logo

Хлебные крошки

Статьи

Александра Докучаева
Россия и Русский мир
Политика
Россия

Александра Докучаева

Российские соотечественники:

связующий цемент постсоветского пространства?

Усиление интеграционных процессов в постсоветском пространстве полностью отвечает ожиданиям преобладающего большинства русского и инонационального русскоязычного населения нового российского зарубежья. Эти ожидания разделяют и некоторая часть титульного населения постсоветских государств.

В момент отмена нашей страны - Советского Союза за границами Российской Федерации оказалось свыше 20 миллионов русских, около 3 миллионов других российских народов (татары, башкиры). Кроме того, вне своих "национальных государств" остались 6.7 млн. украинцев, 2 млн. белорусов, 2.5 млн. узбеков, 1.6 млн. казахов. Так что разделенным оказался не только русский народ, но, безусловно, русские стали крупнейшим (по относительному количеству диаспоры – до 15% численности этноса).

Бытует мнение, что российские соотечественники несут в себе мощный интеграционный потенциал на постсоветском пространстве, на который можно рассчитывать и задействовать в народной дипломатии в интересах консолидации СНГ. Действительно, до сих пор большая часть наших соотечественников сожалеют о том, что распалась страна и, соответственно, приветствуют различные интеграционные инициативы на постсоветском пространстве. Исследование, проведенное Институтом стран СНГ в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане осенью 2008 года показало, что ностальгические настроения по нашей общей стране среди тех, кто считает себя российскими соотечественниками, зависит от уровня жизни в постсоветских республиках. Чем благополучнее состояние экономики, а значит - лучше решаются житейские вопросы, тем меньше люди сожалеют о крутом повороте истории в 1991 году.

Так, в Казахстане сожалеют о распаде страны уже несколько меньше половины опрошенных, в Узбекистане несколько больше половины. В Киргизии, где политическая нестабильность привела к краху экономики сожалеют уже 76,7% опрошенных. В Таджикистане несколько больше - 78,6%.

Зависимость ностальгических настроений от материального достатка опрошенных видна и внутри каждой из стран. О развале СССР сожалеют в большей части более бедные люди.

Есть возможность сравнить результаты по Казахстану и Киргизии 2008 года с аналогичным опросом в 2006 году [1](таблица 1). Видна однозначная тенденция к уменьшению сожалеющих о распаде СССР за прошедшие два года в обеих республиках, и соответственно, рост числа тех, кто не испытывает сожаления по этому поводу.

Таблица 1 (% опрошенных по стране)

Тенденция потери интереса людей к интеграции с Россией (обращаем внимание – людей, идентифицирующих себя российскими соотечественниками) со сменой поколений, прослеживается по всем регионам исследования. Это можно увидеть (таблица 2), сравнив ответы респондентов по разным возрастным группам. Причем, разница в младшей (до 24 лет) и в старшей (35 – 45 лет) группах не в единицах процентах – а от полутора до более чем в два раза.

Таблица 2 (Опрос 2008 года, % опрошенных в различных возрастных группах)

Вырастают поколения, для которых СССР – это "древняя история". Ценности общего государства – неизвестны, но есть мифы, впитанные из учебников истории – об "империи зла", "закабалении народов", "насильственной русификации". Если в 1993 году – был случай в Уральске, когда на выпускном экзамене ученик отказался отвечать на экзаменационный билет, где спрашивалось об имперском угнетении казахов со стороны России, то сейчас все чаще – отказываются от русской принадлежности. На Украине перепись 2002 года показала уменьшение русских с 12 миллионов до 8 миллионов русских (с 1989 года), не из-за миграции, а из-за смены идентификации. Нерусским стало комфортнее жить в новых независимых государствах. В Казахстане – часто, дети из смешанных семей предпочитают называться по нерусской национальности одного из родителей.

Что же удивительного в этом отчуждении от нашего общего прошлого? В природе нет идеальных конденсаторов, без подзарядки любой потенциал будет уменьшаться. А есть ли пути для сохранения того интеграционного потенциала, который несут в себе наши соотечественники? Какие процессы, связывающие наше общее пространство важны для соотечественников?

Обратимся опять к результатам исследований, проведенных Институтом стран СНГ. Результаты 2006 года показали (см. таблицу 3), что почти 60% соотечественников хотели бы решения вопроса о двойном гражданстве с Россией, и почти половина опрошенных выступали за государственный статус русского языка в странах своего проживания. Тогда также отмечалась тенденция ослабления интереса к этим направлениям от старших к молодым возрастным группам опрошенных.

Таблица 3. Результаты опроса 2006 года (% опрошенных во всех странах исследования)

В таблице 3 приведены также ответы на вопрос об удовлетворенности современными школьными учебниками. Видно, что чем старше респонденты, тем худшего мнения они о качестве отражения роли России в истории стран их проживания. Но большинство тех, на кого и рассчитаны эти учебники – молодежь. И она воспринимает как сами собой разумеющиеся исторические мифы в этих учебниках, которые, как правило, отводят России негативную роль. Большинство молодых людей не имеют другой информации о нашем общем прошлом, поэтому у них нет оснований не доверять учебникам. И тут явно не хватает активной, массированной информационной работы на этом направлении со стороны России. История с "гладомором" на Украине – показала это очень наглядно. Десятилетие эта тема, увязанная с обвинением России в "геноциде украинского народа", активно муссировалась на Украине. И только после того, как команда Ющенко вынесла эти обвинения на международные трибуны, в России зашевелились и ответили вдогонку фильмами, передачами, книгами о трагедии голода, охвативших хлебородные районы СССР. Нет у нас работы на опережение антироссийской пропаганды. Россия проигрывает в информационной войне, теряя своих естественных союзников в ближнем зарубежье. Ведь не так-то легко быть сторонником страны, облитой грязью со всех экранов и всех трибун, когда нет достойного отпора этой клевете.

