Русская Австралия
или наши в "Кенгурляндии"
У большинства нынешних россиян Австралия ассоциируется с кенгуру, забавными "плюшевыми медвежатами" коалами, страусами эму, попугаями какаду и прочей живностью, а также роскошными пляжами и коралловыми рифами, рекламируемыми туристическими фирмами. Словом, далекая южная экзотическая страна-сказка.И мало кто задумывается, чем и как живут населяющие Австралию люди, что их волнует, радует или огорчает в повседневной жизни. Такова уж натура человеческая: как говорится, своих забот хватает. А между тем, там тоже проживает немало наших соотечественников, попавших на австралийскую землю в разное время и при разных обстоятельствах. И что особенно отрадно, очень многие из них стараются не терять связей с исторической родиной, хотят быть в курсе всего там происходящего, стремятся сохранить свои традиции, язык и духовную связь с Отечеством.
По мнению большинства историков, первые россияне появились в Австралии в первой половине 19 века. Это были военные моряки – участники знаменитой экспедиции шлюпов "Восток" и "Мирный" под руководством М.Лазарева и Ф.Беллинсгаузена в 1818-1821 гг., в ходе которой была открыта Антарктида. Правда есть историки утверждающие, что первые россияне могли появиться на австралийском континенте уже в конце 18 века в числе ссыльных каторжников из Англии, но эта тема требует дополнительных исследований.
Между тем, корабли российского военного флота стали частыми гостями на берегах Новой Голландии, а затем Нового Южного Уэльса, как тогда называлась Австралия. Эти появления были настолько частыми, что англичане на протяжении всего XIX века всерьез опасались возможной российской колонизации континента. Именно в этот период для отражения "возможного нападения российского флота" в портах Мельбурна, Сиднея и даже Окленда на Новой Зеландии были возведены мощные береговые укрепления. Пик антироссийской истерии совпал с визитом в Австралию в 1882 г. трех русских военных судов – "Африки", "Вестника" и "Платона". В газетах сообщалось о "неминуемом" нападении русских на Мельбурн, что привело даже к мобилизации всех местных военных сил. Но вскоре выяснилась, что газетная паника была абсолютно беспочвенна. Один из последних кораблей российского императорского флота, посетивших Австралию в 19 веке, паровой корвет "Рында" с великим князем Алексеем Александровичем на борту получил уже весьма теплый и дружественный прием.
Первые переселенцы из России появились в Австралии вслед за моряками уже в первой половине 19 столетия. Тогда еще не было массовой эмиграции, но уже существовало несколько проектов создания русских колоний в Австралии. Так что, страхи англичан были не совсем беспочвенны. Правда, поддержки официальных российских властей эти планы так никогда и не получили. Из русских, посещавших Австралию в конце 19 века, наиболее выдающейся личностью был знаменитый путешественник и этнограф Н. Миклухо-Маклай. Проведя там в общей сложности более пяти лет, он предпринял несколько попыток организовать русские колонии в Новой Гвинее и Австралии, но все его старания оказались тщетными.
Всю русскую (русскоязычную) иммиграцию в Австралию в 19-20 веках можно условно разделить на пять основных волн.
Первую волну в конце 19 – начале 20 веков составляли преимущественно иммигранты-евреи из украинских и прибалтийских областей Российской империи. Заметной фигурой среди иммигрантов первой волны, был некий Сидней Майер, основавший в Мельбурне крупный торговый дом – "Майер Эмпориум". Примечательно, что Майер не забывал о своих российских корнях, и любой человек из России (не только еврей), приезжавший в Мельбурн, неизменно мог рассчитывать на его помощь.
Вторую волну эмиграции из России, особенно после 1905 г. составляли революционеры-борцы с царским режимом, в основном бежавшие из сибирской ссылки или сахалинской каторги. Одним из них был, например, видный большевик Ф.Сергеев (партийная кличка Артем), внесший заметный вклад в пропаганду идей марксизма на австралийском континенте в 1911-1917 гг. С началом первой мировой войны в Австралию стали прибывать также россияне, спасавшиеся от воинской повинности. В то же время, выходцы из России приняли участие в военных действиях в Европе и на Ближнем Востоке в составе австралийских войск.
Третья волна русской эмиграции связана с разгромом белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке и утверждением коммунистической власти в России. Непрерывный поток российских иммигрантов тянулся в Австралию с 1920 по 1939 гг. Он усилился после того, как в 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, а в 1935 г. Советский Союз продал японцам Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Большинство послереволюционных русских эмигрантов приехали в Австралию из Китая, куда они бежали ранее из России от большевистского режима.
После второй мировой войны пошла четвертая волна русских переселенцев в Австралию, которая шла двумя потоками. Первый явился продолжением прежней эмиграции русских с Дальнего Востока и из Китая, охваченного гражданской войной. Их перевозили на Филиппины, а оттуда расселяли в США, Бразилию и другие страны. Часть этих людей попала в Австралию. Второй поток пришел из Европы и состоял из перемещенных лиц и советских военнопленных, оставшихся после окончания войны в Германии и других странах Европы. Трудно точно установить, сколько людей было в этой волне, так как многие, боясь насильственной репатриации, выдавали себя за поляков.
И, наконец, последний поток иммигрантов из России, хотя и не такой мощный, как прежние, пошел в Австралию после распада Советского Союза в 1991 г.
Приспособление наших соотечественников к новой жизни в Австралии всегда шло непросто. В 20-х годах 20 века, когда поток русских в Австралию увеличился, промышленность страны была еще в зачаточном состоянии и приезжим было практически невозможно найти работу. Это усугублялось незнанием английского языка. Многие россияне селились в штате Квинсленд, где можно было хоть что-то заработать на рубке сахарного тростника.
Мировой экономический кризис начала 30-х гг. не миновал и Австралию, в результате тысячи австралийцев оказались без работы, а положение русских еще больше ухудшилось. Русским иммигрантам было особенно трудно преодолеть барьер между различными культурами и образом жизни. Неуверенность в своем будущем, отчужденность, желание замкнуться в собственном мирке соотечественников было особенно характерно для русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Общинной изоляции, так называемому "Русскому дому", способствовала и политика властей, нацеленная на скорейшую ассимиляцию иммигрантов. Для противодействия этому россияне создавали собственные структуры самоуправления, открывали школы, укрепляли свои духовные и религиозные устои.
Первая русская православная церковь появилась в 30-х гг. прошлого века в Квинсленде, где осело большинство иммигрантов из России. Сохранение традиций, обычаев, помощь безработным, создание русских школ были первоочередными задачами православной церкви. Значительную помощь в создании храма в Сиднее оказал великий русский художник И.Репин. Он купил вблизи Сиднея участок и коттедж, который предназначался для временных богослужений. Храм святого Владимира в Сиднее функционирует и поныне.
В Австралию часто приезжали русские артисты и музыканты. В 1913 г. здесь состоялись гастроли Российского императорского балета. Развитию балетного искусства в Австралии дал толчок приезд в 1926 г. великой русской балерины Анны Павловой. В том же году здесь гастролировал Федор Шаляпин. Русские переселенцы внесли немалый вклад в развитие австралийской культуры. Среди них можно назвать пианистов А. Свержицкиого и Ф.Шовка, художника - бывшего казачьего сотника Д.Васильева, основательницу отделения русского языка и литературы в Мельбурнском университете Нину Кристесен и др. Наши соотечественники способствовали и развитию австралийского спорта. Например, сейчас один из наиболее популярных и известных австралийских спортсменов – боксер Костя Цзю, бывший шестикратный чемпион России и трехкратный европейский чемпион.
Сегодня в Австралии насчитывается около 30 тысяч выходцев из России и СССР, и "русская" община, куда входят не только этнические русские, но и украинцы, белорусы, представители других национальностей, занимает весьма прочное место в жизни страны. Значительные русскоязычные общины проживают ныне в Канберре, Сиднее, Мельбурне, Аделаиде и ряде других городов. Приезжают россияне на постоянное жительство в Австралию по разным причинам: кто хочет заняться здесь бизнесом, кто-то в надежде найти высокооплачиваемую работу или по приглашению уже устроившихся родственников. Есть и актеры, художники, модели, "русские невесты" и даже представители криминального мира. В общем, все как везде.
В Интернете можно найти не менее десятка сайтов "Русской Австралии". Некоторые русские австралийцы открыли персональные сайты, как например, бывший московский врач Леонид Мадорский – хозяин оригинального сайта "Кенгурляндия", где можно найти разнообразную информацию об Австралии и живущих там русских, советы для вновь прибывших. В Сиднее существует даже русское радиовещание. Представители русской общины издают книги и альманахи на русском языке, проводят свои съезды, семинары, конференции и даже устраивают общеавстралийские фестивали русских поэтов. Что ж, если и в далекой Австралии наши соотечественники не забывают своих корней, значит и Россия будет крепче стоят на ногах в нашем непростом мире. Пусть же живет и продолжается "Русская Австралия".