logo

Хлебные крошки

Статьи

Культура
Культура

Иван Лебедев // ИТАР-ТАСС

Российская звезда на сцене Вашингтонской оперы

Елена Образцова – хозяйка венского бала

Хозяйкой, а точнее хозяином, знаменитого венского бала выступила в один из сентябрьских дней в американской столице прославленная российская певица Елена Образцова. Она с блеском исполнила роль князя Орловского в оперетте Иоганна Штрауса "Летучая мышь", которой Вашингтонская опера открыла очередной – уже 48-й в своей истории – концертный сезон.

Художественный руководитель Вашингтонской оперы, всемирно известный тенор Пласидо Доминго называет это произведение короля вальсов "опереттой всех оперетт", добавляя, что оно "требует настоящих оперных голосов". Елена Образцова полностью согласна с такой оценкой. "Исполнять "Летучую мышь" могут только очень хорошие певцы, – сказала она. – Поэтому ее не слишком часто ставят в театрах оперетты и достаточно часто – в оперных театрах".

Доминго пригласил российскую актрису вновь выступить на вашингтонской сцене два года назад, сразу же после того, как она создала здесь незабываемый образ графини в "Пиковой даме" Чайковского. Образцова согласилась без колебаний и теперь с увлечением говорит о работе над новой ролью. Хотя, признается она, работать было нелегко. Известный театральный режиссер Лотфи Мансури поставил оперетту на английском языке, в ней много диалогов, поэтому импровизировать было трудно. В результате все смешные "экспромты" пришлось придумывать заранее. Вдобавок надо было "перестраиваться с английского произношения на американское" – в том числе в пении. Кроме того, в августе Образцова была вынуждена сделать в репетициях перерыв на две недели, чтобы провести конкурс молодых исполнителей в Санкт-Петербурге.

Еще одна сложность была связана с тем, что Вашингтонская опера временно перебралась из Центра искусств имени Кеннеди, закрывшегося на ремонт, в меньший по размеру концертный зал – Constitution Hall. Из-за этого оркестр оказался за сценой, а дирижер Хайнц Фрике во время спектакля стоял к артистам спиной.

Е.Образцова рассказывает, что на сцене в оперетте никогда раньше не выступала, хотя и включала арии из оперетт в свой концертный репертуар. Правда, в работе над нынешней постановкой ей помогло участие в драматических спектаклях Романа Виктюка. Она с теплотой отзывается обо всех своих партнерах, особо выделяя исполнителей главных ролей американку Джун Андерсон и немецкого певца Вольфганга Бренделя, с которым ей уже доводилось выступать в Германии.

О своей новой роли Образцова говорит с мягкой иронией. Ее князь Орловский разочарован жизнью, ему "и скучно, и грустно". С другой стороны, в нем еще теплится молодость, и тогда перед зрителями предстает "юноша страстный со взором горящим". Как и положено эксцентричному российскому богачу, оказавшемуся в Вене, на сцене он появляется в окружении бородатых слуг, одетых в стиле "а ля рюс", с трубкой в зубах и – к восторгу публики – сворой русских борзых на поводке…

На премьере "Летучей мыши" многие театры мира нередко преподносят во втором акте сюрпризы, приглашая на бал к князю Орловскому почетных гостей, в том числе не только прославленных артистов, но и известных политиков. Например, при постановке этой оперетты в Метрополитен-опера пред взором слушателей появлялся мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Вашингтонская опера решила не нарушать эту забавную традицию, и на сцену Constitution Hall под бурные овации зрителей вышли посол России в США Юрий Ушаков с супругой, его венгерский коллега, три члена американского Верховного суда в длинных мантиях, а также артисты театра, оперы и балета во главе с самим Пласидо Доминго, превратившие постановку в большой гала-концерт. В зале в тот вечер также находилось немало именитых лиц, включая первого заместителя шефа Пентагона Пола Вулфовица.

Вашингтонские музыкальные критики в своих будущих рецензиях, возможно, отметят некоторые шероховатости постановки, но без сомнения признают, что открытие сезона в Вашингтонской опере стало праздником. Немалая заслуга в этом по праву принадлежит и Елене Образцовой. Ей предстоят еще пять спектаклей в столице США, а затем ее ожидают выступления в России и Европе, лекции и мастер-классы в Академии исполнительских искусств в Токио, юбилейные концерты в Москве и Санкт-Петербурге по случаю 40-летия ее творческой деятельности. Кроме того, в декабре она собирается впервые представить на суд слушателей в городе на Неве большую джазовую программу, составленную из произведений великих американских певиц Сары Вон, Эллы Фицжералд, Билли Холидей.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie