Российский выбор
Почему Янукович?
Похоже, Россия, в конце концов, сделала свой выбор. Последняя встреча Владимира Путина и Леонида Кучмы в Сочи, на которой присутствовали премьеры и главы президентских администраций двух стран, позволяет сделать именно такой вывод.Если до последнего времени была не очевидной ставка на Виктора Януковича, то теперь сомнения отпали. Причем становится очевидным тот факт, что это не ставка на конкретную личность. В личностном плане кандидат в президенты Украины Виктор Янукович может не вполне удовлетворять Россию. Он явно не пророссийский кандидат. Его экономические интересы часто противоречат интересам российского бизнеса. Но ставка делается именно на него. В чем же причина?
Отвечая на этот вопрос, проще всего было бы оттолкнуться от сравнения двух основных фаворитов нынешней украинской избирательной кампании. Собственно, чаще всего так и поступают. Вывод при таком подходе предсказуем: Россия выбирает меньшее из двух зол. Но подобный выбор свидетельствовал бы о том, что Россия остается статистом, беспомощно наблюдающим за тем, как Украина уверенно дрейфует прочь от Москвы. И разница между Януковичем и Ющенко заключается лишь в меньшей или большей скорости этого движения.
Последние события, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что данный подход является наследием политики девяностых годов ХХ века, в которых все еще пребывают многие политики, эксперты и журналисты. Время же безвозвратно ушло вперед. Россия стала другой. И по-другому стала относиться к Украине.
Российское руководство сегодня выступает за реальный украинский суверенитет. На практике это означает ставку на усиление украинской экономики, на консолидацию украинской элиты, на закрепление демократических тенденций в украинском обществе. И этот подход не является продуктом политического альтруизма. Напротив – в его основе исключительно прагматичные и рациональные задачи. Он проистекает из необходимости усиления собственной экономики, повышения ее конкурентоспособности. А это возможно только при наличии сильных традиционных партнеров, динамично развивающихся и имеющих общие с нами задачи. Несмотря на десятилетний провал, складывавшееся столетиями общее экономическое пространство между постсоветскими странами существует и диктует свои правила игры.
Это понимает и нынешнее украинское руководство, постепенно изживающее свои евроатлантические иллюзии. Тем более что усиление российско-украинского экономического сотрудничества дает свои реальные плоды. За первые шесть месяцев нынешнего года товарооборот между нашими странами вырос на 40%. Украинская экономика динамично развивается, показывая высокие показатели экономического роста. Как сказал на последней встрече Леонид Кучма, "против статистики политика бессильна".
И в этой ситуации российская сторона демонстрирует свою готовность даже пойти на определенные финансовые жертвы ради достижения в будущем положительных результатов в едином экономическом пространстве. Именно так может быть оценен шаг по введению нулевой ставки налога при экспорте и реэкспорте нефти и газа на Украину, в результате чего в следующем году российский бюджет недосчитается примерно 800 миллионов долларов. Но, учитывая давние настойчивые просьбы украинской стороны, Владимир Путин идет на этот шаг, "серьезный шаг навстречу друг другу", - как было сказано лидерами на сочинской встрече.
При этом Леонид Кучма, признавший, что в данном вопросе "Россия пошла навстречу Украине", поскольку "она могла не принимать это решение", думается, не случайно провел аналогию с Европейским Союзом – там более экономически сильные страны тоже шли на определенные жертвы ради долгосрочных интересов. И ЕЭП все более отчетливо ориентируется именно на эту модель.
Владимир Путин, в свою очередь, на этой встрече особо отметил тот факт, что российская сторона пошла на этот шаг именно сейчас "потому… что результаты экономического развития наших партнеров, результаты деятельности правительства Януковича говорят об устойчивой положительной тенденции в развитии украинской экономики". Украинский премьер, надо полагать, видит экономическую выгоду от интеграции и готов двигаться по этому пути в качестве президента.