Как показало последнее исследование Института стран СНГ в Центрально-азиатском регионе осенью 2008 года, для соотечественников остается важным вопрос о двойном гражданстве с Россией. В его решении они видят какую-то гарантию соблюдения своих прав в стране проживания, и самое главное, возможности беспрепятственно приезжать в Россию, как временно, так и на постоянное жительство. Свыше половины опрошенных выступают за двойное гражданство с Россией в Казахстане и Узбекистане, ? опрошенных – в Киргизии и треть – в Таджикистане.

Государственный статус русского языка, защищенный законом, важен для 55% опрошенных в Казахстане и 40% респондентов - в Таджикистане, также как и для пятой части респондентов в Киргизии (где официальный статус русского языка уже закреплен Конституцией).

Какие формы связей с Россией соотечественники считают приоритетными? В Казахстане наибольший рейтинг в опросе получили развитие культурных связей и поддержка учебных программ на русском языке. Важным для трети опрошенных казахстанцев является развитие программы переселения. В Киргизии, Узбекистане, Таджикистане приоритетными направлениями названы: осуществление культурных связей, развитие молодежных программ, поддержка учебных программ на русском языке.

Таким образом, гарантию своих прав соотечественники связывают с двойным российско-национальным гражданством. А основой для консолидации вокруг России соотечественники считают сохранение русского культурного, образовательного пространства и расширение молодежного участия в контактах с Россией.

Что реально делается на этих направлениях?

Вопрос о двойном гражданстве на постсоветском пространстве не поднимается с тех пор, когда были заключены договоры с Туркменией (1993г.) и Таджикистаном (1995г.). В 2003 году по требованию Туркменбаши в обмен на газовые договоренности согласились на прекращение действия Соглашения о двойном гражданстве с Туркменией. Сейчас правозащитники бьют тревогу о нарушении прав двоеграждан (в основном – русских людей), проживающих в Туркмении, которых вынуждают сделать выбор или сдать российский паспорт, или уезжать в Россию. Со стороны официальной России на это требование, явно нарушающее права человека (ведь закон не должен иметь обратной силы), никаких возражений пока не последовало.

Увы, не наблюдается какой-либо деятельности со стороны России по убеждению своих партнеров по СНГ в необходимости закрепления достойного статуса русского языка в странах Содружества. Оснований для этого достаточно. Русский признан рабочим языком СНГ. Он является родным для значительной части населения этих стран, а значит повышение его официального статуса направлено на защиту прав человека. И в этом случае вмешательство извне, как известно, широко практикуется.

Русский язык в мире потерял и продолжает терять свои позиции. Причем если в странах "дальнего" зарубежья интерес к русскому языку в последние годы начал возрастать, то в "ближнем" зарубежье его ареал продолжает сужаться. На это направление "брошен" созданный в 2007 году Фонд "Русский мир". Он начал активную работу по распределению средств на проекты поддержки русского языка и русской культуры за рубежом. Но по признанию Исполнительного директора Фонда – большую часть грантов выделили по заявкам в Израиль, где активная русскоязычная общественность оказалась самой квалифицированной в подготовке заявок. К сожалению, активность Фонда на Украине, где русский язык под запретом в нарушение ими же ратифицированной Европейской хартии о языках, не так заметна.

В Казахстане медленно, но верно делопроизводство на всей территории переводится на один, государственный казахский язык, вытесняя из бюджетной сферы носителей русского языка. Поэтому высок интерес у казахстанцев к программе переселения в Россию. Но ближние геополитические интересы российского руководства накладывают вето на обсуждение проблем соотечественников в Казахстане на межгосударственном уровне.

Российское образовательное пространство с введением ЕГЭ закрывается перед соотечественниками. Российские начальники от образования проводят реформы, не оглядываясь на собственные межгосударственные договоренности о едином образовательном пространстве.

Сейчас во время кризиса секвестируются многие расходы. Не попадет ли под нож и программа поддержки соотечественников? Уже сейчас в связи с обесцениванием рубля эта программа подешевела на треть. Утраты, которые может понести Русский мир, будут невосполнимы. Для молодых появляются новые центры притяжения – более привлекательные, чем прародина предков.

Конечно, наши соотечественники за рубежом - естественный цемент постсоветского пространства. Но много ли его (этого цемента) останется лет через пять – десять, если Россия будет относиться к соотечественникам по остаточному принципу?

1. Российская диаспора на пространстве СНГ - Институт стран СНГ, М.2007, 431с.

2. Российская диаспора на пространстве СНГ - Институт стран СНГ, М.2007. Исследование было проведено в 6 странах СНГ: Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и Украине, а также в Южной Осетии и Приднестровье.

От редакции: На адрес редакции портала RUSSKIE.ORG поступило сообщение пресс-службы фонда "Русский мир" в связи с вышеизложенной публикацией. В сообщении говорится следующее: "В связи с публикацией на вашем портале материала Александры Докучаевой "Российские соотечественники: связующий цемент постсоветского пространства", сообщаем вам фактическую информацию о поддержке фондом «Русский мир» грантовых проектов, в т.ч. в странах, упомянутых автором. Из более тысячи проектов, представленных в фонд и рассмотренных конкурсной комиссией, поддержано 367, в т.ч. по Украине – 38, по Израилю – 11. Положение о конкурсе грантовых заявок, определяющее приоритеты грантовой деятельности фонда, а также вся информация о результатах рассмотрения конкретных заявок, находятся в свободном доступе на сайте фонда www.russkiymir.ru." Автор публикации Александра Викторовна Докучаева приносит свои извинения за допущенную фактологическую неточность.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie