Российская эмиграция в Норвегии и Финляндии (1920-1930-е годы)
Общая характеристика
Особенности эмиграционных процессов, проходивших в северо-европейском регионе, во многом определили параметры эмигрантских сообществ, сложившихся в Норвегии и Финляндии. Специфика немногочисленной диаспоры в Норвегии заключалась в преобладании среди эмигрантов представителей торгово-промышленного класса, чиновничества и бывшего белого офицерства. В Финляндии, где эмигрантская колония была более многочисленной, помимо указанных категорий существовала значительная прослойка творческой интеллигенции. В обеих странах к эмигрантской диаспоре тесно примыкала (а в итоге слилась с ней) еще одна группа выходцев из России: в Норвегии – отдельные русские, проживавшие в стране с дореволюционного времени, в Финляндии – русское национальное меньшинство.Складывание диаспоры послереволюционных эмигрантов в Финляндии началось раньше, чем в остальных районах Северной Европы. Уже в 1918 г. финское правительство, столкнувшись с серьезными проблемами при размещении русских беженцев, обратилось к скандинавским странам с просьбой принять часть эмигрантов. В итоге по межправительственной договоренности в Норвегию из Финляндии было переправлено около 200 русских беженцев.
Частью эмигрантских диаспор Норвегии и Финляндии стали беженцы Северной области бывшей Российской империи, находившейся под контролем белого генерала Е.К. Миллера. Они появились в феврале-марте 1920 года. В обеих странах они были интернированы: в Норвегии – в лагерях Варнесмуен и Иорстадмуен, в Финляндии – в лагере Лахти-Хеннола. Для разрешения комплекса вопросов, связанных с устройством этой группы беженцев за рубежом, по инициативе Е.К. Миллера 11 июня 1920 года был создан Временный Комитет по делам беженцев Северной области в Норвегии и Финляндии, действовавший до 15 июня 1921 года. Он занимался в основном оказанием материальной помощи интернированным, содействием в трудоустройстве, а также переправкой их в европейские страны с более многочисленными колониями эмигрантов.
К середине 1920-х годов процессы складывания эмигрантских сообществ в Норвегии и Финляндии завершились, произошла стабилизация их численности и размещения. В Норвегии к этому времени проживали около 600 эмигрантов, в основном в Осло и близлежащих районах, а также на севере страны. В Финляндии насчитывалось около 8000 русских эмигрантов, проживавших в крупных городах (Хельсинки, Выборг), а также в поселках при станциях железной дороги, что совпадало с местами проживания русского национального меньшинства.
Когда выяснилось, что большинство эмигрантов отвергают идею репатриации, перед созданным при Лиге Наций Верховным Комиссариатом по делам русских беженцев во главе с Ф.Нансеном встала задача урегулирования их правового статуса. Наиболее значительным шагом в этой сфере стало принятие в 1922 г. "паспорта Нансена", признанного в 1926 г. эквивалентом национальному паспорту. Норвегия начала выдачу этих удостоверений одной из первых. Но процент эмигрантов, получивших их, был незначителен ввиду отсутствия насущной необходимости, поскольку выдаваемые в Норвегии постоянные виды на жительство фактически предоставляли эмигрантам те же права. Сыграла свою роль и определенная предубежденность российских эмигрантов против Верховного Комиссариата, связанная с неоднозначным восприятием его действий по репатриации. Кроме того, для многих эмигрантов признание себя людьми без гражданства ассоциировалось с полным отказом от надежды вернуться на родину и было тяжелым шагом в психологическом отношении.
Процессы адаптации российских эмигрантов к социально-экономическим структурам Норвегии и Финляндии характеризовались замедленными темпами и понижением социального статуса большинства эмигрантов. В обеих странах большинство эмигрантов вынуждены были забыть прежние специальности и заниматься неквалифицированным трудом. Правда, эмигранты в Норвегии из числа коренных жителей Русского Севера располагали независимым источником доходов, имели в этой стране родственников и знакомых и вследствие этого быстро адаптировались к новым условиям жизни.
Многочисленные эмигрантские организации в Финляндии можно разделить на несколько категорий: политические (Русский общевоинский союз); благотворительные общества, перешедшие с середины 1920-х годов к широкой культурно-просветительской деятельности (Земгор, Русская колония); литературно-художественные объединения ("Светлица", "Веретено"). В Норвегии наиболее влиятельной эмигрантской организацией был Русский эмигрантский кружок, устав которого предусматривал оказание материальной помощи и защиту прав эмигрантов, а также проведение культурно-просветительской работы. Одним из его организаторов был В.Каррик – видный деятель послереволюционной эмиграции.
В культурной жизни эмиграции особое место занимал День русской культуры, помогавший отдельным диаспорам осознать себя частью Зарубежной России. В Финляндии он отмечался ежегодно с 1928 по 1940 годы, в Норвегии – с 1930 года.
Одной из задач, стоявших перед эмиграцией в 1930-е годы, была передача русской культурной традиции детям, что привело к созданию системы русских школ. Так, в 1924 г. в Финляндии действовали 22 подобные школы. Воскресная русская школа для детей существовала и в Осло (Норвегия).
Весомую лепту в поддержание духовности русских людей на чужбине внесла православная церковь. В Финляндии она уже имела многолетнюю историю и принимала активное участие в благотворительной и культурно-просветительской работе. Помимо финской православной церкви, в Хельсинки и Выборге имелись русские церкви Константинопольской патриархии и Зарубежной русской православной церкви. В Норвегии православная церковь была учреждена в 1931 году, но церковь начала свою деятельность в эмигрантской среде еще с 1920 года.