"Российские соотечественники - это неиспользуемый Киргизией ресурс"
Интервью со Станиславом Епифанцевым
16 января в Духовно-просветительском центре г. Бишкек состоялось праздничное мероприятие из уже ставшего традиционным ежегодного цикла "Рождественские чтения". В этом году в рамках мероприятия прошел круглый стол на тему "О единстве исторического пространства". Организаторами данного цикла являются Бишкекская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви, Посольство российской Федерации в КР, Православное благотворительное Владимирское общество, Филиал автономной некоммерческой организации Институт интеграции и диаспоры (Институт стран СНГ) в г. Бишкеке. Представляем Вашему вниманию интервью с членом Всемирного координационного совета российских соотечественников, директором Владимирского общества Станиславом Епифанцевым. - Почему именно эту тему организаторы мероприятия предложили к обсуждению? - Почему мы сегодня говорим об истории, о едином историческом пространстве? Любой народ, существующий сегодня на земле, является продуктом смешения племен, народов и рас. И в силу исторических коллизий в крови русских, их языке и культуре весьма велика доля тюркских (считай и киргизских) вливаний. Точно также, сколько бы нас не убеждали в обратном, влияние русских на киргизов весьма велико в таких же аспектах. Все это историческая реальность. За многие годы общей истории в Киргизии сложилась уникальная субкультура, реально объединяющая на комплиментарной основе русскую и киргизскую культуры с элементами культур других народов республики. Де-факто на любом уровне сегодня мы видим синтез и смешение культур. Это и быт, и музыка, искусство в целом и т.д. При этом основной положительный момент в том, что каждый этнос в Киргизии сохранил свою самоидентификацию, естественно впитав в свою этнокультурную систему элементы культуры своих соседей. С другой стороны и для русских и для всех народов Киргизстана жизненно важно поддерживать определенный культурный и образовательный обмен с Россией, с другими странами, сохранять общее гуманитарное пространство. Это то, что может, и должно, стать катализатором и залогом успеха развития отношений на постсоветском пространстве, в формате двусторонних отношений Киргизия – Россия. В том числе я имею ввиду экономические и политические отношения. Надеюсь, что анализ нашего далеко неплохого общего прошлого поможет разобраться в довольно сложном настоящем. - События последних неполных двух десятков лет не могли не отразиться на состоянии русского сообщества вне России. Каково оно в Киргизии, какие настроения в сообществе? - Русские, живущие в Киргизии, и еще во многих уголках земли не есть нечто исключительное в истории мировой цивилизации. История присутствия русских на земле современной Киргизии насчитывает более 150 лет. И при этом сплошь и рядом "великие переселения народов" во весь период обозримой человеческой истории шли рука об руку с трагедией, слезами и кровью. Даже новейший, весьма вроде бы гуманный век, ничем не лучше. Именно поэтому самым заметным вкладом Киргизстана в мировую цивилизацию за 17 независимых лет является феномен политики межнационального согласия, культивируемой в нашей стране. В конце концов, пока это единственная фишка Киргизстана в международных отношениях, которая в реализме воспринимается миром, как безусловный позитив. Здесь, конечно, присутствует все - и взаимная толерантность народов, населяющих Республику, и интернациональное советское наследие. 17 лет, конечно, не срок в масштабах вечности, но в жизни человека это целая эпоха. Мы прожили эту эпоху и, оглядываясь, удивляемся прошлому, как сну. Чего же хотят сегодня русские, которые вопреки всем перипетиям остались в Киргизии, не захотели или не смогли уехать? В сущности немногого, не более того, что хотят киргизы и другие народы, населяющие страну. Они хотят спокойствия, здоровья себе и близким, уверенности в завтрашнем дне и благополучия своих детей. Разве не хотят того же люди любой другой национальности? Известно, что до 91-го года именно русские были преобладающей нацией в Советском Союзе и несли функцию так называемого "старшего брата" в "братской" семье народов. Сегодня роли изменились, и русские сами оказались в роли "младшего брата" со всеми вытекающими психологическими последствиями. Сказать, что крушение Союза никак не сказалось на психологическом состоянии русского населения в Киргизии – значит сильно лукавить. Развал великой страны и последовавший за этим хаос был сильнейшим шоком для всех, но для титульных наций он демпфировался и перекрывался всеобщим подъемом, связанным с получением независимости и с теми ожиданиями, которые охватили многих. В республике пока еще осталось значительное количество русских людей, которые в массе своей проживают в городах. Работающая часть русского населения делится в основном на несколько крупных частей. Одна, значительная часть, - это самозанятое население в сфере мелкого и среднего бизнеса. Другая часть – это наемный квалифицированный персонал различных компаний. Эти две группы русских можно в основном отнести к зарождающемуся среднему классу. Кроме того, русские присутствуют в традиционном "интеллигентском" секторе - ученые, учителя, врачи и т.д. Далее, определенная часть русской диаспоры занята в аграрном и производственном секторах. Значительную прослойку составляют пенсионеры. И очень незначительную часть составляют служащие различных госструктур. - Почти на всем постсоветском пространстве мы наблюдаем примеры переписывания истории. Можно ли говорить о подобном в отношении Киргизии? - Проблема кроется в двух аспектах, одинаковой как бы весомости. Первый аспект заключается в истории отношений русских и киргизов в ретроспективе последних столетий. И в этой истории было много всего. Проблема разночтения истории отношений, как всегда, заключается в разности позиций, с которых рассматривается вопрос. При таком положении взгляд одного всегда будет отличен от взгляда другого и никогда не будет иного. Как в классическом вопросе: "Что такое любовь? Это когда двое смотрят друг на друга или смотрят в одну сторону?!". Так вот, единство будет только тогда, когда все перестанут оглядываться по сторонам, и будут вместе не только смотреть в одну сторону, но и идти в общее будущее. А в "спорных" исторических оценках тех или иных событий еще только предстоит разобраться ученым-историкам. Пока же любые проблемные вопросы, минуя академическую среду, сразу же вбрасываются в общество. Поэтому для Киргизии характерна системная попытка доказательства "закона Ньютона" путем общественного голосования. Вторым аспектом проблемы является сам факт совместного проживания этносов в одном пространстве. И наличие огромного груза нерешенных социальных проблем создает почву для спекуляций по вопросу для ряда политиков. - Очень часто анализ исторических перипетий приводит к разговорам о будущем. Или рамки круглого стола были ограничены только историческими аспектами? - Рассуждения о прошлом логично перетекают в рассуждения о настоящем и будущем. Кто мы и что мы в этом мире? Не ответив самим себе на этот вопрос трудно определить и наше место, и наш выбор в глобальном мире. И это не только дилемма Киргизстана, весь мир задает себе этот вопрос. Мы должны себе ответить, являемся ли мы частью исламского мира со всеми вытекающими последствиями или же мы, все-таки, принадлежим к другому миру, в том числе и через посредство историческиобусловленных политических, экономических и культурных связей с Россией и через Россию дальше с Западом? Идентифицируем ли мы свою страну и нацию в современном понимании, как целостную реальность, признавая приоритет в первую очередь гражданства перед этническим происхождением, или же определяем страну и нацию в историческом формате 17 века и строим этническое государство? Во многом корни сегодняшних проблем – в исторической безграмотности, открывающей богатый простор для манипуляций. И основная ошибка состоит в представлении о нации, как о некой базовой этнокультурной общности, учреждающей свою государственность. История же свидетельствует прямо об обратном – не нации утверждают государства, а государства создают нации. Так и хочется иной раз воскликнуть: "Господа, изучайте историю!" Сегодня уже всем стало понятно, что в глобальном мире невозможно для маленькой страны существовать в одиночку. Найти свое место в этом мире очень важно для Киргизии. Мне думается, что в этом плане руководство страны делает правильный выбор, ориентируясь на сотрудничество с Россией и здесь у нас есть неплохие шансы. Это и новые рабочие места, большая социальная стабильность и т.д. Но нам также надо было бы помнить, что крупнейшие ученые мира обращают внимание именно на культуру в широком смысле слова, как на существенный и серьезнейший фактор развития современного государства. - Когда говорят о проблемах русских за пределами России, говорят и о развитии связей с исторической родиной, о роли организаций соотечественников в развитии межгосударственных отношений. Как выстраиваются современные отношения в пространстве Киргизия-Россия? - Мы не ставим сегодня задачу критического анализа современных отношений, но хочу обратить Ваше внимание, что Центральная Азия с ее сырьевыми и людскими ресурсами, сохранившимся сильным влиянием русской культуры и языка является естественным партнером России и рынком сырья, товаров, людских ресурсов. Вся экономика государств региона была создана в советское время как часть единой союзной экономики и это еще ощущается. Вместе с тем, за прошедшие годы независимости многое изменилось и, несомненно, нужны новые решения, новая идеология, новая экономическая политика для выстраивания отношений в пространстве Киргизия – Россия. И в этих условиях наличие русского населения как историческая данность, деятельность многочисленных НПО российских соотечественников могли бы стать фактором развития новых отношений. Не устаю повторять: российские соотечественники это не используемый пока Киргизией ресурс и в деле экономического возрождения республики и в диалоге со своими стратегическими партнерами. Объединение потенциала и возможностей всех заинтересованных сторон – единственный путь движения. Работа в данном формате будет выгодной для всех участников. И для России, которая получит в лице Киргизстана союзника, друга и партнера в новом качестве, и наша страна, которая в этом качестве может быть не младшим братом, но полноправным партнером, и русское сообщество выиграет вместе со всем народом. Одной из основных проблем на всем постсоветском пространстве, и Киргизия в этом вопросе не исключение, является проблема восстановления общего гуманитарного пространства и сотрудничества в этой области. На сегодня существует ряд проблем, которые, так или иначе, тормозят интеграционные процессы. И не в последнюю очередь это связано с разрушением пространства русского языка. Выражу надежду, что многие острые проблемы сойдут на нет. Например, у нас сегодня в провинциальной глубинке русские школы буквально трещат от нашествия учеников, при том, что собственно русских там почти что уже и нет. Местное население требует от властей открытия русских школ. Видимо круг замкнулся.