logo

Хлебные крошки

Статьи

Переселение соотечественников
Взгляд
Россия

Николай Сергеев

Российское гражданство: кто вправе получать его по упрощенной схеме?

Не всех без разбора...

9 июля, выступая на совещании послов и постоянных представителей во внешнеполитическом ведомстве Российской Федерации президент Владимир Путин заявил о намерении вернуть облегченный порядок предоставления российского гражданства бывшим гражданам СССР, а также прямым потомкам поданных Российской империи.

Таким образом, после многолетних обсуждений вопроса о том, кто вправе получать гражданство Российской Федерации преимущественным образом и кого считать российскими соотечественниками, на первый план выходит чрезмерно расширительный и уравнительно-неизбирательный принцип.

Понятно, что в среде российских соотечественников, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, данное заявление Владимира Путина вызвало радостный подъем настроения, но все же не стоит впадать в чрезмерный восторг, т.к. еще далеко не ясно, касается ли данное предложение лишь тех соотечественников, которые будут участвовать в программе переселения в Российскую Федерацию, или оно будет распространяться также и на тех на российских соотечественников, которые не будут покидать страны своего нынешнего проживания. Это во-первых.

А во-вторых, крайне смущает то обстоятельство, что в Российской Федерации на официальном уровне вообще не ставится вопрос о включении в правовое определение «российских соотечественников» такого понятия, как русский народ. А ведь русский вопрос надо решать и решать исторически справедливо, хотя бы потому, что без этого нынешняя Россия будет для миллионов русских людей не милой Отчизной (как это было всегда), а своекорыстной мачехой, которая движима лишь заботой об экономической выгоде и желанием понравиться «партнерам по мировому сообществу».

В случае, если провозглашённый подход возобладает, то современная Россия получит перспективу превращения из Великороссии, т.е. стержня Русского и Славянского миров, в некое вначале славяно-мусульманское, а затем исламско-славянское образование с полной утратой русского национального лица. Собственно, это будет уже не Россия, а нечто среднее между безнациональными США с их пресловутым «плавильным котлом» и интернационалистским СССР, где любое проявление русского национального сознания объявлялось «великодержавным шовинизмом» и, по сути, находилось вне закона.

И это не какое-то преувеличение. Ведь можно не сомневаться, что в числе первых широко раскрытыми воротами в Российскую Федерацию воспользуются не остатки русского населения в бывших советских среднеазиатских союзных республиках (ныне суверенных государствах), а многомиллионные толпы неславян, которые уже сейчас в качестве полузаконных (а то и нелегальных) «гостевых рабочих» доставляют немало неприятностей и неудобств как рядовым гражданам России, так и ее властям.

А что будет, когда все эти «гостевые рабочие» и их многочисленные родственники на совершенно законном основании получат российское гражданство? Ведь все они поголовно бывшие граждане СССР или их прямые потомки, и поэтому на них будет в полной мере распространяться предлагаемое упрощение в порядке получения гражданства Российской Федерации.

И если в начале 90-х годов прошлого века, сразу после развала СССР, имевший место подобный подход был хоть как-то оправдан, т.к. в те времена жители Средней Азии, как собственно и россияне, по своему мироощущению и самосознанию в значительной мере еще оставались советскими людьми. Но с той поры минуло уже больше 20 лет и в среднеазиатских суверенных государствах выросло целое поколение, воспитанное в неприязни к России и в полном незнании русской культуры, и вряд ли Российская Федерация нуждается в новоявленных гражданах подобного рода.

Действующее российское законодательство в области гражданства и соотечественников еще далеко от совершенства и несомненно ему необходимы изменения, однако они должны содействовать укреплению России и Русского мира, служить интересам русского и других коренных народов Российской Федерации, а не создавать условия для заселения страны чуждыми в культурно-цивилизационном отношении этносами.

Согласно переписи населения 2010 года русские (великороссы) составляют 80,9 процента (111,02 млн. чел.) населения Российской Федерации, а если к этому добавить 1 миллион 930 тысяч малороссов-украинцев (1,41 процент) и 520 тысяч белорусов (0,38 процента), то получается, что в современной России проживает без малого 113 с половиной миллиона русских (восточных) славян, составляющих почти 82,7 процента ее населения.

