Россия будет прирастать… Киргизией?
Спасти страну от окончательного развала и хаоса
После апрельского государственного переворота в Киргизии, еще до июньской националистической резни на юге страны, когда пострадало в основном узбекское население, общественный деятель Юрий Барвинок объявил о том, что начнет сбор голосов избирателей на предмет проведения референдума о присоединении республики к России. Именно так и не иначе возможно, по его мнению, спасти страну от окончательного развала и хаоса.Интервью с Юрием Барвинком растянулось почти на полгода. Первая часть относится к сентябрю прошлого года, когда страна управлялась временным правительством, а до выборов нового парламента оставалось больше месяца. Вторая часть приходится на первые дни февраля, когда в Киргизии уже действует новое правительство, но ситуация остается напряженной, характеризующейся террористическими актами, националистической риторикой правящих политических партий, откровенно недружественными по отношению к России акциями со стороны правительства и парламента при заверениях о вечной дружбе.
Часть I, сентябрь 2010 г.
– Юрий, после того, как вы объявили, что соберете необходимое количество голосов избирателей за проведение референдума о присоединении Киргизии к России, стало очевидно, что на вас, мягко говоря, посыпятся все шишки…
– Нет, пока не посыпались.
– Но никаких действий вы еще не предпринимали. Что стало с вашей инициативой? Вы отказались от нее?
– Кому как, а мне после апрельской «революции» стало понятно, что ситуация в Киргизии будет развиваться в сторону варианта, когда страна станет разваливаться, распадаться. Тому есть свои причины и подтверждения. Например, в 2005 году после свержения первого президента страны Аскара Акаева, когда впервые был применен силовой вариант смены власти, оказались свернутыми планы строительства газопровода из Узбекистана в Китай через территорию Киргизии. Пекин отказался от прокладки трубы через нестабильную страну. В результате мы оказались не у дел, а трубопровод пошел через территорию Казахстана. Это было знаковое событие, хотя и не все обратили на него внимание.
После второго силового смещения президента стали высказываться мнения, что Киргизия потеряла государственность, самостоятельность. Очевидным становится тот факт, что следующим шагом будет раздел страны. Как он будет проходить, это уже другой вопрос. Что в такой обстановке было предпринято нами? Была конкретная попытка, согласно киргизскому законодательству, объявить о возможности проведения референдума о присоединении к России. В соответствии с законодательством Киргизии любой гражданин может создать инициативную группу, собрать 300 тысяч подписей и провести голосование по тому или иному вопросу.
Вот я и собрал такую инициативную группу. Она состоит исключительно из граждан киргизской национальности, потому что этот вопрос важен, в первую очередь, для самих киргизов.
Но потом дело застопорилось: решался вопрос легитимности власти. Сначала был референдум по конституции, потом выборы парламента. Пока среди киргизской элиты здравомыслящих политиков обнаружить трудно. И если ситуация в стране и дальше будет оставаться без изменений, мы возобновим деятельность нашей инициативной группы.
– Не сомневаюсь, что даже после межнациональной резни на юге страны и националистических эксцессов на севере вы сможете собрать необходимые триста тысяч голосов для проведения референдума. Но соберете ли вы нужные голоса, чтобы одержать победу?
– Во-первых, я убежден, что вопрос о присоединении могут поднять и некоторые политические силы, отдельные представители политической элиты. Уже давно понятно, что в стране существует раскол. Но у многих еще теплится надежда на то, что все образуется, хотя факты говорят об обратном. Но надежды, вернее, иллюзии уже исчезают.
Часть II, февраль 2011 г.
– В сентябре прошлого года вы, Юрий, говорили, что приостанавливаете свою деятельность до избрания законного парламента и назначения нового правительства…
– Ситуация изменилась – теперь легитимные органы власти есть. Но события на юге страны и в целом обстановка в Киргизии показали, что пропагандистская деятельность и идеологическая обработка населения усилились. То есть моя инициатива может быть представлена как лоббирование российских интересов. Или, что еще хуже, как «рука Москвы». Хотя должен отметить особо, что в нашей инициативной группе по проведению референдума я – единственный русский. Остальные – киргизы. При этом я уверен, что мы соберем в несколько раз больше голосов, чем необходимо, согласно законодательству, для проведения референдума. Более того, есть полная уверенность, что большинство населения проголосует за присоединение к России.
– На чем основываются ваши расчеты?
– На анализе ситуации в стране и на статистике. Соцопросы дают примерно 64 процента тех, кто готов проголосовать за присединение к России. Для сравнения: пять политических партий, вошедших в парламент, не собрали и 40 процентов голосов. Победившая партия «Ата-Журт» набрала всего 8,5 процента. А среди избирателей, не поддержавших основные партии на парламентских выборах, сторонников идеи вхождения в состав России, по моим подсчетам, подавляющее большинство.
– Так кто же конкретно мог бы инициировать референдум о присоединении к России?
– Я полагаю, что это должна быть партия «Ата-Журт».
– То есть как? Ведь это самая националистическая партия в Киргизии! А ее лидер Камчыбек Ташиев даже не скрывает этого, подчеркивая данный факт в различных интервью…
– Мое предложение – это не фантастика, как ни парадоксально оно звучит. Националисты должны понимать, что их идеология не имеет перспектив. За свои деяния рано или поздно они могут предстать перед Гаагским трибуналом. Единственный выход для националистов из «Ата-Журта» – отказаться от своей идеологии и иницировать процесс сбора голосов по проведению референдума. Нынешнее коалиция большинства, куда входит эта партия, может долго не продержаться. То есть политическая нестабильность парламента принимает постоянный характер. Изменения нужны. Единственный выход страны из перманентного хаоса видится только в присоединении к России.