«Россия, очнись…»
О проблемах сохранения русского языка и литературы шла речь на Международной научно-практической конференция в Ростове-на-Дону
Организаторами конференции выступили Общественная организация «Русская диаспора», Черноморско-Каспийский центр Российского института стратегических исследований, Южный федеральный университет.Когда-то этот город называли «Русским Ливерпулем». У его причалов швартовались торговые суда со всех концов света, а во время весеннего подъема воды сюда заходили даже океанские пароходы. Об этом по сию пору напоминают украшающие набережную толстые чугунные тумбы с надписью «Механический завод Павлова Ростовъ на Дону». А по реке, как и сто лет назад, почти непрерывным потоком идут суда.
Прошлое оставило Ростову не только выгодное географическое положение, но и интеллектуальный потенциал. В 1915 году именно сюда был эвакуирован Варшавский университет. Власти города были в восторге – наконец-то Ростов получил (пусть на время) собственный университет и стал не только торговым, промышленным, но и образовательным центром. Многое изменилось после революции и гражданской войны, даже название города стало писаться по-иному, но и сегодня Ростов-на-Дону является центром Юга России.
Если статус центра Южного федерального округа подтверждает особое положение города с административной точки зрения, то ростовские вузы, и первый из них Южный федеральный университет, обеспечивают ему славу интеллектуального центра региона.
Поэтому не удивительно, что именно в Ростове-на-Дону был поставлен вопрос о значении русского языка как фактора сохранения русской и славянской идентичности.
Отношение к изучению русского языка и русской культуры в начале ХХI века стало одним из индикаторов цивилизационной, мировоззренческой и даже политической позиции. Для миллионов русских людей, поневоле оказавшихся после 1991 года в зарубежье, борьба за право говорить на родном языке и учить на нем детей стала первым шагом к общественной и политической деятельности.
После распада СССР в республиках бывшего Союза стало зарождаться русское национальное движение, борьба которого в защиту этнических, социальных, политических и культурных интересов русского народа стала примером для всего русского мира и даже самой России.
Ибо и в России русский язык, как не парадоксально, оказался под угрозой. Эпоха технического развития СМИ предъявляет новые требования к языку, методикам его преподавания и сохранения. Увы, ситуацию в этом вопросе благополучной назвать нельзя. Многочисленные варианты реформы образования не дали пока положительных плодов, а в чем-то и нанесли немалый ущерб. Политика же государства в этом вопросе остается противоречивой и невнятной. И пример русского зарубежья может подсказать выход. Об этом говорил, открывая конференцию, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ Виктор Владимирович Черноус. По его словам, наступает время, «когда гражданское общество независимо от бюрократов должно спасать русский язык в России».
Одним из ведущих организаторов конференции выступила ростовская общественная организация «Русская диаспора». Среди сторонников движения люди самых разных профессий убеждений – бизнесмены, ученые, журналисты, военные, казаки… Однако приоритеты обозначены четко: защита и развитие традиционных ценностей и одной из главных из них, -русского языка.
Ведь русский язык – это выражение общей славянской души, средство, объединяющее славянские народы, напоминающее им об общих предках, общих чертах культуры, а в итоге – и об общих интересах – отметил в своем выступлении сопредседатель движения «Русская диаспора» Игорь Станиславович Смыков.
К русской культуре проявляют интерес не только в России. Весьма интересным был доклад заместителя председателя Национального движения русофилов в Болгарии Антона Тончева. Как известно, Болгария, одна из наиболее близких к России по языку и культуре европейских стран, в настоящее время является членом ЕС и НАТО, уж не маргиналы ли тамошние русофилы?
Согласно приведенным в докладе результатам социологических исследований, большинство жителей Болгарии поддерживает вступление страны в евроатлантические структуры, но при этом 70% считают необходимым сохранение и развитие хороших отношений с Россией. Противоречие? Отнюдь.
По словам господина Тончева, Европа будет незавершенной, пока не наладит нормальных и тесных отношений с Россией. Последняя, в свою очередь, должна вспомнить о том, что является помимо прочего и частью Европы.
Только участие России сделает европейский проект завершенным. Именно с традиционной Россией, частью большого «европейского концерта» и хотят развивать сотрудничество болгарские русофилы.
Сейчас в движении русофилов состоит более двадцати тысяч человек, его отделения открыты во всех областях и общинах Болгарии, среди его членов -представители самых разных социальных групп и политических убеждений. «У нас есть все, кроме крайне левых и крайне правых», - отметил докладчик.
Смотришь на эти цифры и думаешь, - а есть ли у нас в России общественное движение, созданное не по указке сверху, а на основе инициативы граждан, в котором насчитывалось бы столько членов и которое было бы столь же толково организовано?
Опять пример того, как русская культура соединяет людей, и опять нам похвастаться нечем…
Активное участие в конференции приняли представители подкарпатских русинов, и, прежде всего, духовный лидер это маленького народа о. Димитрий (Сидор).
Подкарпатские русины – самая западная и одна из самых древних частей русского мира. Этот маленький народ веками хранил национальную самобытность, в основе которой уникальный русинский язык – один из древнейших диалектов языка русского. Пишу эти строки и как бы слышу слова о. Димитрия: «Что вы, что вы, это русский язык является диалектом русинского. Да, русский язык богаче, развитее, разнообразнее, но при этом все равно наш русинский древнее».
Борьба за язык стала для русинов борьбой за сохранение себя как народа. Удивительное дело, - пребывая под властью Австро-Венгерской империи, Венгрии, Чехословакии, русины не чувствовали угрозы своей самобытности и своему языку, но оказавшись в составе славянской Украины, подверглись гонениям и вынуждены бороться за существование.