Если вспомнить, что на сочинской встрече также было приняты такие важные решения как создание единых пунктов пропуска на российско-украинской границе, Соглашение о мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли и Соглашение о транзите нефти по территории Украины, то не остается сомнений в действительно стратегическом характере нынешних российско-украинских отношений.
Вообще в Сочи российским и украинским лидерами было сказано много теплых слов о состоянии этих отношений. Владимир Путин, в частности, отметил: "С украинским руководством у нас сложилась самая высокая степень взаимопонимания, доверия. Имею в виду и Президента Украины Леонида Даниловича Кучму, и Премьер-министра украинского правительства Виктора Федоровича Януковича – так, как это бывает между давними добрыми друзьями. Такие доверительные отношения помогают нам успешно решать подчас непростые вопросы межгосударственного взаимопонимания".
Весьма характерный эпизод был на пресс-конференции по итогам встречи. Тогда один из журналистов задал двум президентам следующий вопрос: "Как вы оцениваете общий итог российско-украинских отношений сегодня по сравнению с тем, какими они были год назад и какими, на ваш взгляд, они будут через год?". Чтобы читатель по достоинству оценил ответ на него, позволю себе процитировать отрывок из стенограммы пресс-конференции:
"В.Путин: Можно мы предоставим слово гостю?
Л.Кучма: Если бы мне этот вопрос задали на год раньше, так я бы сказал, что на порядок выше. Сегодня у меня нет такого слова, которым можно было бы оценить. Я думаю, что по мне видно. Настолько установились отношения доверия, что мы можем обсуждать все и вся. И главное не только, как говорят, "поговорить", а наметить пути разрешения этих проблем. Поэтому я благодарен Владимиру Владимировичу, что именно на такой основе мы решаем все проблемы сегодня между Украиной и Россией. Извините, я не могу комментировать, что будет через год. Я убежден в одном, в главном, что тот фундамент отношений, который был заложен сегодня, та стратегия, которая заложена, ее просто переменить невозможно, потому что будет плохо прежде всего Украине. А мотать головой из стороны в сторону – так можно шейные позвонки искривить. Но спокойно смотреть и туда и сюда обязательно надо. Я в этом убежден.
В.Путин: Леонид Данилович, что касается перспективы, может, мы отдадим пас Вашему коллеге справа? Как он видит перспективы развития российско-украинских взаимоотношений?
В.Янукович: Я, Вы знаете, недавно был в Пантелеймоновском монастыре на Афоне. Там были наши священники. Был наш митрополит блаженнейший Владимир. Ему наши монахи, там есть настоятель Иеремия – старец, ему 89 лет, задали вопрос: каковы сейчас взаимоотношения Украины и России? Он на них посмотрел и говорит: "Вы же видите, что приехал премьер-министр в монастырь помолиться, чтобы больше было у нас сделано добра для наших народов – Украины и России".
А я могу сравнить отношения, как я себе представляю, образно. Отношения между украинским и русским народом всегда должны быть и будут ровными, спокойными и глубокими, как глубокая сильная река, когда течет. И изменить природу невозможно.
Л.Кучма: Не будем реки поворачивать вспять. Пускай текут глубокие и полные. И Волга, и Днепр.
В.Путин: У нас, как в любой семье, есть проблемы, противоречия и споры, но я без преувеличения могу сказать: сегодняшний характер взаимоотношений между Россией и Украиной в высшей степени доверительный. Не хочется говорить штампами, но я бы вернулся к определенной риторике прошлого. Наши отношения носят сегодня братский характер. Мне бы хотелось, чтобы так оно и было в будущем".
Думается, в последней фразе Владимира Путина и скрыт ответ на вопрос "Почему Янукович?".
В свое время автор данной статьи писал о том, что, следуя принципу прагматизма, российская власть должна сделать украинским коллегам предложение, от которого они не смогут отказаться. Сегодня можно констатировать, что это предложение сделано. Братские отношения, основанные на общих интересах, всегда надежней, чем пустые обещания и идеалистические мечты.