Россия для них становится чужой страной
Русское население Латвии ассимилируется
Латышские националисты с редким злорадством отмечают, что современная русская молодёжь воочию даже московского Кремля не видела. Это в первую очередь касается поколения в возрасте до 20 лет, то есть тех, кто появился на свет уже в независимой Латвии. Конечно, услышав подобные изречения, приходишь к выводу, что, безусловно, это – демагогия, смысл которой – доказать русским факт ассимиляции и даже некоторой её необходимости. Но не все так просто. Общение с молодёжью наводит на мысль, что в словах оппонентов есть доля правды.
Автором была составлена и предложена молодым соотечественникам краткая анкета:
1. Сколько вам лет?
2. Бывали ли вы в Российской Федерации? С какой целью посещали Россию (учёба, работа, туризм)?
3. Что для вас Россия (Родина, этническая родина, другая страна, свой ответ)?
4. Как вы оцениваете свои знания о Российской Федерации (по пятибалльной шкале)?
Молодым людям также предлагалось по желанию написать комментарий на тему «Что для вас Россия?». Анкету получили свыше 350 молодых людей. Но заполненными их вернулось всего два десятка, видно, тема анкетирования не заинтересовала. Но и по тому немногому, что оказалось в руках автора, можно сделать пусть и не претендующие на абсолютную истину, но вполне определенные выводы.
Всего анкету заполнили: двое 25-летних, один 24-летний, пять 23-летних, четверо 21-летних, один в возрасте 20 лет, трое 19-летних, пять 18-летних. Целью посещения России девять человек назвали туризм, трое через запятую добавили учёбу, а ещё один молодой человек написал, что ездил на молодежный форум на озере Селигер. К родственникам ездили всего пять человек, трое же вовсе не посещали Российскую Федерацию.
Пожалуй, наибольший интерес вызывают анкеты 18-ти и 19-летних. Для них Россия – этническая родина, родина матери или другая страна (у каждого по-разному). Один ответ звучал так: та страна, в которой действительно хочется жить, и его автор, как следует из анкеты, бывает в России каждый год. А на вопрос, что для него Россия, ответ дан такой: «Россия для меня, живущей в Латвии, – это та страна, в которой ты свободно и беспрепятственно можешь говорить на своем родном языке. Страна с огромными возможностями как в сфере работы, так и в сфере учёбы. Страна с огромной территорией и страна, в которой делается всё, чтобы её гражданам, жителям и приезжим было комфортно жить».
Что касается анкетируемого, для которого Россия – родина матери, то и его ответ прозвучал очень тепло: «Для меня, живущего в Латвии, Россия это, в первую очередь, родина моей матери, во вторую – источник моего менталитета, культуры, духовных ценностей. Россия – огромная, сильная, разношерстная страна, где я собираюсь получить высшее образование и в дальнейшем сотрудничать с ней. Это страна контрастов, труда и красоты природы».
А вот остальные на тот же вопрос ответили уже по-другому:
- «Одна из пословиц моей жизни – не ставь никого и ничто превыше кого-то или чего-то, поэтому и Россия для меня, теоретически, является лишь такой же страной, как и все остальные. Но если на это смотреть не столь рационально, то Россия для меня значит нечто большее, ведь, как я и упомянула, она является родиной моих предков и местом жительства родственников, а также мои предки участвовали во Второй мировой войне, защищая честь и здравие СССР, что тоже играет важную роль в том, как я к России отношусь. Но с рациональной стороны Россия для меня такая же страна, как и все, то есть я заинтересована в её культуре, истории и политике в такой же степени, как и в культуре и т. д. других стран»;
- «Для меня Россия не является родиной, хоть я и говорю на русском языке. Моей родиной я всегда считала Латвию, и мое мнение не изменилось. Россия для меня – другая страна, с которой меня связывает лишь то, что моим родным языком является русский»;
- «В основном единственным звеном, которым я связан с Россией, является русский язык и русская культура. Всю свою жизнь я общаюсь, учусь, читаю и пишу на русском языке. Именно поэтому для меня довольно близка эта страна и ее культура, но, несмотря на это, моей родиной является Латвия».
Изучение анкет показало, что в восприятии России 18-летними и 25-летними особой разницы нет. И это объяснимо: ведь для 25-летних СССР перестал существовать в возрасте четырёх-пяти лет. Что они могут помнить о последних годах советской власти, когда, начиная с 1985 года, по стране уже шагала перестройка, а в Латвии начались подвижки к независимости, что выражалось в появлении движений «ИнтерФронт» и «Народный фронт»? Из личных воспоминаний, достойных упоминания, приведу сценку, когда латышская девочка десяти лет, а было это году в 1990-м, спрашивала меня, в каком я фронте? В свои десять я абсолютно не интересовалась политикой и не смогла ничего ответить. Но та сценка запала в память, как первое соприкосновение с политикой в Латвии.
Иначе говоря, на восприятие России у опрошенных мной история практически не влияет, их знания и представления сформировались под воздействием окружающей действительности последних 5-10 лет. Их и институт негражданства уже не коснулся в той степени, в какой он прошёлся по старшему поколению.
Приведу наиболее интересные комментарии опрошенных молодых русских граждан Латвии, которые пожелали подробнее высказаться на тему «Что для вас Россия?» и самостоятельно оценить собственные познания о России. 21-летняя респондентка оценила знания между четвёркой и пятёркой, а сам комментарий звучит так: «Первое, что приходит на ум при ответе на вопрос, что для меня Россия? – Всё! Так, наверное, и есть, потому что даже сейчас пишу о России с каким-то трепетом и самыми добрыми эмоциями. Россия – это Медведев, Путин, Красная площадь, «Россия – добрая душа», Третьяковка, МХАТ, это моё родное!»
Читать такое приятно, но сильно обольщаться, думаю, не стоит. Ведь точно также можно сказать, например, о Франции: для меня это – Лувр, фотомодель, ставшая женой президента, и шампанское, и я трепетно отношусь к французской литературе… Или – об Англии. Или о другой стране, которая чем-то симпатична и даже любима.
Комментарий другого респондента такого же возраста прозвучал более пространно и без особого умиления: «Для меня, человека живущего в Латвии, Россия это – восточный сосед Латвии, этническая родина, родина моей мамы и моих родственников, страна с богатой историей и незабываемыми пейзажами, родина Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина, страна с русской душой. Также это – страна, где ущемляются права человека, власть узурпирована в руках одной политической партии, которая считает развивающееся гражданское общество неспособным независимо принимать решения и нуждается в этом обществе только ради голосов на выборах, страна, где брать взятки это – нормально, равным образом, как и цензура средств массовой информации. Для меня Россия – страна с безумным потенциалом, который на данный момент скрыт под человеческой жаждой наживы и нежеланием уступать нагретые места, страна, которая готова к демократии, но прячется за её фасадом».
Вот так вот. А кто-то в свои 23 года уже относится к России, как к досадной помехе для интеграции национальных меньшинств в латвийское общество: «Россия – этническая родина, родина моих родителей и всех моих родных и, значит, мне не безразлична ее судьба. В то же время все больше воспринимаю Россию как большого соседа Латвии, к сожалению, не очень демократичного. Латвийские русские находятся под сильным влиянием российского медийного пространства, и это мешает нам интегрироваться и строить полноценное латвийское общество».
Безусловно, такого рода представления – результат процессов, происходивших в мире и стране в последние годы. Русская молодежь Латвии уже не так однозначно положительно воспринимает Россию, как поколение их родителей. Ее связь с этнической родиной, с русской культурой ослабляется, почти не подпитывается, в том числе из России. Русское население ассимилируется по факту, тем более что этому способствует и настойчивый курс властей. Положение изменить все более сложно, неслучайно и Дни русской культуры, и Дни Москвы в Риге пользуются популярностью в основном у людей старшего возраста. Да и поздновато их возродили, только в минувшем году. Возможно, что-то подобное надо было организовывать еще в начале 1990-х годов, хотя все же лучше поздно, чем никогда.
Однако это вряд ли совершит революцию в умах молодых русских граждан Латвии, для которых Россия – это Красная площадь, Третьяковка, Селигер (далее – набор расхожих образов России). А в общем – «другая» страна, не лучше и не хуже остальных…
Фото: Дмитрий Дубинский (Ves.LV)