logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Александра Турчанинова

«Русская» партия Латвии, или

История одного предательства

В Латвии вновь избранное правительство только-только договорилось о составе коалиции. Сама коалиция сформирована, но ситуация настолько зыбкая, что перемены возможны после утверждения бюджета, ведь из партии имени бывшего президента (Партия реформ Затлерса) уже сбежало шесть человек в независимые депутаты. И всё же чёткий рисунок национальной коалиции из партий «Единство», Партии реформ Затлерса и неонацистов из «Всё – Латвии/ТБ/ДННЛ» был предсказуем ещё в ночь выборов. Все три партии исповедуют ценности латышской Латвии и ратуют за ассимиляцию русских.

…История эта началась 28 мая, когда уходящий президент Валдис Затлерс, кстати, хирург по профессии, решил отомстить тем, кто его не переизбрал, и своим указом распустил действующий парламент. Отрезал больной орган, так сказать. Латвия – страна демократическая, и в июле прошёл референдум, на котором 95 процентов пришедших на участки проголосовали за роспуск парламента, подтвердив тем самым указ президента. И в этот же день прошел съезд партии, созданной экс-президентом.

На предвыборную кампанию партиям был дан всего месяц. Латышские партии, как и обещали политологи, перессорились, словно пауки в банке, и переговоры о предвыборной коалиции заволокитились. А вот на поле русских партий произошли существенные перестановки. Партия «ЗаПЧЕЛ», традиционно отстаивающая права русских Латвии, рискнула пойти на выборы после прошлогоднего провала, но результат её не только не улучшился, а оказался близок к нулю. Такого не ждал никто, ведь поговаривали, что в этот парламент «пчёлы» уж наверняка пройдут.

Что касается объединения «Центр Согласия», то оно с грамотным партийным строительством и продуманной избирательной кампанией не могло не привлечь людей. В то время как «ЗаПЧЕЛ» честно объявила, что будет жёсткой оппозицией, Янис Урбанович, руководитель фракции «ЦС» в парламенте, на пару с Нилсом Ушаковсом, мэром Риги от «ЦС», досрочно примеряли корону премьера. И у людей вновь сработала логика – «центристы» сильные, они готовы войти во власть! Так объединение «ЦС» выиграло эти выборы. Причём выиграло благодаря русским голосам, так как традиционно в Латвии существует этническое партийное строительство. Как любит повторять социолог Айгарс Фрейманис, электорат – это пруд с рыбками, перегороженный сеткой. Если развить его мысль, то в сетке может образоваться маленькая прореха, и одна-две рыбки переплывут на другую сторону из латышской запруды в русскую и наоборот. В итоге порядка 30 депутатских мандатов ушли на откуп «ЦС», раньше же эти голоса распределялись между ним и «ЗаПЧЕЛ».

Вернёмся к тому, что «ЦС» обещал своему избирателю войти во власть. Войти через коалицию с другими партиями. Правда, цена у такого вхождения вполне определенная – признание советской оккупации. В прошлом году именно это условие было поставлено объединению, но тогда лидеры «ЦС» постеснялись, да и разговор был не очень основательный, ведь в тот раз выборы выиграло «Единство». На сей раз ситуация иная: «ЦС» набрало больше всех голосов. Победа была предсказуема как раз из-за разброса голосов среди латышских партий.

Незадолго до выборов Янис Урбанович предложил установить мораторий на исторические вопросы на три года. Мол, мы историю знаем, а наши оппоненты нет, потому пусть они пока выучат урок. Но «центристы» сами же от моратория и отказались. В день выборов 17 сентября русский мэр Риги Нилс Ушаковс неожиданно для всех на дипломатическом приеме признал оккупацию, причём период, который он обозначил, включил период с 1940 по 1991 г. К слову, именно с тех пор, информагентства начали логично приписывать латышскую «с» к его имени и фамилии, тогда как раньше с гордостью писали: русский мэр Риги Нил Ушаков…

Сразу же опросили ведущих депутатов от объединения «ЦС»: ни Сергей Долгополов, ни Николай Кабанов не признали оккупацию и чётко объяснили, что здесь имело место инкорпорация. Через какое-то время и депутат Европарламента, и член правления «ЦС» латыш Альфред Рубикс выразил возмущение в своём комментарии российскому федеральному еженедельнику «Российские вести», заявив, что никто никаких полномочий Ушаковсу на признание оккупации не давал. Сам Рубикс убеждён, что никакой оккупации не было.

Но Рубикс – в Брюсселе, а Долгополов – не «великий» Урбанович с короной премьера и не «любимчик народа» Ушаковс. На днях сам Урбанович едва ли не открестился от написанной им в соавторстве с российским публицистом Игорем Юргенсом и латвийским журналистом Юрисом Пайдерсом книги «Черновики будущего: Латвия 1934-1941», в которой доказывается, что оккупации не было. Теперь он поясняет, что в книге-де он имел в виду совсем другое.

