Россия вооружает Таджикистан знаниями
Наиболее ярким примером успешного сотрудничества двух стран является Российско-таджикский славянский университет в Душанбе
В 2002 году исполняется пять лет Российско-таджикскому славянскому университету. За сравнительно короткое время своего существования университет стал одним из наиболее престижных вузов Таджикистана. Опыт создания совместных подобных российско-национальных университетов был реализован и в других государствах СНГ. Однако проблема использования огромного потенциала российского высшего образования для укрепления связей на постсоветском пространстве по-прежнему остается актуальной.Как и в других бывших советских республиках, в Таджикистане распад СССР нанес поистине сокрушительный удар по всей системе высшего образования. Недостаточное финансирование, отсутствие научных и преподавательских кадров, связанное с массовым отъездом из республики русскоязычного населения, утрата библиотечных и лабораторных фондов, нехватка компьютеров и т.д. – таков далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается страна, испытывающая острую нехватку квалифицированных кадров. Между тем, почти половина шестимиллионного населения Таджикистана – дети до семнадцати лет, а молодежь, как известно, тянется к знаниям.
Россия традиционно является главным партнером Таджикистана в области образования. В российских институтах и университах в настоящее время учится свыше трех тысяч граждан Таджикистана, более полутысячи таджикских курсантов проходят обучение в российских военных училищах. Однако наиболее ярким примером успешного сотрудничества двух стран является Российско-таджикский славянский университет в Душанбе.
Валиджон Комилов учится на втором курсе Российского университета в самом центре столицы Таджикистана. Филологический факультет, на котором Валиджон изучает журналистику, расположен вместе с другими факультетами – историко-правовым, экономическим и математическим – в четырехэтажном здании, которое ранее принадлежало одному из отраслевых министерств Таджикской ССР. Занятия в университете начинаются необычно рано, в восемь часов утра. К этому времени со всех концов таджикской столицы сюда приезжают более двух тысяч студентов и около двухсот преподавателей. И хотя малоприспособленное здание уже с трудом вмещает весь многочисленный студенческий и преподавательский коллектив, культ науки зримо присутствует в стенах университета, делая его подлинным храмом знаний.
Решение открыть в Душанбе Российско-таджикский славянский университет (РТСУ) было принято еще в 1993 году, при подписании Договора о дружбе и сотрудничесвте между Россией и Таджикистаном. Это был один из шагов, направленных на сдерживание оттока русскоязычного населения из Таджикистана. Однако тогда же началась гражданская война, и реализация этого замысла была отложена. И лишь в 1996 году университет принял первых студентов. С тех пор РТСУ стал не только одним из крупнейших, но и самым престижным вузом республики. Конкурс достигает восьми-десяти человек на место. По словам Валиджона, абитуриентов привлекает не только высокая российская стипендия, почти вдвое превышающая среднюю зарплату по стране, но и высокое качество образования, возможность в совершенстве овладеть русским языком, необходимым для поиска достойной работы, а также другими иностранными языками. Немаловажно и то, что обучение в вузе ведется по государственным стандартам Российской Федерации, все учебные планы и программы утверждены Министерством образования России, которое выдало и лицензию на право ведения образовательной деятельности. Соответственно, по завершении учебы студенты получают диплом российского образца.
Профессорско-преподавательский состав – особая гордость университета. Можно сказать, что здесь сконцентрирована научная элита Таджикистана. Из двух с половиной сотен преподавателей, работающих в университете, 50 имеют ученые степени доктора наук и 157 – кандидата наук, регулярно читают лекции пять академиков из академии наук Таджикистана. Десять преподавателей удостоены академических званий Академии наук Российской Федерации. Поддерживать столь высокий научно-педагогический уровень позволяют высокие зарплаты преподавателей, поскольку зарплаты здесь, как и студенческие стипендии, соответствуют российским стандартам. "Благодаря этому мы привлекаем весь цвет таджикской науки", – отмечает ректор университета Абдуджаббор Сатторов. Надо отметить, что и студенты стараются поддерживать престиж университетского образования: почти каждый десятый выпускник получает аттестат с отличием, многие продолжают учебу в аспирантурах российских вузов.
Но не только учебой жив студент. В университете кипит культурная жизнь: работают музыкальные и театральные студии, устраиваются красочные представления, с размахом отмечаются праздничные даты. По словам проректора по воспитательной работе Марины Ковтун, в этом большая заслуга преподавателей, которые практически на голом энтузиазме поддерживают старые и создают новые традиции университетской жизни. На каждом празднике, помимо студентов и преподавателей, обязательно присутствуют представители русскоязычной общественности, российского посольства, командования 201 мотострелковой дивизии и пограничных войск, часто приезжают депутаты Госдумы. В январе 2002 года спикер российской думы Геннадий Селезнев, выступая в Университете, назвал его "настоящим центром русской культуры в Таджикистане".
Конечно, все это дается большим трудом, и сложностей в жизни университета не мало. Чувствуется поддержка как со стороны российского правительства, так и со стороны президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Больше внимания со стороны других российских вузов, чтобы их профессора приезжали читать лекции, присылали свои научные разработки, чтобы РТСУ привлекался к проектам. Большая потребность в компьютерах, литературе.
Что ждет студентов после окончания университета? Валиджон с оптимизмом смотрит в будущее. Хотя уровень безработицы в Таджикистане довольно высок, у выпускников университета обычно не возникает проблем с трудоустройством. Их с удовольствием берут на работу как в государственные структуры, так и на коммерческие предприятия. Многие начинают работать еще будучи студентами. Например, Валиджон подрабатывает корреспондентом в одной из местных газет. Стоит отметить, что обучение по таким "государствообразующим" специальностям, как юриспруденция и экономика, ведется только в двух вузах Таджикистана – РТСУ и Национальном университете. Стало быть, здесь формируются управленческие кадры, будущая политическая элита страны. Есть о чем задуматься российскому внешнеполитческому ведомству.
Создавая совместный университет, Россия и Таджикистан решали две задачи: во-первых, дать возможность русскоязычному населению Таджикистана получать образование на родном языке, во-вторых, укрепить местную систему высшего образования. По условиям межправительственного договора, половина учащихся университета набирается из представителей русской и русскоязычной молодежи, другая половина – из таджикской. Хотя прием ведется строго по результатам общих экзаменов, руководство университета поддерживает этот паритет, видя в нем залог сбалансированного развития российского высшего образования в республике и, шире, сохранения позиций русского языка и науки в экономической, политической и культурной жизни республики. А они в последнее время серьезно пошатнулись: в Душанбе функционируют пять турецких учебных заведений, открылся иранский университет, английский колледж, не за горами приход и других европейско-американских школ. На этом фоне российское присутствие, учитывая былые времена, выглядит слабовато. В еще большей степени это касается других государств СНГ.
Между тем, речь нужно вести не о репатриации русскоязычного населения, а об укреплении российской диаспоры в каждом государстве СНГ, как основного проводника русской культуры и российских интересов в ближнем зарубежье.