Россия не будет добиваться предоставления русскому языку статуса государственного на Украине
Давно ли г-н Косачев стал поборником украинского моноязычия?
Россия не будет добиваться предоставления русскому языку статуса государственного на Украине. Об этом заявил депутат ГД РФ Константин Косачев (фракция «Единая Россия») в интервью журналу «Профиль» (№10 (179), 12.03.2011).Можно было бы считать слова г-на Косачева его личным мнением, не имеющим отношения к официальной позиции российского руководства, если бы это был рядовой депутат Госдумы. Но Константин Косачев возглавляет комитет ГД РФ по международным делам, кроме того, является высокопоставленным функционером российской партии власти «Единая Россия».
Можно было бы понять, если бы Константин Иосифович дипломатично ушел от комментариев относительно статуса русского языка на Украине — мол, это внутриукраинский вопрос и т. п. К тому же ситуация с русским языком не является сугубо внутренним делом Украины. Москва вправе ставить эту проблему перед Киевом, опираясь на положения Большого договора 1997 года, в частности, на статью 12 (в которой говорится об обеспечении защиты этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности, о недопущении каких-либо попыток ассимиляции и т. д.). Но, повторюсь, в конце концов можно было бы принять (хотя и с сожалением) то, что глава комитета ГД РФ по международным делам оставляет эту проблему без комментариев.
Однако г-н Косачев не просто прокомментировал, не просто оправдал невыполнение предвыборных обещаний Виктором Януковичем и Партией регионов, но представил обоснование, почему русский язык нельзя уравнивать в статусе с украинским.
Глава думского комитета по международным делам заявил: «То, что сейчас делает господин Янукович, мне представляется абсолютно адекватной проукраинской политикой. И в эту проукраинскую политику просто входят нормальные отношения с Россией. В этом господин Янукович нам гораздо ближе, чем та же Тимошенко и тем более Ющенко, который российский фактор либо игнорировал, либо использовал так, чтобы от него оттолкнуться в своих интересах. Никто в России не был наивным и не ожидал от Януковича, чтобы он под диктовку Кремля издавал какие-то декреты. Да, существует проблема русского языка, ясно, что значительная часть населения Украины продолжает им пользоваться, считая своим родным. Но так же очевидно, что если дать этому языку такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины. Поэтому никто и не ждет от Януковича никаких подобных шагов, и я не вижу здесь никакого конфликта. Мы в России сегодня должны быть благодарны нынешнему руководству Украины за его взвешенную, порой очень мужественную и очень ответственную политику. Да, у нас не во всем могут совпадать точки зрения, да, у нас может искрить с правительством Януковича — в этом нет сомнений, но это обычная практика любых соседних государств, и никакой драмы здесь нет и в помине».
Заявление г-на Косачева абсолютно неприемлемо. Действующая власть получает если не индульгенцию на невыполнение предвыборных обещаний относительно защиты прав русских и русскоязычных граждан, то дополнительный — российский (!) — аргумент против уравнивания в статусе русского и украинского языков. Теперь высокопоставленные чиновники и представители партии власти будут при случае апеллировать к позиции главы комитета ГД РФ: дескать, и в Москве относятся с пониманием к украинизации.
Украинские националисты, видимо, должны прийти в умиление от столь трогательной заботы г-на Косачева об украинской государственности и ее суверенитете. Оказывается, эти вопросы главу комитета ГД РФ волнуют даже больше, чем права русских соотечественников, проживающих на Украине, чем права украинцев, ощущающих себя частью Русского мира, одной из ключевых скреп которого является русский язык.
Попутно нельзя не удивиться: почему, например, не пострадала государственность (и суверенитет) Беларуси от того, что русскому языку был придан статус государственного? Почему наличие двух и более государственных языков в других странах не подрывает их государственность и суверенитет?
Вообще тезис г-на Косачева получился каким-то уж очень двусмысленным. Если следовать предложенной им парадигме укрепления украинской государственности посредством украинского языка, то получается, что проблема русского языка на Украине заключается не в том, что родной для миллионов украинских граждан русский язык не имеет положенного ему статуса, а в том, что «значительная часть населения Украины продолжает им пользоваться». Так и просится уточнение: все еще продолжает. Уж не прекратить ли использование русского языка ради укрепления государственности и суверенитета Украины?
Своими, на мой взгляд, совершенно непродуманными и безответственными заявлениями г-н Косачев от имени России по сути легитимизирует подход украинских националистов к языковой проблеме. Ведь глава комитета ГД РФ по международным делам принимает тезис, что русский язык представляет угрозу украинскому языку (и даже больше — несет угрозы украинской государственности и суверенитету). При этом интересы украинской государственности ставятся выше интересов граждан, выше прав человека. Второе предлагается принести в жертву первому.
Всем еще памятны «оранжевые» времена с их насильственной украинизацией. Но ведь Ющенко обосновывал свои украинизаторские потуги, свое неприятие идеи предоставления соответствующего статуса русскому языку буквально словами г-на Косачева.
«Русскому языку нельзя давать официальный или государственный статус в Украине, поскольку украинский язык будет вытеснен из обращения, — заявлял Ющенко на одной из своих последних пресс-конференций в качестве президента 16 февраля 2010 г. — Когда говорят: «два языка — одна страна»... Это все байки серого волка, это проект как утратить державу»
Чем слова Ющенко отличаются от заявленного Косачевым: «если дать этому языку («этому языку» — это о русском языке. — С. Л.) такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины». Все национально озабоченные на Украине, все русофобы и все противники предоставления статуса, необходимого русскому языку, неизменно используют именно такую аргументацию.
Что ж получается? Ющенко проводил мудрую политику в гуманитарной сфере? Если послушать ныне г-на Косачева, то выглядит именно так.
И давно ли сам г-н Косачев стал поборником украинского моноязычия? Скажем, когда в 2002 г. парламент Крыма направил в Верховную Раду обращение с призывом придать русскому языку статус государственного, Константин Иосифович нашел эту инициативу не просто разумной и крайне необходимой, но обозначил ее в качестве тестовой для украинских политиков: «Сейчас наступает время, когда не на словах, а на деле могут быть подтверждены многочисленные заявления украинских политиков, в том числе и лидеров парламентских фракций, о их желании развивать стратегическое партнерство с Россией. От того, как проголосуют в Верховной Раде по этом вопросу, мы будем судить об искренности заявлений украинских политиков».
Когда в 2004 г. президентская гонка на Украине подходила к финишу, г-н Косачев, характеризуя отношение Москвы к кандидатам, сетовал на «нежелание Ющенко сделать русский язык вторым официальным языком».
Ну а как относились в России к политике «оранжевого» режима, все, полагаю, еще помнят. Москва (и, заметим, совершенно справедливо) камня на камне не оставляла в своей критике гуманитарного курса, проводившегося «оранжевыми». Тот самый г-н Косачев в апреле 2008 г. поднимал проблемы русского языка на сессии ПАСЕ, когда там выступала тогдашний украинский премьер Ю. Тимошенко. В частности, вполне резонно пенял официальному Киеву на «закрытие русскоязычных школ после помаранчевой революции».
Что же сейчас его эта проблема не волнует? Разве она исчезла? Нет. Процесс закрытия школ с русским языком обучения продолжается и после победы на президентских выборах Виктора Януковича. Что это действительно так, недавно продемонстрировал на страницах «2000» с цифрами в руках В. Корнилов в материале «Под шум о преследовании украинского языка закрываются русские школы» (№8 (547) 25.02- 3.03.2011).
Получается, что одну и ту же политику глава комитета ГД РФ по международным делам может как критиковать, так и одобрять — в зависимости от фамилии ее проводника. Неужели русский язык — лишь разменная монета во внешней политике России? А должно быть совершенно иначе, когда бы отношение к тому или иному политическому курсу (в данном случае — в гуманитарной сфере) оставалось неизменным вне зависимости от того, кто его реализует — Ющенко, Тимошенко, Янукович или кто-то еще.
Ибо принудительная украинизация, незащищенность прав русских и русскоязычных граждан Украины, курс на ассимиляцию русских против их воли (в прежние годы это еще именовали, и вполне справедливо, политикой этноцида) остаются таковыми вне зависимости от фамилии украинского президента. Как не имеет значения — проводится ли этот самый этноцид грубо и агрессивно, как при «оранжевых», либо же обретает «бархатные» формы, как при нынешних властях. Суть от этого не меняется. При этом, как по мне, второе даже опаснее. В конце концов та топорная украинизация, что проводилась при Ющенко, была ясной и понятной. Осознание угроз мобилизовывало граждан — потенциальных жертв украинизации и ассимиляции — на протест и сопротивление такой политике. Ныне же продолжается фактически то же самое, но, как говорят, тихой сапой.
Два года назад на Ассамблее фонда «Русский мир» г-н Косачев произносил красивые фразы о Русском мире, «явлении трансграничном, не совпадающем с границами государства», призывал защищать интересы соотечественников: «мы должны словом и делом доказывать, что будем защищать тех, кто принадлежит к русскому миру, кто не хочет разрывать свои нити с Россией. Русские не должны стать и не станут европейскими изгоями XXI века. Никто не должен считать, что дискриминация русских, клевета на наше прошлое — это допустимый способ самоутверждения в политике».
Увы, но пока у главы комитета ГД РФ по международным делам это не получается ни делом, ни (с недавних пор) словом.
Трудно представить, чтобы опытный политик, имеющий восьмилетний стаж руководства таким ответственным комитетом ГД РФ, как комитет по международным делам, не понимал, что вопрос русского языка на Украине — это в т. ч. и вопрос ее (Украины) геополитического, цивилизационного выбора: «вместе с Россией» или «геть від Москви».
Заявлениями, подобными тем, что были сделаны г-ном Косачевым, фактически легитимизируется именно второе.