Россия и православный мир
Пришло время для систематических и серьезных инициатив по консолидации православного мира на всех направлениях
В течение двух дней работы VIII Всемирного Русского Народного Собора нам предстоит разговор о взаимоотношениях России и православного мира. Почему же мы обращаемся к этой теме только сейчас, хотя Всемирный Русский Народный Собор существует уже 10 лет? Почему мы раньше не выносили на соборное обсуждение эту тему, несмотря на то, что в церковных кругах интерес к ней не ослабевал никогда? Мы понимали, что обсуждать широко и серьезно тему взаимоотношений России с православным миром невозможно до тех пор, пока сама Россия не станет осознавать себя страной православного большинства, страной, наследующей богатую православную традицию не только в духовном и культурном планах, но и в социальном, политическом, экономическом. Это мало-помалу стало происходить в последние годы. Конечно, все вдруг не начали жить церковной жизнью и вдохновляться православными идеалами в общественном служении. Тем не менее, народ России все настойчивее и яснее демонстрирует свою тягу к обретению ценностных ориентиров в своей жизни на основе православной традиции.Соборное движение вносит свою лепту в становление православного самосознания нашего общества. В течение прошедшего года рабочая группа Собора трудилась над кодексом экономической этики, который должен стать ориентиром для развития форм деловой активности в нашей стране. Кроме того, динамика самой политической жизни в последние месяцы также недвусмысленно свидетельствует о возрастании приверженности нашего народа к традиционным духовным ценностям. Взять, к примеру, недавнюю предвыборную кампанию в Государственную Думу. Посмотрите, какой живой интерес вызывала религиозная тематика в предвыборных дебатах. Современного российского избирателя серьезно волновала оценка общественных и политических реалий с религиозной точки зрения.
Православная традиция, настаивающая на приоритете духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в усовершенствовании Божьего творения. Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. Он не будет во имя личной или корпоративной выгоды "раскачивать лодку" как в социальной и политической жизни, так и в хозяйственной.
И вместе с тем, используя исторические и культурные категории, можно говорить о самобытном пути России. Впервые эта тема была поднята русскими религиозными мыслителями в первой половине XIX века. То было время религиозного и философского пробуждения России, с которого началась ценная традиция осмысления на интеллектуальном уровне российского опыта общественного развития. Цивилизационная индивидуальность России не могла не проявляться в ее отношениях с внешним миром. На протяжении столетий она выражалась в расстановке внешнеполитических приоритетов, важная часть которых приходилась на взаимоотношения со странами православной традиции. И сегодня появились признаки того, что Россия осознает важность реализации своего духовного и культурного потенциала в отношениях с внешним миром. Прежде всего, это стало заметно из уверенных действий нашего государства, направленных на собирание рассеянных по всему миру россиян. Я имею в виду тех русских по языку и культуре людей, которые проживают сегодня в различных странах. Они оказались за пределами исторической России в результате трагических событий в нашей стране, сначала в результате Гражданской войны, затем из-за развала Советского Союза. Несмотря на то, что эти поколения остаются разными по своей исторической памяти, они принадлежат к одной нации, одной традиции, к которой сегодня возвращается Россия. Это имеет не только цивилизационное, но и прямое практическое значение. До тех пор, пока русские люди, проживающие в разных концах земного шара, смотрят на мир так же, как и мы с вами, с помощью тех же критериев оценивают происходящее, они являются нашими союзниками в тех странах, в которых они живут.
Сегодня Русская Православная Церковь является одним из основных институтов, организующих и поддерживающих связь наших соотечественников с Родиной. В дальнем зарубежье у нас действует более 270 заграничных учреждений. А в государствах СНГ и странах Балтии Русская Православная Церковь остается одной из главных духовных основ общества. Хорошо известно, что государственные органы России также строят сегодня каналы общения с нашими соотечественниками, чтобы поддерживать их общественную и духовную связь с Россией. Для многих сидящих в этом зале не секрет, что наша диаспора не очень-то сплочена внутри. Есть еще группы и сообщества, которые открыто враждуют между собой. Мы верим, что укрепление их связи с Родиной поможет преодолеть расхождения между ними.
Сегодня на государственном уровне действуют реальные программы помощи нашим соотечественникам, создаются прецеденты защиты культурных и религиозных прав граждан России и даже православных граждан других государств. В этой области государство и Церковь активно сотрудничают. Например, в вопросе защиты прав православных верующих Эстонии. В этой стране в течение нескольких лет нашей Церкви отказывали в юридическом признании, следовательно, она не могла владеть церковным имуществом. По сути, под вопрос было поставлено право православных, сохраняя верность Московскому Патриархату, использовать построенные их предками храмы. Это было грубым попранием религиозных прав людей. Совместно с государственными органами России, прежде всего Министерством иностранных дел и Государственной Думой, нам удалось добиться серьезных подвижек в этом деле, благодаря чему в сентябре прошлого года в эту страну стал возможен визит Святейшего Патриарха Алексия II.
Однако самым, может быть, важным шагом последних месяцев по примирению разрозненных общин русского мира стал наконец-то сдвинувшийся с мертвой точки процесс объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Я уверен, что это очень важное дело. Некоторые прагматики в нашем обществе говорят, что Зарубежная Церковь – это всего три сотни приходов, что по сравнению с Московским Патриархатом кажется почти не заметным. В данном случае статистические мерки неприемлемы. Мы должны понимать, что речь идет о восстановлении целостности национального сознания, о возвращении русского народа на дорогу его исконных ценностей. Взаимное примирение и покаяние с помощью Божией несут мощный заряд для будущего развития России. Воссоединение будет иметь целительное воздействие на ситуацию внутри России, уставшей от различного рода сепаратизмов.
Но для России русский мир – это не этническое понятие. Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом. Именно Россия, осознающая себя православной, способна поддерживать в единстве различные культуры. В течение веков Россия выработала механизм сосуществования различных культур и религий, которые принимают одни общественные ценности, но сохраняют свою религиозную самобытность. Даже тот факт, что, имея значительное мусульманское меньшинство, Россия может без внутреннего конфликта строить отношения с исламским миром, не противоречит ее православному сознанию, если при этом учитываются интересы православного большинства страны.
Предпринимая активные попытки консолидации русского мира, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, Россия неизбежно подходит к проблеме взаимоотношений с православным миром, состоящим из представителей других этносов и наций. Что же представляет из себя современный православный мир? По некоторым оценкам численность православных христиан составляет около 300 миллионов, больше половины из которых относятся к Русской Церкви. Конечно, все Автокефальные Поместные Церкви равны в своем достоинстве, независимо от того, сколько у них членов, представляют ли они собою Церкви большинства или составляют меньшинство, живущее в иноверном, либо инославном окружении.
Социально-политическое тело православного мира составляют государства православной традиции, на формирование культур которых Православие оказало решающее влияние. Это Болгария, Белоруссия, Греция, Кипр, Молдавия, Республика Македония, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Украина. Также к православному миру относятся народы, составляющие вероисповедное меньшинство в странах проживания, но являющиеся устойчивыми культурно-этническими образованиями. К ним относятся части американского, арабского, албанского, польского, чешского, словацкого, финского и других народов. Наконец, новым элементом и весьма динамичным, являются диаспоры православных народов, как правило, проживающие в странах западной традиции.
Сегодня не только страны православной традиции стали задумываться о месте и роли православной цивилизации в современном мире. Некоторые представители других цивилизаций нам говорят, что православный мир – это "мост" между западной и исламской цивилизациями. Однако совершенно очевидно и то, что православные страны и народы не могут быть только "мостом", но у них есть своя роль и свои потребности самореализации в окружающем мире? Мы являемся наследниками цивилизации, которая сохраняет и развивает лучшие духовные, философские, государственные и юридические идеи Греции, Рима, Византии. Православная цивилизация создала много государств. На протяжении веков она была притягательной для многочисленных народов, видевших в принятии ее ценностей приобщение к высшему источнику жизни, а также к богатому человеческому опыту. Образцом взаимоотношений между народами и государствами в православном мире был и остается идеал взаимного служения, а не доминирования одного народа над другим. Служение в международных отношениях означает использование тех даров, ресурсов и ценностей, которыми обладают по воле Божией православные народы, во имя общих целей и для братской помощи друг другу. В православном мире принцип служения и соработничества содействует реализации права любого народа на свободное самовыражение независимо от его численности и богатства.
XX век нанес сильный удар по этим идеалам православного мира. С установлением монополии государственно-атеистической идеологии в России и других странах Центральной и Восточной Европы во взаимоотношениях между православными странами произошли серьезные искажения. Идея служения сменилась идеей блока, основанного на общности идеологии и подчиненного одному центру. Произошли те неоднозначные события, которые до сих пор осложняют отношения православных народов и искажают образ России среди них. До сих пор еще можно, к сожалению, слышать рассуждения о том, что от России надо защищаться, выстраивать противовес ее якобы имперским устремлениям. Настало время перевернуть эту страницу и вернуться к исконным ценностям православной цивилизации, прежде всего, к идеи совместного служения общим ценностям.
Участие России и европейских стран православной традиции в интеграционных процессах должно сопровождаться твердым желанием сохранить свою национальную самобытность. Культурная унификация, потеря национальной специфики в условиях нарастающей интеграции будут означать цивилизационную катастрофу. Именно поэтому сегодня, как, может быть, никогда ранее, следует подчеркивать важность многополярного устройства человеческой цивилизации, при котором каждая страна не только сможет влиять на принятие важных общемировых решений, но и жить согласно ценностям своих народов.
Проблема интеграции в европейские структуры и потребность сохранить и защитить свою цивилизационную идентичность могут решаться странами православного мира одновременно. Для решения этих задач Россия может способствовать развитию сотрудничества стран православной традиции. С разными странами – на различных уровнях консолидации: от тесной политической и экономической интеграции на пространстве СНГ до создания постоянно действующих механизмов общения с православными странами, вошедшими в Европейский Союз.
Наша Церковь будет и дальше продолжать работать с органами ЕС для того, чтобы православные ценности заняли достойное место в Единой Европе. Для нас это жизненно необходимо, поскольку в мае этого года страны Балтии, где живет многомиллионная паства Московского Патриархата, войдут в Европейский Союз.
Думаю, что сегодня пришло время для систематических и серьезных инициатив по консолидации православного мира на всех направлениях. Будем надеяться, что начатый на Всемирном Русском Народном Соборе разговор приведет к появлению политических, общественных и культурных проектов в рамках православного мира, которые послужат как более тесному сближению наших народов, так и их плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими нациями.