Россия перед новыми геополитическими и духовными вызовами
"Мы не должны стесняться того, что мы русские"
23 апреля, в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре "Святодуховский" Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялась встреча с историком, политологом, президентом Фонда исторической перспективы, руководителем европейского отделения Института демократии и сотрудничества, доктором исторических наук Наталией Алексеевной Нарочницкой.Выступивший со вступительным словом Николай Коняев рассказал, что встреча с Н.Нарочницкой проходит в рамках клуба журнала "Аврора". Эта первая встреча подобного рода. Представляя собравшимся гостью, писатель отметил, что Нарочницкая стала членом редколлегии журнала. "Наталия Алексеевна – один из самых выдающихся мыслителей современности, и мы рады, что именно с ее встречи организуется наш клуб", – сказал Н.Коняев. Затем с большой речью выступила Наталия Нарочницкая, поделившаяся своими размышлениями о сегодняшнем моменте мировой истории, о месте России в современном мире. "Нынешний момент удивителен, сегодня Господь опрокинул столы менял всего мира точно так же, как Он сделал это в Иерусалимском храме. Он сделал это так, чтобы нам наглядно показать с помощью современных методов, где мы находимся, и чтобы мы задумались о своей судьбе и оценили свою жизнь и поступки. Сделано это было именно в той форме, которая понятна всем. Банки, финансовые институты потащили за собой кризис экономики, производства, и Россия тоже оказалась затронутой этим кризисом и затронутой весьма сильно. А ведь еще несколько лет назад мы говорили о том, что Россия твердо вступила на путь возрождения, но возрождение – это ведь не только экономические реформы. Я всегда была убеждена, что будущее России зависит не только и не столько от реформ, и не от Конституции, которую мы приняли, а будущее нашей страны зависит от того, сохранит ли себя русский народ – основатель и стержень российской государственности, как явление мировой истории и культуры, сохранит ли он свою роль носителя православной веры, пронесет ли он сквозь все бури и испытания свою православную картину мира, сумеет ли он соединить преемственность своей культуры и цивилизации, свой собственный модернизационный проект, а не заимствованный извне, понятие добра и зла, правды и лжи, греха и добродетели – вечные, евангельские понятия, которые будут дальше двигать нас, но при этом мы будем обладать современной технологией и всеми инструментами, необходимыми для того, чтобы действовать в новых условиях. Для того чтобы нация была готова к постоянному изменению исторических и экономических условий, технологического характера цивилизации и быта у нее должен быть стержень", – отметила Нарочницкая. "Мы должны понимать, в каком мире мы живем, для того чтобы с панорамной высоты осознать свое место и свои возможности. Сегодняшний человек закрывает глаза и затыкает уши, чтобы его не заставили бросить панорамный взгляд на историю, потому что он не хочет видеть, как его сегодняшняя жизнь, его поступки влияют на это общее течение. История – это извилистая река, но современный человек не хочет видеть больше, чем соседний бугорок, вокруг которого река проходит налево и направо, он не желает подняться выше и посмотреть, куда эта река в целом течет. А это-то как раз и дает православное христианское осмысление истории, того, куда идет человек, зачем мы живем. Мы же едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть. Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим от Господа", – отметила Наталья Алексеевна. По ее мнению, "давление на некоммунистическую Россию возросло многократно по сравнению с давлением на Советский Союз". "Мы утратили серьезные позиции на Балтике, приобретения Петра Великого не давали покоя "старушке Европе" в течение многих веков, нас оттесняют с Черного моря, ухаживания за "великим демократом всех времен и народов" Михаилом Саакашвили, конечно же, объясняются лишь стратегическим положением Грузии. Если в целом посмотреть на направления давления и расширения НАТО, и попытку отторжения уже частей исторического государства Российского, втягивание их в орбиту евроатлантических структур, то вы заметите, что это направление – это северо-восток Евразии, в глубь континента, подальше от морей, подальше от территорий с сельскохозяйственными условиями, сравнимыми с европейскими, туда, где глубина промерзания почвы почти два метра, где отопительный сезон 8-9 месяцев, где сельскохозяйственный сезон 4,5 месяца, а не 8,5-9 месяцев, как в Западной Европе. Это лишение России конкурентных условий в мировой экономике", – подчеркивает политик. "Передел мира, который мы наблюдаем везде, конечно, одной из своих главных целей имеет окружение военно-морскими подступами и контролируемыми территориями так называемого энергетического эллипса, то есть региона, где находятся основные энергоресурсы, которые, по крайней мере, не менее полувека пока ученые не откроют каких новых возможностей, которые будут составлять основную кровеносную систему всей экономики и жизни. Наконец, Россия – это страна, в которой сосредоточена зеленая масса и пресная вода. Все экономисты прогнозируют, что именно это богатство уже к концу XXI века будет главным предметом международных споров и попыток переделать мир", – отмечает Н.Нарочницкая. Политик считает, что в XXI веке основная борьба развернется за ресурсы. "Россия, которая имеет 4% населения мира и 40% всех мировых ресурсов, будет главным объектом этой борьбы. Но у нас сегодня демографическая катастрофа. По мнению всех демографов, которые много работают с социологической точки зрения, только 20% из нынешних демографических потерь России можно отнести к факторам экономическим и к трудностям жизни, остальные 80% из области мировоззрения и самоощущения человека. Нация, которую попытались в начале 1990-х выбросить на обочину мировой истории, которой внушали, что патриотом может быть только негодяй, что апофеоз свободы – это парад содомитов и транссексуалов, ответила на это утратой библейского чувства продолжения рода. Поэтому борьба за общественное сознание, за мировоззрение, за отношение человека к человеку, к миру, к государству, к нации, к истории, является сейчас главным объектом, вокруг которого введутся все битвы современности", – считает Нарочницкая. Тем не менее, полагает политик, "Россия за последние десять лет перестала говорить подчиненным голосом на мировой арене, уже несколько лет назад она заявила, что у нее есть некий предел, дальше которого ее уже нельзя двигать". "Произошло определенное восстановление чести и достоинства России как субъекта международных отношений. Начало также формироваться внутреннее согласие по поводу национальных интересов. Самое страшное, когда нация атомизирована, когда она не может найти согласие ни по одному вопросу прошлого, настоящего и будущего, когда представители нации стоят друг против друга и кричат "распни", вот тогда посторонние силы всегда вступают в игру и толкают государство в ту сторону, в какую им нужно, чтобы оно упало. Сейчас, когда мы на себе начинаем ощущать последствия кризиса, я чувствую, что намечается консенсус, согласие по некоторым вопросам наших национальных интересов", – сказала Нарочницкая. "Нам необходима национальная консолидация, чтобы была нация, а не народонаселение, чтобы мы были живым преемственным организмом с целями, ценностями, духом, мировоззрением, общими представлениями о добре и зле, с общими историческими переживаниями. Ясно, что в такой огромной многоукладной стране с такой протяженностью территорий и расстояниями между центрами потребления и центрами производства, с таким разным климатом, необходим сильный каркас государства, то, что сейчас называют вертикалью власти. Главное, чтобы это не сдерживало любую гражданскую инициативу, иначе это может привести к застою", – предупредила она. "Сейчас много спорят о том, что такое русская национальная идея. Для того чтобы оценить свои возможности, для того чтобы быть готовым выстоять перед политическими, экономическими, финансовыми, климатическими, нравственными, духовными, межцивилизационными, межэтническими вызовами современности русский народ, безусловно, должен понимать, что его должна двигать в мировой истории русская национальная идея. Для меня это не программа, состоящая из пунктов, предназначенных для прокламаций. Даже Бердяев не смог этой программы выделить, хотя и написал об этом целую книжку. Русская идея – это модернизационный проект, который несет за собой всю преемственность нашей культуры, нашей цивилизации. Это понимание того, что именно православная вера в свое время дала смысл исторической жизни каждому человеку личный, государственный, национальный и исторический", – отметила политик. Именно, православная вера, по ее мнению, подтолкнула русского человека к расширению территории, к ее освоению, к развитию и т.д. Русский народ обладал исторической энергией, внутренним неосознаваемым миссионерским чувством. "Другой вопрос, обладает ли русский народ этой энергией сейчас?" – вопрошает Нарочницкая. Русские выжили, по ее словам, потому что у них была готовность к самопожертвованию. "Самопожертвование, а не инстинкт самосохранения или инстинкт размножения, способствует выживанию нации", – уверяет она. По мнению историка, у России есть уникальный интеллектуальный и духовный потенциал, опыт исторических исканий, позволяющий ей предложить миру идею справедливого мироустройства, которая никогда не была реализована. Россия может предложить идеал справедливого мира на земле в соответствии с заповедями Божиими. Наталия Нарочницкая также объяснила, чем отличается русский от россиянина, и почему государство и Отечество – это не синонимы. Ее речь постоянно прерывали аплодисментами. Затем она ответила на вопросы собравшихся. Отвечая на вопрос о природе кризиса, Нарочницкая сказала, что кризис носит закономерный характер, хотя некоторые силы и поспособствовали его наступлению. По ее мнению, кризис является следствием отсутствия золотого стандарта, что привело к накачиванию финансовых пузырей, увеличению необеспеченных денежных знаков, виртуализации экономики. Кризис, по ее словам, был неизбежен. Избрание Обамы президентом США политолог рассматривает как моральное обновление американских претензий. "Не стоит строить никаких иллюзий по поводу его избрания", – сказала Нарочницкая. Что касается небольшой паузы в агрессивной наступательности США, то она связана с тем, что "империалистический корабль перенапрягся, ему просто понадобилась передышка". Что же касается антикризисной политики российских властей, то Нарочницкая не согласна выделением огромных финансовых ресурсов на поддержание банков, а не реальной экономики и производства. На вопрос, имеет ли она отношение к исследованию "Проект Россия", Нарочницкая ответила, что "не прикладывала к нему руку", хотя и признала, что есть в этой работе и созвучные ей идеи. По ее словам, работа "Проект Россия" – подсудное дело, поскольку она не имеет данных ни об авторах, ни о месте издания. Также раскритиковала Нарочницкая реформу армии, которая, по ее мнению, должна вскоре захлебнуться так же, как начала захлебываться реформа образования. Нарочницкая считает неразумным в условиях кризиса сокращать военный контингент страны, переводить ее с дивизионной на бригадную основу. "Зачем этим заниматься во время кризиса? Ведь коней на переправе не меняют", – заметила Нарочницкая. Она напомнила, что все революции начинаются обычно с глумления над армией. По ее мнению, армия также не должна состоять из одних только наемников. Полностью наемная армия, по ее словам, предназначена для государств, которые рассчитывают воевать только за пределами своей территории, Россия же, напротив, должна быть готова к нападению, к вторжению, а для этих целей наемники не годятся. Кроме того, Нарочницкая считает необходимым восстановить в паспорте графу "национальность". "Мы не должны стесняться того, что мы русские", – заключила Наталия Нарочницкая.