Независимое украинское государство не признает факта существования ни русинского языка, ни русинской нации. Более того, власти Украины неоднократно предпринимали попытки начать процессы ассимиляции русинов.
Мы в сложном положении, говорит о. Димитрий, венгры зовут нас к себе, сулят всем свои паспорта и вернуть автономию, но мы хотим остаться в составе Украины, славянского государства, части русского мира. Чувство принадлежности к русскому миру у русинов сильно настолько, что о. Димитрий выразил его парадоксальной формулой: «русские, украинские и белорусские сепаратисты должны вернуться в состав русинского народа» (!).
И опять – Россия не замечает народ, который волей СССР оказался отторгнут от Чехословакии и передан Украине, который занимает весьма важное геополитическое положение, который является частью русского мира и помнит об этом.
Весьма интересным был доклад Владимира Алексеевича Корсакова, председателя Ассоциации учителей русского языка и литературы в Украине. Темы защиты русского языка в этой стране, где только по официальным данным проживает 8 миллионов русских, довольно часто всплывает в российской прессе, но как ситуация выглядит изнутри, глазами тех, кто преподает русский язык?
Если во времена СССР русские школы (т.е. такие, где преподавание всех предметов ведется на русском языке) составляли 46% от общего числа школ УССР, то сейчас таких осталось только 6% (1253 школы). В высшей школе преподавание на русском практически полностью прекращено.
Тем не менее, русский язык изучают и учащиеся украинских школ (как язык национального меньшинства), поэтому перед украинскими педагогами стоит сложная задача самостоятельной разработки новых учебников и методических пособий. Сейчас в республике есть три программы для обучения русскому языку – как основного языка, как языка национального меньшинства и факультативная. Под каждую из этих программ разработаны новые учебники, методические пособия. Несмотря на все трудности, преподавание русского языка на Украине сохраняется и развивается. И опять же закрадывается вопрос – а как обстоит дело с этим в самой России? Если на Украине методологический журнал «Русская словесность», в котором подробно рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы, выписывают все русские школы и больше половины украинских (т.е. фактически все школы, в которых изучается русский язык), то аналогичный журнал российского министерства образования даже по тиражу не может покрыть и четверти российских школ.
И снова мы упираемся в вопрос – почему в таком деле, как сохранение русского языка и русской культуры, а в более широком аспекте – сохранения русского народа и русского мира, Россия не предпринимает тех усилий, которые могла бы, используя свои немалые даже в кризисные годы ресурсы?
По-видимому, часть проблемы заключается в том, что Россия ни юридически, ни на уровне деклараций не принимает на себя обязательств по защите этнических интересов своих коренных народов, и прежде всего, народа русского.
Т.е не является национальным государством. Таким государством была Российская Империя, но таким не был Советский Союз, правопреемником которого является нынешняя РФ. Сохранение советской идентичности порождает многочисленные проблемы, как во внутренней, так и во внешней политике России. И одной из них является отчуждение России от русских, оказавшихся за ее пределами.
Если большинство государств признает своими соотечественниками за рубежом представителей коренных народов своих стран, то наша страна запуталась в этом вопросе и де-факто своим соотечественником признает того, кого на основе своих невнятных критериев признает таковым российский МИД.
Когда в одном из городов Латвии попытались закрыть польскую школу, в которой обучалось всего 90 учеников, то на заседание муниципального совета явился первый заместитель министра образования Польской республики (!) и добился отмены решения о закрытии. Даже когда дело касается критических ситуаций, Россия не способна отказаться от своих комплексов. Прошлым летом во время трагических событий в Киргизии МИД Украины отдал распоряжение посольству в Бишкеке выдать всем этническим украинцам национальные паспорта и обеспечить их эвакуацию. Россия же обеспечила защиту и эвакуацию только граждан РФ, бросив русское население раздираемой гражданской войной республики на произвол судьбы.
Поддержку русским за рубежом в настоящее время оказывают лишь российские неправительственные организации, возможностей которых явно недостаточно. Впрочем, недооценивать эту силу тоже не стоит. Руководитель Черноморско-Каспийского филиала Российского института стратегических исследований Эдуард Анатольевич Попов напомнил участникам конференции, что именно общественные организации, Славянские комитеты, оказали свое время огромную помощь Болгарии в ее борьбе за независимость. Во многом именно давление общественного мнения, возбужденное Славянскими комитетами, побудило правительство Александра II Освободителя использовать русскую военную силу для спасения братьев славян.
Россия должна найти в себе силы восстановить историческое преемство и стать национальным государством. Сохранение советских принципов, лишенных после краха коммунистической идеологии какого-либо рационального содержания, несет в себе угрозу самому существованию российской государственности.
Характерный пример привел в своем докладе старший научный сотрудник РИСИ Д.А. Мальцев. Согласно результатам проведенного институтом исследования, уровень исторических знаний российских школьников даже по относительно недавнему периоду нашей истории, каким является Великая Отечественная война, не выдерживает никакой критики. А чему удивляться, если по сохранившимся советским канонам на изучение зарубежной истории наши школьники тратят времени больше, чем на изучение истории Отечества...
Вопрос возрождения России как национального государства затрагивает не только ее саму, но и весь славянский мир. Эмоционально и ярко сказал об этом о. Димитрий: «Россия, очнись, стань сама собой! Если не станешь, если развалишься – мы же вовсе погибнем….»
Русское и славянское движение фактически формирует запрос на восстановление России в ее традиционной, исторической роли национального русского государства, центра славянского мира, создателя и хранителя русского языка и русской культуры. Россию ждут, на нее еще смотрят с надеждой, обманет ли она их или оправдает?