Исходя из приведенных данных следует, что русские (великороссы) не только являются государствообразующим народом Российской Федерации, но и за пределами нынешней России являются ядром многомиллионного сообщества именуемого российскими соотечественниками. Причем необходимо особо подчеркнуть, что понятия русский и русскоязычный (русско-культурный) не являются тождественными. Русский – это конкретная восточнославянская национальность.

В советское время возможность называться русскими была оставлена только за великороссами, белорусская же и малорусская ветви русского народа были принудительным образом лишены этого естественного для них права.

И нужно, наконец, официально признать, что в XX столетии русский народ претерпел два (после революции 1917 года и в 1991 году) противоестественных раздела, тяжелейшие последствия которых нынешней российской политической элите вначале нужно хотя бы осознать, т.к. без этого невозможна эффективная национальная и миграционная политика как внутри Российской Федерации, так и в отношении стран СНГ.

Сейчас, спустя два десятилетия после того, как «ленинская национальная политика» осталась в прошлом, пришло время самым серьезным образом поставить вопрос о восстановлении национально-культурного (цивилизационного) единства русского (восточнославянского) этноса.

Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан Святейшим Патриархом Кириллом во время его пастырского визита в Республику Беларусь осенью 2009 года, в ходе которого он ясно объяснил белорусским высокопоставленным чиновникам, что на Белой Руси он не в гостях, а дома, так же, как в России и на Украине, т.к. он является духовным отцом всей Земли Русской, а не только Российской Федерации.

Однако Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, похоже, сделал вид, что не заметил этого судьбоносного посыла своего Патриарха. В любом случае из уст белорусских православных иерархов слова Русь и Русская Земля не звучат. Более того, они предпочитают именовать свою паству чадами исключительно Белорусской православной церкви (БПЦ, второе название Белорусского Экзархата). И это несмотря на то, что Русская Православная Церковь, в состав которой входит БПЦ, является общерусским институтом.

Конечно в «русском вопросе» есть и положительные сдвиги. Так, за последние годы из забвения вернулось такое понятие как Русский мир, которое все чаще используют общественные деятели и политики, причем не только в России. В то же время космополитически, а по сути антирусски настроенные деятели пытаются выхолостить смысл этого важнейшего понятия и свести его к некоему международному сообществу людей, всего лишь в какой-то степени владеющих русским языком.

Подобный подход является не только антиисторическим, но и антинациональным, т.к. отрицает определяющую роль русского народа в созидании русской цивилизации. В связи с этим крайне необходимым является принятие правового акта, дающего четкие и ясные определения таким основополагающим понятиям как Русский мир и Русский народ.

При этом наиболее ёмкими представляются следующие определения:
Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирная общность людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк.
Основой Русского мира является триединый Русский народ (великороссы, малороссы, белорусы). При этом к русской цивилизации, несомненно, относятся и другие исторически дружественные Руси-России народы.

И еще одним базовым понятием Русского мира выступает Русская земля как культурно-историческая область традиционного распространения русской культуры, охватывающая современные Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Украину и Северный Казахстан.

Причем важно подчеркнуть, что Русский мир и Русская Земля являются понятиями цивилизационными, а не политико-государственными, и ни коим образом не затрагивают суверенитет существующих государств.

Все это вещи вполне очевидные. Но современным российскому, белорусскому и украинскому (это отдельный и непростой разговор) обществам еще предстоит это осознать. А для этого необходимо придать упомянутым понятиям определенный юридический статус. И должным шагом в этом направлении могло бы стать проведение на уровне Парламентского собрания Белоруссии и России соответствующих парламентских слушаний.

Возвращаясь же к теме упрощения процедуры получения российского гражданства, то оно должно все-таки касаться не всех без разбора бывших граждан СССР и их потомков, а иметь вполне конкретную избирательность. Согласно последней, право приобретения паспорта гражданина Российской Федерации по упрощенной схеме помимо великороссов и представителей других коренных народов России должны иметь белорусы, малороссы (украинцы) и русины, относящие себя к русскому народу, о чем они должны заявлять в письменной форме.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie