Российские пограничники уходят, беспокойная граница остается
Сможет ли Таджикистан самостоятельно обеспечить надежную охрану своей границы с Афганистаном?
Российские пограничники, более 100 лет охранявшие границу Таджикистана с Афганистаном, вскоре покинут свои обжитые городки и отправятся домой. Летом текущего года состоится официальная передача контроля над пограничной полосой таджикской стороне. Легендарные Московский и Хорогский погранотряды станут историей, а вместо российских триколоров над заставами заплещутся флаги суверенного Таджикистана, что будет хорошо заметно с афганской стороны.С этого времени вся ответственность за безопасность контролировавшейся российскими "зелеными фуражками" пограничной полосы длинною в 1,5 тысячи километров и проходящей по реке Пяндж и в высокогорьях Памира ляжет на таджикскую пограничную службу. В настоящее время таджикские пограничники охраняют лишь 73 км границы с Афганистаном на калайхумском направлении.
Когда-то в этих местах проходила самая южная граница Советского Союза, получившая особую стратегическую важность с конца 70-х годов после ввода советских войск в Афганистан. После распада СССР эта территория формально перешла под юрисдикцию новых властей Таджикистана. Однако в связи с явной неспособностью в тот период вооруженных сил и пограничных войск молодой независимой республики самостоятельно защитить свою территориальную целостность и обеспечить надежную охрану границ контроль над границей с Афганистаном был передан российской стороне. В мае 1993 года было подписано российско-таджикское соглашение о совместной охране границы.
Граница Таджикистана с Афганистаном долгое время являлась, да и теперь остается одной из самых беспокойных границ всего СНГ – именно через нее пролегают основные маршруты поставки наркотиков из Центральной Азии, прежде всего Афганистана, в Россию и дальше в Западную Европу. Отсюда же в Таджикистан наряду с наркокурьерами активно проникали и банды воинствующих исламистов, в боях с которыми погибло немало российских пограничников.
Ситуация с охраной таджикско-афганской границы стала меняться с 2001 года, когда в Кабуле был свергнут режим талибов и в регионе появились войска США и стран НАТО. Американские и натовские военнослужащие в рамках антитеррористической кампании разместились и в самом Таджикистане. Вскоре после этого в Душанбе стали говорить, что более не нуждаются в услугах российских пограничников и готовы самостоятельно охранять свои границы.
В сентябре прошлого года после встречи глав государств СНГ в Ялте власти Таджикистана неожиданно для Москвы прямо поставили вопрос о выводе российских пограничников. Первый заместитель председателя национального Комитета по охране государственной границы генерал Нуралишо Назаров заявил, что Таджикистан хочет отказаться от помощи России в охране своей государственной границы и полностью взять ее под контроль собственных пограничных сил. Назаров даже обвинил Россию в том, что якобы она в нарушение соглашения о совместной охране границы не допускает таджикских пограничников к охране своих же границ. По словам генерала, срок действия этого договора уже закончился, и поэтому Таджикистан должен самостоятельно осуществлять контроль над своими пограничными рубежами.
Тогда демарш генерала Назарова вызвал ощутимый резонанс в правительственных кругах и Госдуме России. Ряд российских экспертов высказывал мнение, что таким образом в Душанбе решили продемонстрировать США и другим странам Запада, а также соседним Афганистану и Ирану, свою окрепшую самостоятельность и независимость. Предполагали также, что за всем этим стоит недовольство таджикских властей недостаточно высокой платой России за пребывание в Таджикистане 201-й российской дивизии (ныне российской военной базы). Некоторые же специалисты считали, что российские пограничники очень мешают влиятельным кругам в Таджикистане развивать весьма прибыльный бизнес на наркотиках и контрабанде с соседним Афганистаном.
Как бы то ни было, но после этого по настоянию Таджикистана была достигнута договоренность о выводе российских пограничников из республики. Однако передача полномочий – вопрос непростой и вызывающий немало вопросов, в том числе и на международном уровне. Некоторые западные эксперты считают, что и без того немалый объем героина, поставляемого на мировой рынок наркотиков из Афганистана через Таджикистан, увеличится, если границу будут контролировать таджикские пограничники. Недавно ООН опубликовала своей ежегодный доклад о наркобизнесе, в котором отмечается гигантский рост транспортировки героина через страны Средней Азии, в первую очередь Таджикистан.
Решающую роль здесь играет тот факт, что Таджикистан граничит с Афганистаном, мировым лидером в производстве опия, – исходного сырья для одного из наиболее опасных и дорогих наркотиков героина. Почти весь героин переправляется через Среднюю Азию на лодках, в автомашинах и на вьючных животных. По данным ООН, в последнее время транзит героина через таджикскую территорию вырос больше чем в 10 раз.
Российские пограничники, охранявшие границу Таджикистана с Афганистаном по реке Пяндж, только в 2003 году перехватили около шести тонн контрабандного героина. Это в тысячу раз больше по сравнению с 1996 годом, когда начались целенаправленные операции по пресечению контрабанды наркотиков на афганской границе. Конфисковать удается, судя по всему, лишь малую толику контрабандных наркотиков. По данным ООН, в Афганистане в прошлом году было произведено 3600 тонн героина, а плантации опиумного мака занимают там уже более 80 тысяч гектар.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Таджикистан вряд ли сможет самостоятельно обеспечить эффективную непроницаемость своих границ для афганского наркотрафика. А это, возможно, приведет к тому, что после ухода российских пограничников неконтролируемый поток наркотиков хлынет в Россию и Западную Европу через практически незащищенную границу Казахстана и других среднеазиатских республик. Однако таджикские власти утверждают, что подобные предположения вызваны предубеждением, и что в любом случае таджикские пограничники смогут лучше контролировать границу, поскольку хорошо знают свои родные места.
В Душанбе также ссылаются на то, что пограничные силы Таджикистана за годы совместной службы с российскими пограничниками приобрели достаточный опыт в ходе проведения общих операций и совместных учений по задержанию контрабандистов и наркокурьеров. Недавно Таджикистан также принял участие в организованной ООН международной операции "Топаз", целью которой было пресечение поставок в Центральную Азию используемого для производства героина химического реагента ацетата ангидрида.
Тем не менее, независимые эксперты указывают, что Таджикистан остается главным коридором для афганских наркотиков на Запад, чему во многом способствует коррумпированность местных чиновников и заинтересованность в наркобизнесе влиятельных таджикских кланов, имеющих своих людей во многих эшелонах власти, в том числе и в силовых структурах.
В этих условиях перед Москвой встают весьма нелегкие проблемы не только обустройства на новых местах тысяч семей российских пограничников, но и экстренного укрепления своих практически условных и почти неохраняемых границ с бывшими советскими республиками Средней Азии. Начиная с 1997 года пограничная ситуация в центрально-азиатском регионе и так складывается не в лучшую для России сторону. Как известно, была ликвидирована оперативная группа российских погранвойск в Туркмении, прекращено участие российских пограничников в охране границ Киргизии и Узбекистана. Теперь очередь дошла до Таджикистана. Конечно, у России там пока остается своя военная база, созданная на базе бывшей 201-й дивизии, которая может играть роль рычага российского военно-политического влияния в регионе. Но в среднесрочной перспективе, учитывая активную "американизацию" стран Центральной Азии, вывод пограничников может прямо сказаться и на дальнейшей судьбе военной базы России в Таджикистане.
По всей видимости, России теперь необходимо оперативно договариваться с Узбекистаном, Киргизией и особенно Казахстаном о совместных мерах по кардинальному усилению пограничного контроля и обустройству новых пограничных рубежей. Если не предпринять в этой сфере решительных и оперативных шагов, оставляемая российскими пограничниками беспокойная граница между Таджикистаном и Афганистаном может доставить России немало неприятностей и наносить весьма ощутимый ущерб интересам ее национальной безопасности.