Однако – что написано пером, то не вырубишь топором. Прочтем, о чем размышлял Я. Урбанович в книге «Черновики будущего: Латвия 1934–1941»: «Ульманис был вождём. Однако без согласия элиты он не мог отказаться от независимости государства. Элита в значительной мере выказала настроения народа… На июль 1940 года экономический тоталитаризм в Латвии уже достиг по сегодняшним масштабам трудно воспринимаемых, невообразимых размеров. Имеется регистрация лиц для всех незанятых работой; есть обязательная регистрация всех запасов, предусмотрены неприятные штрафы за малейшее непослушание (три месяца тюрьмы или большой денежный штраф). В принципе, экономически в большой мере сформирована тоталитарная система, поэтому переход в 1940 году от правительства Ульманиса к латвийской ССР мог произойти безболезненно и без массовых протестов. Протестовали только интеллектуалы».

Сегодня, чтобы войти во власть, Урабанович очень даже признаёт «оккупацию». Хотя, надо отдать ему должное, пока продолжает говорить, что оккупантов нет. До г-на Урабановича пытались дозвониться российские журналисты, чтобы он разъяснил эту странную формулу, но он просто перестал отвечать на телефонные звонки.

Итак, признание оккупации состоялось. Чем это грозит? В первую очередь, считает Валерий Энгель, представляющий международное правозащитное движение «Мир без нацизма», это означает признание видного «русского» политика, что линия властей Латвии по отношению к русским на протяжении последних 20 лет была верной. Эта линия по существу оправдывается тем, что «шёл процесс деоккупации». А на этом фоне массовые нарушения гражданских прав этнических русских – как бы не в счет.

Разовьём эту мысль. Если следовать логике лидеров «ЦС», то статус негражданина, или апатрида,  – совершенно нормальная вещь. Перевод русских школ на латышский язык – тоже «нужное» дело, ведь это школы, в которых учились оккупанты (50 лет, кстати, учились). Русский язык – язык оккупантов, на нём говорить немыслимо, учить его латышам не надо, даже из уважения к восточному соседу, ведь эта как раз оккупант и есть.

Идём дальше. Признание факта оккупации приведет к тому, что русские, получившие гражданство Латвии, должны будут подвергнуться повторному экзамену на лояльное отношение к этой стране, а если они будут не лояльны, то их надо лишить гражданства и выставить из страны. А как побудить их к лояльности? Прежде всего, заставить их полностью перейти на латышский язык, на русском же в лучшем случае пусть общаются дома. Надо также заставить их признать оккупацию, а если будут упорствовать – выход предлагает неонацистская партия: она уже давно хочет сделать отрицание факта оккупации уголовно наказуемым. Вот по такой логике будут выстраиваться события, если не только лидеры «Центра Согласия», но и все это «прорусское» объединение официально признает советскую власть в Латвии как оккупацию.

В Латвии русские сдают экзамен на категорию по владению
государственным языком, а признание оккупации
лишь ужесточит требования – и без того драконовские

Что в этой ситуации делать тем русским, которые в силу экономических обстоятельств пока не смогли покинуть страну? Часть неграждан может принять российское гражданство и сохранить статус постоянного места жительства в Латвии, но сразу оговорка: чтобы принять российское гражданство нужно иметь в кошельке порядка 350 долларов, которые уйдут на консульский сбор, нотариальные заверения, одним словом, на кормление бюрократической машины. То есть те пенсионеры, которые хотели бы принять гражданство РФ, вряд ли смогут это себе позволить. Что же касается молодого поколения, то и добровольная депортация, как русская молодежь нередко называет государственную программу по переселению соотечественников, тоже стоит денег. Таким образом, неимущая часть населения вряд ли сможет рассчитывать на поддержку России и будет играть по тем условиям, которые выдвинет Латвия. А неимущая часть – это пенсионеры, которые, покупая лекарства с инструкцией на латышском, не знают, как ими пользоваться. Это – ветераны Великой Отечественной войны, которые каждый год совершают подвиг, ведь в их возрасте поездка на общественном траспорте к памятнику Победы почти подвиг… Да и останется ли тот памятник в Задвинье после признания оккупации – тоже хороший вопрос, и кем будут эти несчастные ветераны, понадеявшиеся на «центристов»?..

Потому теперь рассуждать о том, войдёт ли «ЦС» в коалицию или нет, вопрос не самый важный. Это уже ничего не изменит. Ради власти «центристы» предали своего избирателя. И если они окажутся в оппозиции, то вряд ли смогут объяснить национальной коалиции, что оккупации всё же не было. Слово не воробей, а вырубать то, что написано пером и растиражировано по всему миру, топоров не наберёшься. На данном этапе у «ЦС» снова появился небольшой шанс войти в коалицию, так как только созданная коалиция уже трещит по швам, а «ЦС» даже занял позицию ушедшей с арены партии «ЗаПЧЕЛ» – вечно обиженных политиков. Но на обиженных воду возят, гласит русская пословица, а политики из «ЦС» забыли как пословицу, так и своих избирателей.

…Вспоминается, как во времена школьной революции партия «ЗаПЧЕЛ» использовала музыку рок-группы Pink Floyd, ту песню, где школьники не хотят подчиняться системе, не хотят быть фаршем в гигантской мясорубке. Слова, наложенные на музыку рок-группы, тогда были: «Русской школе быть!» В нынешней же ситуации вспоминается другой альбом Pink Floyd – «Animals». Когда группа приезжала на концерт, она непременно использовала гигантскую гелиевую свинью как символ этого альбома. «И в конце концов ты соберёшься, улетишь на юг, где спрячешь голову в песок», – поют рокеры в песне «Dogs» из этого альбома. Прислушайтесь и присмотритесь: ведь это о «Центре Согласия»…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie