Российская энергетика в Грузии
Проблемы и перспективы
Общеизвестно, что без соответствующей энергетической базы невозможно не только развитие экономики государства, но и вообще его нормальное функционирование. Эту очевидную истину жители Грузии, например, сполна и в максимальном объеме усвоили за годы, прошедшие после развала СССР, когда в одночасье граждане вполне суверенной страны оказались "абсолютно свободными" от работающих предприятий и действующего транспорта, света, газа и тепла в домах, больницах и школах.В течение последних 12 лет с глубочайшим энергетическим кризисом, парализовавшим жизнь Грузии, боролись очень "активно". Сначала своими силами, посредством очень "национальной" пропаганды, которая в итоге привела национальную же энергетику к коллапсу. Потом с помощью новых заокеанских друзей, предложивших методы "шоковой терапии", применение которых вызвало лишь еле заметные рефлекторные конвульсии.
Попытки "реанимировать" столичную электрораспределительную компанию "Теласи" с помощью спецов из США ни к чему ни привели. В итоге американцы были вынуждены уступить свое место коллегам из РАО ЕЭС России. Анализ итогов всего семи месяцев деятельности российских энергетиков на грузинском рынке просто поражает. Специалисты РАО ЕЭС России не просто вернули свет в дома граждан бывшей братской республики, что позволило многим простым грузинам сносно пережить зиму. Благодаря им грузины начинают постепенно забывать о нескончаемых авариях на объектах энергетики и линиях передач, перестают с содроганием думать о том, который из очередных бытовых электроприборов в их домах полетит из-за хронического перепада частоты подаваемого тока.
Но не это является главным достижением российских энергетиков, пришедших на грузинский рынок. В то время, когда в отношениях наших двух стран еще далеко не преодолены настороженность и отчужденность, руководство РАО ЕЭС России и АО "Теласи" сделало то, что невозможно переоценить. Своим самоотверженным, добросовестным трудом, ответственным отношением к делу они возродили не только энергетику соседнего государства, сколько укрепили доверие грузинского народа к России, подтвердив надежность нашей страны в качестве партнера и важнейшего союзника.
О том, как трудятся сегодня российские энергетики в Закавказье, корреспонденту "Союзной Газеты" рассказал генеральный директор акционерного общества "Теласи" Дангирас Микалаюнас.
– Судя по данным местной печати, которую трудно заподозрить в особых симпатиях к российской компании, ситуация в энергетическом секторе грузинской экономики в последнее время изменилась коренным образом. Какова ваша оценка складывающейся ситуации?
– Мы пришли в Грузию с ясными и прозрачными намерениями и абсолютно четкой программой действий, первые результаты которой вынуждены признать даже наши недоброжелатели. Наши активы работали на "твердую пятерку" и в этом плане упреков к нам не было. За достаточно ограниченное время уровень собираемости фактически повышен на 15 процентов, в десять раз сократилась аварийность, до 3-4 часов доведено время устранения аварий, ликвидация которых еще совсем недавно требовала от двух недель до месяца. Бесперебойно функционирует 9-й энергоблок, приносивший столько проблем как нашим предшественникам, так и потребителям.
Возобновлены поставки электроэнергии из Армении, ежедневный объем которых только для нужд Тбилиси достигает 170 мегаватт. Происходит плановое инвестирование программ по каскаду электростанций Храми-1. С другой стороны, я бы не стал преувеличивать наши достижения на фоне чрезвычайно сложной общей ситуации в экономике, связанной, в том числе, с чередой неординарных политических событий, имевших место в этой стране в самое последнее время. В течение всего каких-то четырех месяцев в Грузии произошла "розовая революция", отрешившая от власти прежнее руководство.
В итоге трижды проведенных выборов начато формирование новой политической элиты, создаются условия для строительства принципиально новых экономических отношений, коренного изменения внутриполитической ситуации. В контексте прошедшего периода калейдоскоп событий мало способствовал общей стабилизации, которая в бизнесе играет решающую роль, и с этой точки зрения нынешняя ситуация вряд ли может расцениваться как благоприятная.
– Вы встречались с представителями политического руководства Грузии. Существует ли, на ваш взгляд, осознание нынешними властями сложности экономической ситуации в стране, понимание первоочередной роли энергетики в ее нормализации?
– Судя по нашей встрече с премьер-министром Зурабом Жвания, такое понимание, безусловно, существует, ведь отсутствие такого понимания стало бы трагедией для страны. Нынешние грузинские руководители не новички в политике и экономике, и, убежден, в ближайшее время это найдет свое проявление.
– Вы упомянули о Храми-1 , а какова позиция грузинского руководства по проблеме российского инвестирования в каскад электростанций Храми-2?
– Решение этого вопроса полностью находится в компетенции руководства Грузии, стоящего сегодня перед лицом большого числа давно назревших и требующих незамедлительного решения проблем. Хочется верить, что уже в ближайшее время президент, правительство приступят к рассмотрению и данного вопроса, выработают позицию, отвечающую реальным государственным интересам. По крайней мере, мы подготовили и направили в правительство соответствующие письма.
– Грузинские руководители во все времена подчеркивали особую роль своей страны в регионе. Существует ли осознание уникальности такой роли в энергетической сфере?
– Надеюсь, что да, хотя парадоксом малых стран, имеющих небольшой опыт независимого существования, является стремление к самостоятельному решению проблем, которые проще и целесообразнее решать в рамках единой системы. С этой проблемой столкнулись прибалтийские государства, страны Южного Кавказа. Судя по всему, сегодня прежние подходы уходят в прошлое. Вопрос о воссоздании единого энергетического рынка Закавказья и России назрел давно. И движущей силой здесь является не политика, а элементарные физические законы, если угодно.
Ток не генерируется из воздуха, не переносится по воздуху, а течет по проводам, по линиям электропередач от объекта к объекту. С экономической точки зрения было бы целесообразным задействование тех систем, которые существовали и прекрасно действовали в прежнее время между всеми нашими государствами. В перспективе вполне реальным представляется расширение такого рынка, привлечение на него Турции, Ирана. Грузия, скажем, испытывает дефицит в электроэнергии зимой, зато весной, в период активного таяния снегов, производит ее в избытке, реализация которого соседям позволила бы решить многие вопросы.
– В период президентских и парламентских выборов в Грузии вновь звучали обвинения в адрес России, которая-де руками РАО ЕЭС занимается воссозданием Советского Союза.
– Мне бы не хотелось комментировать сентенции неудачливых политиков, любыми средствами пытавшихся получить голоса избирателей. Повторюсь: наша компания пришла в Грузию для честного занятия бизнесом. Пришла не для того, чтобы урвать кусок пожирнее, а всерьез и надолго. Наша стратегия и политика сводится к пониманию того, что, если ты сам хочешь жить хорошо, то и люди вокруг тебя должны жить хорошо.
– Этому трудно возразить: осенью прошлого года регламентирующая комиссия предлагала существенно повысить тарифы на электроэнергию.
– Вот именно! Казалось бы, повышение тарифов было нам на руку, но мы настояли на сохранении прежних расценок, учитывая реальные возможности граждан, наступающий зимний период, и, как оказалось, не ошиблись. Не важно, как комментируют нашу позицию те или иные горе-политики, с точки зрения экономики это выразилось в росте доверия потребителей, существенном повышении собираемости оплаты за использованную электроэнергию.
– Господин Дангирас, уходя из Грузии, ваши американские предшественники открыто заявляли, что добиться выполнения договорных обязательств от грузинских потребителей невозможно, что они привыкли не платить за предоставленные услуги и во все времена занимались хищением электроэнергии.
– Позвольте мне воздержаться от комментариев по поводу высказываний своих американских коллег, хотя, должен признаться, грузинский, кавказский менталитет и сегодня представляется мне не совсем понятным. У некоторых граждан Грузии еще не выработано надлежащее государственное, правовое сознание в части выполнения договорных обязательств. Не без попустительства прежних, еще советских руководителей, местные жители привыкли уклоняться от оплаты потребленных услуг, легко идут на обман, прямое хищение той же электроэнергии, дорогостоящих кабелей, порчу аппаратуры. А ведь по большому счету воруют они не у "Теласи", а у самих себя. Завтра нас здесь может не быть, с чем же тогда они останутся?! Тем не менее, я остаюсь оптимистом, не утратившим желания действовать на порученном мне участке, и могу с полным на то основанием сказать, что происходящие в энергетической сфере грузинской экономики позитивные изменения будут и дальше закрепляться.
– Мы с вами уже говорили о том, что по инициативе российской стороны в Грузии сохранился низкий тариф оплаты расходуемой электроэнергии. Общеизвестно, что цены, по которым Россия поставляет Грузии природный газ, значительно ниже мировых. Вопрос к вам, как к бизнесмену: неужели это нормально?
– Уверяю вас, это абсолютно нормально. Более того, то, о чем вы говорите, является классическим примером ведения нормального, легального бизнеса, а не отношений, где один партнер желает лишь обобрать другого, а не наладить с ним долгосрочные и взаимовыгодные отношения. Подобный подход в бизнесе часто сравнивают с воспитанием ребенка, которого надо родить, вырастить, накормить, одеть, обуть, а потом уже спрашивать.
– Продолжая аналогию, спрошу: а что, если ребенок, которого ты с таким трудом родил, выкормил и воспитал, вырастет и уйдет? Где гарантия того, что кто-нибудь в Грузии не пожелает экспроприировать ту же российскую собственность?
– Теоретически, конечно, в бизнесе нельзя исключать никаких форсмажорных обстоятельств, но, по большому счету, при такой перспективе больше потеряет не РАО ЕЭС России или тот же Газпром, действующие сегодня на грузинском рынке, а сама Грузия. Это не просто сведет на нет инвестиционный рейтинг страны, доверие к ней, но и на долгие годы отобьет у любого зарубежного производителя товаров и услуг желание работать на это государство, работать для него и, зачастую, за него
– Чем вызван подобный оптимизм?
– Говорят, что пессимист это хорошо информированный оптимист. Кажется, я неплохо информирован о ситуации, но уверенность в завтрашнем дне меня не покидает, и это связано с объективной оценкой происходящего, его анализом и учетом. Свою работу в АО "Теласи" я воспринимаю в качестве своего рода вызова. Перчатки, брошенной мне предшественником, не сумевшим справиться со стоящей задачей. Я поднял эту перчатку, а, значит, принял вызов и должен идти до конца. И я знаю, что смогу это сделать. Смогу дойти до конца.
– Понимают ли ваши московские коллеги те трудности, с которыми вы сталкиваетесь в Грузии?
– Тому, кто не жил и не работал в этой стране, трудно понять, насколько глубоки различия между нами, так похожими внешне друг на друга, выросшими в одной стране. Но, повторюсь, я вижу проблемы и пути их решения, располагаю всеми необходимыми резервами и, если хотя бы на секунду усомнюсь в собственных силах, честно признаю это и уйду.
– Насколько мне известно, ваши родители тоже энергетики. Что, по мнению потомственного энергетика, является гарантом успеха?
– Мои родители действительно много лет проработали в энергетике. Энергетиком, кстати, является и моя жена. Успех же в любом деле вообще и в энергетике в частности, как мне представляется, определяют знание дела, перспективное видение стоящих задач и подбор членов команды, призванной решать эти задачи.
– Начиная с 1993 года вы занимаете руководящие должности в системе энергетики, были директором энергетического агентства Литвы, возглавляли компанию Лиетувос-Энергия и все эти годы занимались подбором персонала и работой с ним. Как вы оцениваете свою нынешнюю, грузинскую команду?
– Свою нынешнюю команду я оцениваю положительно, хотя за последнее время мне пришлось предпринять целый ряд мер, которые вряд ли показались гуманными тем из работников "Теласи", которым пришлось оставить привычное, теплое и не всегда хлопотное место работы в рамках тех безмерно раздутых штатов, которые нам достались от прежних владельцев. Непросто было мне и в плане убеждения многих сотрудников в целесообразности введения тех или иных новшеств. Поначалу мне казалось, что люди здесь вообще являются противниками всего нового и всеми силами противятся ему. Иной раз я даже ловил себя на мысли о том, что, возможно, людям здесь вообще ничего не нужно?! К счастью, сегодня эта проблема утратила актуальность. Абсолютное большинство наших работников – люди знающие и умеющие, единомышленники и энтузиасты своего дела. Судя по обращениям наших абонентов, это начинают ощущать и сами потребители.
– По словам тех работников "Теласи", с которыми я успел побеседовать, в вас иногда чувствуется человек, служивший в армии. Говорят также, что в отличие от своих предшественников вы весьма активно использовали административные ресурсы для решения поставленных задач.
– Воспринимаю это мнение как комплимент. После поступления в Каунасский политех я действительно был призван в ряды Вооруженных Сил СССР, где прослужил два года, пройдя прекрасную школу жизни и становления, усвоив основополагающие требования исполнительности, дисциплины и порядка. Что же касается административного ресурса, то должен сказать, что вообще-то я пришел в "Теласи" с достаточно четкой трехступенчатой программой действий. Результаты первого этапа, своего рода первых ста дней известны, а вот работа по реализации целей и задач второго этапа, предполагающего полное задействование этого самого административного ресурса, еще только набирает обороты.
– А что, если не секрет, предполагает третий этап?
– Программа моей деятельности на посту генерального директора АО "Теласи" не является секретом. Третий этап предполагает активизацию инвестиций в компанию, причем не только в производство, объекты, технику, но и в людей, представляющих важнейший человеческий ресурс. Это завтра, а сегодня мы можем с полным на то основанием сказать, что совместно с нашими грузинскими партнерами мы сделали первый и очень важный шаг в будущее!