайно глава государства не раз и не два обращался к историческим урокам России – падению Дома Романовых, подписанию Брестского мира, условиям, в которых Советский Союз подошёл к началу Отечественной войны… И каждый раз Путин акцентировал внимание на том, что на исторических переломах правители России ХХ века, от министров царского режима и Временного правительства до Горбачёва оказались во многом неподготовленными к изменениям в стране и мире, начинали вести себя иррационально. После чего следовал логичный вывод, что в таких условиях надо действовать как раз максимально предсказуемо и рационально. Многие этого не понимают.
Год назад, после выборов, были разговоры о некоем «новом Путине», иррациональном и либеральном. Кому-то очень этого хотелось. Президент не оправдал квазиожиданий. Если посмотреть на его чётко выдерживаемую линию, в основе государственной политики лежит идея концентрации всех сил и средств.
Когда-то канцлер Горчаков вывел великую формулу: «Россия не сердится, Россия не обижается – Россия сосредотачивается». Сегодня нам необходимо это самое внутреннее сосредоточение.
Владимир Путин начинает формировать новую национальную элиту. Это понятно: только она способна сплотить вокруг себя всех нас – достаточно разрозненных, отчасти анархичных, обидчивых, себялюбивых, с разными пристрастиями и достатком. Именно элита вырабатывает национальные идеи – не националистические, но общие – и работает на отечественную экономику. «Вы умеете зарабатывать, у вас есть деньги? Вкладывайте их в Россию! Эти средства должны работать на отечественную экономику, на каждого человека», – таков один из тезисов начавшихся преобразований. Сдержанный «взрыв» Путина во время посещения олимпийских строек в Сочи с последующими отставками и глубокими финансовыми проверками – не случайность. Это как раз очень ясный призыв президента работать на страну.
В промышленной политике Путин чётко делает ставку на развитие наукоёмких отраслей. Пример – реанимация кораблестроения, подъём авиационной промышленности. Сюда пошли инвестиции, создаются высококвалифицированные рабочие места, внедряются передовые технологии. Вполне понятно и особое внимание президента к наведению порядка в научной и образовательной сфере. Конкурентоспособная Россия немыслима без фундаментальных исследований, которые ведутся высококлассными специалистами, и эффективной системы подготовки кадров.
По сути дела, за первый год президентства Владимир Путин обозначил те реперные точки, от которых будет осуществляться развитие страны, по меньшей мере, до 2020 года. Думаю, в обозримом будущем мы увидим изменения и в президентской команде. Мне кажется, Путин будет считать свою задачу хотя бы частично выполненной, когда Россия начнет обретать новые динамичные черты.
Разумеется, движение не будет безоблачным. Нам всё чаще придётся отвечать на внешние вызовы. Мир становится всё более конкурентным. Несмотря на вступление в ВТО, мы видим, как нашим товарам уже начинают ставиться очень жёсткие барьеры не только на внешнем рынке, но и внутри страны. Нам предлагают, скажем, ограничить развитие фармацевтических кластеров, чтобы продолжать сбыт застарелых западных дженериков, притом что есть дешёвые и эффективные российские лекарства. В этой конкурентной среде важно не только выжить, но и укрепить свои позиции.
А в стране продолжают действовать люди, привыкшие ориентироваться не на государство, а на собственный карман, которые давно получили прозвище «аристократия оффшоров». Для них Россия – не главное. Отсюда путинская идея деоффшоризации страны. Она проводится последовательно, неукоснительно, жёстко. Едва ли не каждый день – новые разоблачения. Но это не вброс, все резонансные дела возникают и расследуются из-за реальных злоупотреблений депутатов, сенаторов, чиновников самых разных уровней, которые привыкли считать вверенные им регионы и отрасли дойными коровами, призванными обеспечить безбедное настоящее и будущее.
Здесь, надо признать, есть доля нашей вины – общей расхлябанности, неорганизованности. Мы готовы кричать «Долой!», но порой оказываемся не готовыми объединиться для того, чтобы продвигать действительно позитивные, созидательные, творческие вещи.
Обратим внимание, что политику Путина можно назвать жёсткой, но никак не репрессивной. Однако тот, кто хочет поднять руку на государство и общество, должен понимать: так просто это не сойдёт. Кто хочет честно говорить о проблемах, преступлениях, коррупции, о том, что некоторые области и отрасли у нас деградируют – Бога ради. Но давайте ощущать себя гражданами своей страны, частью общего дела, как говорил ещё Петр Великий.
Простой пример. Губернатор Петербурга Полтавченко после жёсткой критики Путиным тарифов на коммунальные услуги предложил всем гражданам принять участие в проверке, как формируются цены в ЖКХ. Вроде бы бюрократия зашевелилась, в том числе, и в районах. Но из жителей, которые больше всего страдают от взлетевших тарифов, активизировались лишь десятки. А нужна гражданская позиция тысяч – чтобы каждый взял свою квитанцию и проверил. Наша собственная инерция – одна из самых больших угроз нашему будущему. Объединить всех нас, таких разных, может только дело.
Владимир Путин даёт сигнал всем нам: друзья, давайте расшевелимся сами, потому что это наша страна, наша земля. Другой нет и не будет.