РПЦ в Казахстане: проблемы внутренней миссии
и некоторые моменты информационного сопровождения
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» Фёдор Тютчев Полемические заметки Очевидно, что Русская Православная Церковь в Казахстане до недавнего времени пребывала в религиозной и социальной апатии. Жизнь местных епархий ограничивалась сугубо церковной оградой, не делая даже робких попыток выйти из неё в мир, оставаясь, в каком-то смысле, «вещью в себе». Основная масса русского населения довольствовалась тем, что имела возможность изредка видеть по «Хабару» казахстанское священноначалие во время официальных приёмов. Иллюстрацией такого положения дел могут служить слова одного православного иерея, к примеру, так объяснявшего неучастие местного священства в социально-культурной жизни городской русской общины: «Если, кто хочет услышать Слово Божье, пусть сам в церковь приходит. А то, что происходит за территорией прихода, меня мало волнует. У вас свои суетные, мирские заботы, а у нас свои». Вот такие непересекающиеся параллельные… Скажете, преувеличиваю. Если и да, то совсем немного. Подавляющее большинство так называемого русскоязычного населения практически не осведомлено о событиях православной жизни в Казахстане. Да и откуда им знать, если православная коммуникационная среда в республике, печатные и электронные СМИ – в отличие от России, с её мощными православными информационными ресурсами - находятся в зачаточном состоянии. К сожалению, я лично казахстанских православных газет и журналов в глаза не видел. Наверное, они есть, но их крайне мало. По рукам, в основном, ходят российские журналы, единицами просачивающиеся через границу и которыми прихожане между собой обмениваются. Да ещё изредка попадаются приходские газеты. Но газетами их в традиционном смысле назвать трудно, поскольку, чаще всего, они напоминают «святцы», отпечатанные на серой газетной бумаге. С православными интернет-ресурсами положение не менее удручающее. Достаточно бегло пробежаться по казахстанскому сегменту интернета, чтобы увидеть всего лишь около десятка православных сайтов-«церковных календарей», с крайне низкой посещаемостью, - таких, о которых юзеры говорят «мёртвые». Подчёркиваю, я говорю только об общей картине, где, разумеется, могут быть и какие-то приятные исключения. Между тем, русские казахстанцы как исторические носители православной религиозности более всего нуждаются в пастырском внимании и духовной опеке, подразумевающей религиозное просветительство и возврат к матричным культурным и духовным ценностям. Тем более что в постсоветском русском обществе Казахстана - выхолощенном до предела в национальном и религиозном отношении - ощущается мощная потребность в заполнении духовного вакуума. Поэтому люди готовы услышать и откликнуться на Слово. Было бы только кому произнести его и …быть услышанным. «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…», - пел Владимир Высоцкий. Хочу заметить, что русские здесь, в Казахстане (и других азиатских республиках), живут в том самом ином «климате» - в ином этнокультурном окружении, в исламизирующейся день ото дня стране - и к тому же подвергаясь всем «прелестям» перманентных революций и дикого рынка. Как говорит православный миссионер Александр Тенгиз: «...мы видим, как разрушительно действуют соблазны и пороки рыночного общества на души русских людей, оказавшихся вне исторического Отечества и лишённых нравственно-религиозной доминанты. Их мировоззренчески необлагороженное сознание элементарно не может отличить добро от зла. Наши русские оказываются не только духовно беззащитными, но и размываются в национально-культурном отношении». И с его словами нельзя не согласиться. При такой «оборонительной» позиции Церкви «этнически» православные люди, становятся ваххабитами (такие факты известны в Казахстане), но что хуже всего - массами пополняют ряды адептов деструктивных культов, многочисленных христианских «церквей» и сект. Позволю себе привести некоторые цифры, не дающие оснований для благодушия с точки зрении статусности и успешности внутренней миссии РПЦ в Казахстане. К примеру, в республике на 5 млн. русско-славянского населения приходится 270 православных храмов, 240 приходов плюс совсем недавно открытая православная Духовная семинария. В тоже время на 300-350 тыс. католиков приходится 40 католических храмов, 200 часовен и молитвенных домов, 250 приходов, 90 католических общин и 160 групп посещения. Замечу, что у католиков Высшая духовная семинария функционирует с 1998 года. А протестанты-западники вообще бьют все рекорды: на сегодня в республике насчитывается 1000 протестантских общин и 500 «церквей». И это не считая, к примеру, баптистов, которые предпочитают не регистрироваться. Понято, что о положении мусульман в Казахстане – стране, официально позиционирующей себя как часть исламского мира, здесь нет смысла говорить. Но сектанты и у них паству оттягивают, что заставляет и мусульман, и православных выступать единым фронтом против западных проповедников. Радует то, что с приходом на казахстанскую кафедру Владыки Александра в церковной жизни республики отчётливо проявилась положительная динамика. Повеяло свежим ветерком, обнаружились видимые признаки преодоления состояния апатии и застоя. Официальные казахстанские православные сайты чуть ожили. Во всяком случае, стали регулярно обновляться, появились некоторые признаки прямой и обратной связи. Но пока их аудитория, скажем прямо, ничтожна. Но, как мне думается, при правильной и системной работе это дело вполне поправимо. Причём, всё это можно сделать в достаточно короткие сроки. Была бы, говорится, воля, а главное - «закваска». Основная задача, включить в православную полемику всех «отпадших» и основную русско-славянскую массу, индифферентную в религиозном плане. А для этого следует устранить примитивную ортодоксию и всякую казёнщину в проповеди православия, преодолеть синдром церковной периферийности и тихий «саботаж» консервативного приходского священства. Не секрет, что достаточно большое число батюшек на приходах имеют российское гражданство, а потому своё пребывание в Казахстане считают временным. Отсюда на приходах проистекает работа «по инструкции» и пресловутое немецкое – ККК (кирхе, кюхе, киндер), где в принципе нет места миссионерской деятельности. Есть «реестровые» прихожане – и этого достаточно, чтобы не утруждать себя увеличением паствы. Большая часть наших отцов абсолютно не осведомлена о текущей деятельности Московской Патриархии, не говоря уже о событиях православной жизни в Казахстане. Также мало здешнее священство знает о политической и социально-экономической жизни в Казахстане и России. Традиционалистски настроенные и, порой, функционально неграмотные, они отвергают интернет, сайты и современные средства массовой коммуникации и находятся в состоянии скрытой фронды по отношению к Патриарху и Московской Патриархии. К слову сказать, данное обстоятельство приводит к тому, что на казахстанских приходах появляются «диомидовцы» и др. сектанты, оппонирующие церковной политике МП РПЦ. Есть прихожане, которые с молчаливого одобрения священников, отвергающих «кодирование» (ИНН), отказываются получать документы, переходя тем самым в категорию асоциальных элементов. Очевидно, что просветительская (катехизаторская) и информационная деятельность РПЦ в Казахстане должна искать новые информационные площадки и выходы на максимально широкую русскую аудиторию. Замыкаясь в рамках собственных официальных церковных ресурсов (сайтов) успеха не достичь. Официальных сайтов раз, два и обчёлся, приходских вообще нет. А их надо срочно создавать, формируя православное сетевое пространство, обеспечивающее живую связь церкви и русского социума. Этим необходимо последовательно и системно заниматься, но процесс этот требует времени и преодоления сопротивления приходского и епархиального священноначалия. К слову, мой приятель такую попытку предпринял. Предложил поставить на приход бесплатную компьютерную технику, готовый сайт (дизайн, хостинг) и техническую помощь. Берите, наполняйте, управляйте. Ответ настоятеля был таков: мы подумаем. Вот уже почти год, как думают. Навскидку, не хватает авторов, грамотно пишущих на православную тематику и способных связать казахстанскую специфику «русского социума» с религиозным дискурсом. Следует вытащить наших пастырей в сферу публичного и виртуального пространства. Туда, где сейчас пролегает «линия фронта» и где находится масса потерянной русской молодёжи, утратившей традиционные мировоззренческие ценности и погрязшей в индивидуализме и потребительстве. Иначе Церковь и казахстанский Русский мир никогда не пересекутся. Повторюсь, в казахстанском сегменте интернета голос православной Церкви практически не слышен, и эту ситуацию надо срочно менять. Следует переводить православную проповедь (и сопутствующую с ней полемику) на общеказахстанский уровень, и прежде всего, адресовать её православным по рождению - этническим русским и славянам. Между тем, под боком есть уже готовые «русские площадки»: это, к примеру, известный в Казахстане и за его пределами сайт «Русские в Казахстане» http://www.russianskz.info/ , позиционирующий себя как православный и пророссийский. По рейтингам он превосходит целый ряд популярных российских и казахстанских интернет-ресурсов. Думается, ничто не мешает использовать его для большего охвата и расширения православной аудитории. Есть также ассоциированный с вышеназванным сайтом форум «Мы – русские» http://we-russians.net/ где, в частности, развиваются ожесточённые дискуссионные баталии за умы и души русского населения. Но наших «ортодоксов» там, увы, нет. А ведь именно здесь должны быть свои «дьяконы Кураевы», умеющие вести аргументированную, жёсткую полемику и способные бороться с воинствующим атеизмом, язычеством, сектанством и пр. ересями, активно внедряющимися недругами России и Церкви. Есть крайняя нужда в православных высокопрофессиональных медийных технологах, журналистах, катехизаторах, интеллектуалах, способных работать в современной информационной среде. Казахстанской Митрополии необходимо использовать все возможности для расширения своего влияния и православной проповеди. И такие интеллектуальные, человеческие и материальные ресурсы, думается, есть. Надо только консервативной части здешнего православного клира не довольствоваться приданым «бабушкиных сундуков». Тем более что это «приданое» (количество «реестровых» прихожан) по здешним городам и весям очень и очень скромное . На мой взгляд, только тактика деятельного, если хотите, эволюционно-наступательного продвижения способна укрепить и расширить позиции РПЦ в Казахстане. Иначе может случиться так, что храм как бы есть, вот он - красивый и большой, но …пустой, поскольку не слышно колокольного звона и нет вокруг него тропинок, протоптанных человеческими ногами. На фото: Казахстан. Панихида по заключённым Карлага