logo

Хлебные крошки

Статьи

Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Дамир Галямов

Российская собственность в Киргизии –

объект государственного рейдерства

Собственность российских инвесторов и Российского государства в Киргизии становится объектом шантажа и рейдерства, а также политических игр международного масштаба.

Никак не дозвониться!

В Киргизии на пик своей мощности выходит скандал с сотовой компанией «Мегаком», принадлежащей ЗАО «Альфа Телеком», большая часть акций которой принадлежит российским инвесторам. После апрельского государственного переворота в стране началась охота за имуществом теперь уже бывшего президента Курманбека Бакиева и его семьи. Под предлогом того, что российская доля акций в компании принадлежит якобы Максиму Бакиеву, сыну экс-президента, сбежавшему в Англию от «революционного правосудия», а руководство компании занимается выводом активом за рубеж, новые власти национализировали «Мегаком». Необходимо отметить, что компания является лидером на рынке мобильной связи страны и экспертами оценивается в пределах от 500 до 600 миллионов долларов.

Осенью прошлого года в компании было введено внешнее управление. В отношении руководства ЗАО российских граждан Андрея Силича и Александра Бороздина были возбуждены уголовные дела по обвинению в отмывании денег. Интересный факт: управляющим был назначен Азамат Мурзалиев, перешедший из Фонда национализированного имущества, который и возглавлял. Еще продолжалось следствие, еще не было суда, который мог бы принять решение о национализации, но Мурзалиев уже оказался исполняющим обязанности директора «Мегакома». Весь руководящий состав компании был уволен, а на их место были наняты доверенные люди. В середине февраля временная депутатская комиссия парламента Киргизии поручила правительству передать 100 процентов акций компании вновь создаваемому юридическому лицу со 100-процентной долей государства.

В защиту интересов российских инвесторов выступило посольство в Бишкеке. Не раз официально, но мягко сообщалось, что такое отношение к иностранным бизнесменам не будет способствовать развитию экономических отношений не только с Россией, но и с другими государствами. Недавно в Бишкеке побывал председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы Алексей Островский. На встрече с журналистами он прокомментировал ситуацию вокруг «Мегакома» так: «Сложности привлечения российских инвестиций в Кыргызстан могут возникнуть в связи с ситуацией вокруг компании… Мы видим, что в настоящее время идет грязная подковерная борьба по отъему российской собственности группой лиц, во главе которой стоит первый вице-премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов. Мы видим, что в ветвях власти нет понимания ситуации, сложившейся с компанией. Мы не вмешиваемся во внутренние дела Кыргызстана, мы защищаем интересы добросовестных российских инвесторов».

Другой депутат Госдумы Семен Багдасаров также отметил, что в последние годы российско-киргизские деловые отношения стали стремительно ухудшаться, а ситуация вокруг компании «Мегаком» никак не способствует их улучшению. Он так же, как и Островский, отметил, что инициатором захвата компании является вице-премьер О. Бабанов. Комментарии российских депутатов вызвали бурную реакцию со стороны тех, кто стоит за вице-премьером, и националистических сил.

Посол России Валентин Власов в телефонном разговоре с генеральным прокурором Киргизии Кубатбеком Байболовым и президентом Розой Отунбаевой потребовал от киргизских властей прекратить нарушение прав российских граждан. «Соответствующие органы, заявляющие о нарушении законодательства страны пребывания гражданами РФ, а также власти Кыргызстана должны были проинформировать об этих нарушениях дипломатическую миссию. Этого не было сделано», – сказано в заявлении дипломатического представительства.

Жесткая реакция представителей Российской Федерации, возможно, стала одной из причин того, что в деле «Мегакома» случился резкий поворот: в минувший понедельник российские инвесторы вновь стали у руля компании. При этом наблюдалось усиление борьбы в самих киргизских структурах власти: между теми, кто не прочь оставить у себя лакомый кусок, и теми, кто был готов использовать ситуацию в своих интересах для дискредитации правящей парламентской фракции. Генеральная прокуратура, МВД, финансовая полиция, находящиеся под контролем различных политических группировок и отдельных партий, активно включились в борьбу за контроль над сотовой компанией.

«Чтобы не потерять доверие народа, премьер-министр Кыргызстана Алмазбек Атамбаев должен отстранить от должности первого вице-премьер-министра Омурбека Бабанова и провести открытое служебное расследование», – заявил лидер оппозиционной партии «Акыйкат» Аликбек Джекшенкулов. В свою очередь, депутат парламентской фракции «Республика», вице-спикер Бакыт Торобаев заявил: «Если государство будет так грубо действовать в отношении инвесторов, то Кыргызстан может не рассчитывать на приток капитала». Слова вроде правильные, но интересен факт, что вице-спикер и вице-премьер Бабанов, которого российские парламентарии и обвинили в рейдерском захвате «Мегакома», являются руководителями одной политической партии.

Судя по всему, хотя правительство и вернуло компанию российским инвесторам, скандал вокруг собственности российских инвесторов будет продолжаться еще долго. Но он не единственный.

Торпедная атака на российскую собственность

Кроме сотовой компании, принадлежащей гражданам России, есть предприятие, где дольщиком является Российское государство. Это завод по производству подводных торпед «Шквал», мощного и уникального оружия, аналогов которому нет.

Еще в 2007 году экс-президент Бакиев обещал передать в полную собственность России данный завод в счет долга. Однако сын президента Максим Бакиев путем определенных, не всегда законных действий завладел большой частью акций и всячески стал тормозить переговоры. Сейчас России принадлежат 48 процентов акций завода «Дастан», остальные – киргизскому государству.

В феврале этого года Киргизию посетил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. На переговорах была затронута и проблема с заводом «Дастан», и высокий гость высказал желание своего правительства купить предприятие. Премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев сказал своему коллеге, что готов рассмотреть предложение, но тут же оговорился, что переговоры, может быть, придется вести с участием третье стороны – России. При этом киргизский лидер не учел, что Турция, как член НАТО, весьма заинтересована в получении российских военных секретов, что он пытается фактически торговать чужими стратегическими вооружениями и технологиями.

Судя по всему, в киргизском руководстве не понимают того, что сталкивают две противоборствующие стороны – Россию и НАТО. Например, Нурбек Элебаев, председатель Госфиннадзора, не видит ничего странного в общем владении Турцией и Россией заводом по производству подводных ракет, которые предназначены для уничтожения кораблей противника, то есть НАТО, членом которой является предполагаемый новый совладелец. «То, что обещано России, однозначно легло в основу межгосударственного соглашения. Но государственная доля в «Дастане» значительно больше той, которую должны отдать России. И Турция изъявляет желание инвестировать в «остаток». Всего лишь.

Премьер-министр Атамбаев не смог объяснить, чем же отличаются деньги российские от турецких. Он не стал говорить о том, что бюджет страны после обвала экономики в результате апрельского государственного переворота пуст, как никогда. Стремясь удержаться у власти, с одной стороны, премьер говорит о России, как о главном стратегическом партнере, с другой стороны, пытается вести переговоры о продаже акций стратегического объекта, почти наполовину принадлежащего России, и одновременно осуществить рейдерский захват собственности российских граждан.

В случае успешной операции по отъему компании «Мегаком» с последующей ее продажей и реализации туркам акций завода «Дастан» бюджет Киргизии мог бы получить почти один миллиард долларов, что позволит правящей коалиции решить экономические и социальные проблемы, а значит, остаться у власти в преддверии президентских выборов, которые состоятся осенью. Но насколько дальновиден этот шаг с точки зрения межгосударственных отношений с Россией?

Захват сотовой компании был настолько наглым, что в защиту российских инвесторов высказались даже правозащитные организации, финансируемые Соединенными Штатами. «Ситуация вокруг компании «Мегаком» наглядно демонстрирует бесправие, – заявила глава НПО «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова. – Установление двоевластия в компании, прибытие в офис ОМОНа – это рейдерство со стороны государства».

Невыученные уроки

Рейдерский захват сотовой компании и попытка продажи доли завода по производству стратегической продукции не единственные, скажем так, недружелюбные действия киргизского правительства и парламента. Пусть более мелкой, но лежащей в том же русле выглядит инициатива большинства депутатов парламента об увеличении пошлин на ввозимую из России алкогольную продукцию. При этом надо учесть, что по объему импортного алкоголя первое место в стране занимает Казахстан, а не Россия. То есть данное предложение продиктовано вовсе не защитой собственного производителя, а является исключительно политическим шагом.

При этом парламент и правительство продолжают просить Россию оказать помощь в перевооружении армии и милиции, в том числе предоставить тяжелую бронетехнику. Уже выделенную помощь охотно принимают: например, киргизское МЧС получило от российских коллег автотехнику, вдобавок на строительство жилья и развитие инфраструктуры на юге Кыргызстана из российского бюджета также через российское министерство будет выделено 10 миллионов долларов.

А что в ответ? Президент Р. Отунбаева, находясь в Вашингтоне, заявила, что достигнута договоренность с США о создании антитеррористического центра в Баткене, на юге страны, в то время как там же предполагается создание антинаркотического центра ОДКБ.

Киргизия пытается лавировать между крупными державами, стараясь получить преференции от всех. При этом спекуляция идет на террористической угрозе, вековых дружеских связях, используются как рычаг давления националистические выступления определенных политических кругов. Заявления о многовекторности внешней политики, как уже было при Бакиеве, продолжают звучать вовсю, что означает нежелание новой власти идти на ответные действия и рассматривать Россию как главного внешнего партнера. Руководство страны видит в ней лишь донора, от которого можно получить определенную помощь без взаимных обязательств. Фактически повторяется ситуация 2009 г., когда Киргизия в обмен на обещание вывести американскую военную базу со своей территории получила гарантии предоставления льготного кредита в 2 миллиарда долларов на строительство каскада ГЭС, но не выполнила своего обещания. Мало того, тогдашний президент Бакиев так и не отчитался за первый транш в 300 миллионов долларов.

Судя по всему, дело опять идет по тому же сценарию. Скандал вокруг «Мегакома» показал, что власти Киргизии начинают вникать в ситуацию только после того, как с ними начинают говорить жестко. Заигрывания результатов не приносят.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie