
Россия должна не просто декларировать «возвращайтесь к нам»
Интервью с директором ВЦИОМ Валерием Федоровым
Действительно ли те, кто утверждает, что «пора валить»- собираются уезжать из России, станет ли массовым «синдром Депардье» и почему в Россию не торопятся наши соотечественники из стран ближнего зарубежья
Об этом в интервью проекту «Окно в Россию» рассказал генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.
- Валерий, насколько актуален сейчас в России мем «пора валить», одно время бывший на слуху? Данные о том, уменьшилось или увеличилось количество россиян, готовых/собирающихся уехать из страны, сильно разнятся – какова на самом деле тенденция?
- Сразу скажу, в этом году мы (ВЦИОМ) замеров еще не проводили. Проведем в течение ближайшего месяца. А динамика последних двух лет противоречива - если в 2011 году мы зафиксировали максимальное (за все время измерений с начала 90-х годов) количество желающих уехать: тогда порядка 22% сообщило, что рассматривают вариант отъезда, то в 2012 году эта группа резко сократилась, практически вдвое – до 11%.
Дело еще и вот в чем. Когда мы спрашиваем людей об одном, они нам отвечают о другом. Мы спрашиваем: «Хотите ли вы уехать?» - ответ: «Да» в большинстве случаев продиктован не действительным намерением, просчитанным, осознанным, подготовленным. В большинстве случаев это выражение социального недовольства нынешней ситуацией в России.
А когда мы начинаем спрашивать: «Делаете ли вы что-нибудь для отъезда – учите язык, пытаетесь познакомиться со страной, куда вы хотите уехать, ищете варианты работы, учебы?», то группа тех, кто реально что-то делает в этом направлении, невелика и обычно составляет от 1 до 5%.
То есть, в целом говорить о том, что есть какой-то рост желающих уехать, я бы не стал, есть действительно такая волнообразная динамика – то больше, то меньше тех, кто говорит, что рассматривает вариант отъезда. Но на самом деле, повторюсь, эта декларация имеет отношение к внутренним делам: отношению людей к ситуации в политике, экономике, духовной жизни, а не к действительному намерению людей эмигрировать.
- Валерий, многочисленные русскоязычные форумы постсоветского пространства переполнены критикой в адрес стран ближнего зарубежья, однако количество уезжающих русских из этих стран в Россию явно не пропорционально числу проживающих там. На Ваш взгляд, с чем это связано?
- Начать ответ я бы хотел с напоминания, что многочисленные форумы русскоязычных жителей Российской Федерации тоже наполнены критической риторикой. Позитивные высказывания относительно жизни в России там нужно искать днем с огнем.
В целом, мы рассматриваем нашу жизнь через черные очки, это характерная особенность не только России, но и скажем, братской Украины. Это некий общий дух времени, и общий стиль рефлексии, свойственный нашей нации в последние годы. Не будем углубляться в причины этого, но это факт, что мы все осуждаем независимо от того, живем ли мы в России или в Латвии, или в Грузии.
Обещать - не значит жениться, критиковать – не значит уезжать. Большое количество тех, кто критикует, не собирается уезжать, а те, кто уезжает, они обычно не критикуют. Они обычно собирают вещички, подыскивают местечко, работу и уезжают.
Теперь возвращаясь к ближнему зарубежью - все-таки уезжать легче молодым. Они активные, здоровые, полны сил, могут адаптироваться в другой стране. Старшее поколение, хотя может и не считать нынешний строй, языковую политику в стране пребывания нормальными, и критиковать их очень жестко, но перебираться на новое место жительства им очень сложно.
Что касается молодого поколения, то оно легко адаптируется, многие вещи им не нравятся, но они имеют ресурсы и силы адаптироваться в новую жизнь.
- Вы отчасти ответили на мой следующий вопрос, но все- же: сейчас многие говорят о том, что, при соответствующей государственной политике, Россия может обойтись без мигрантов: в ближнем зарубежье есть миллионы наших соотечественников, представителей нетитульных наций этих стран, которые готовы вернуться. Что Вы думаете по этому поводу?
- В миграционных процессах действуют факторы двух типов, так называемые «pull-push», то есть притягивающий фактор и выталкивающий. Конечно, есть сегодня налицо факторы, выталкивающие русскоязычных граждан или не граждан из тех республик бывшего СССР, где они сейчас живут. Это нестабильная экономическая ситуация, проблемы с образованием на русском языке, националистическая языковая политика, общий климат, который не всегда благоприятен для наших соотечественников в этих странах.
Но должны быть и факторы притягивающие. Речь идет именно о России. Россия должна не просто декларировать и говорить: «возвращайтесь к нам», она должна еще и что-то сделать, чтобы жизнь у нас была привлекательна и соответственно отъезд из своей нынешней страны, приводил к отъезду в Россию, а не в Англию, Францию или Америку. Сегодня факторов второго типа, притягивающих, явно недостаточно. И как результат, мы видим, что миграционный приток в Россию идет не из относительно развитых стран ближнего зарубежья, таких как страны Балтии, например, а из «стран-аутсайдеров» – Таджикистан, Узбекистан. Причем приезжают не то что не русские по крови, а даже не владеющие русским языком, не освоившие русскую культуру, мигранты временные, которые рассматривают Россию как площадку для зарабатывания денег. Все мысли и жизненные стремления у них связаны не с Россией, а со своими собственными странами.
- Насколько, на Ваш взгляд, значительна тенденция ( и можно ли назвать ее таковой?) приезда жителей стран Европы на постоянное жительство в Россию? «Синдром Депардье», обусловленный (с понятными оговорками) экономическим кризисом в Европе, изменениями в законодательном поле, с которыми далеко не все согласны (однополые браки и проч.) – насколько его стоит принимать во внимание?
- Приезд в Россию жителей более развитых стран Западной Европы и Америки… За последние 120 лет были такие случаи, но, как правило, это был идеологически обусловленный выбор. Это были единицы или маленькие группки, но серьёзных миграционных волн не было. Наоборот Россия в таких моментах выступала донором. То есть 120 лет мы не привлекали людей, мы их «экспортировали», а обратный приток оттуда, был редким, но при этом всегда получал большую огласку.
Все-таки Россия, кроме своей высокой духовной культуры и мессианских идей, которые мы регулярно поставляем, должна представлять им что-то еще. Как минимум, мы должны обеспечивать более комфортный уровень отношения друг к другу. Мы должны быть менее агрессивными, должны быть более открытыми для новых и непонятных для нас культур. И тогда, число тех, кто будет приезжать к нам, например, из Западной Европы, будет увеличиваться.
Дополнительный фактор, это экономическая ситуация на родине возможных иммигрантов.
В 18 веке большие группы немецких колонистов с радостью откликались на приглашение Екатерины Великой и обретали свою новую родину на Волге, на Украине. Не в последнюю очередь, по причине того, что экономическая ситуация в их родной Германии была весьма тяжелой. А здесь им предоставляли возможность получить сразу, практически бесплатно, участки земли для обработки, устраивать жизнь их общин так, как они хотят. Не хотелось бы предрекать экономический кризис для Западной Европы, но если это действительно произойдет, то, конечно, Россия сможет сформулировать выгодное предложение для тех европейцев, американцев, которые выброшены из социальной системы у себя на Родине. Но над этим придется потрудиться. Нужно будет так сформулировать это предложение, чтобы люди не только узнали о возможностях в России, но и решились попробовать.
В рамках проекта "Окно в Россию" на сайте "Голоса России" публикуются интервью и истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.
Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.
"Голос России" решил узнать у своих многочисленных "френдов" в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о "русской ностальгии", и о многом-многом другом.
Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это – быть "нашим человеком" за рубежом, пишите нам по адресуhome@ruvr.ru или на наш аккаунт вFacebook.