logo

Хлебные крошки

Статьи

Станислав Епифанцев
Русская Православная Церковь заграницей
Вера
Казахстан и Средняя Азия
Станислав Епифанцев

Русская православная церковь и диаспора

Необходимо системное сотрудничество

Русские во все времена своего существования с берендеевых времен и по сию пору были и остаются динамичной и энергичной нацией. Само появление, расширение и утверждение Московского княжества, а затем имперской России, есть результат мужественного, пионерского характера наших предков.

О судьбах России

Однако особенностью русской экспансии была географическая привязанность к изначальной России. Все походы, завоевания происходили в привязке к «материковой России». Государство российское всегда прирастало за счет земель непосредственно примыкавших к ее границам и в этом ее основное отличие от других империй эпохи. Разумеется, у России были в истории и заморские владения. Самое известное из них это «Русская Америка» и мы все знаем, как бесславно Россия ее потеряла. Тысячелетняя Россия пережила в своей истории немало миграционных волн по причинам собственно тем же, что и другие страны мира. Войны, голод, крестьянские бунты, религиозные преследования, другие какие-то исторические коллизии. Спецификой было только то, что до начала 20 века волны миграции поглощались в основном окраинными территориями самой же России. Тем не менее, немало русских людей попадало и в другие страны, и не только сопредельные. Те же старообрядцы расселились чуть ли не по всему миру. Липоване - в Румынии, молокане - на Кавказе и даже в джунглях Южной Америки живут русские люди. Настоящий же апокалипсис с исходом россиян произошел в 20 веке. Революции в начале столетия, крушение Союза в конце и мировая война посередине века оставили за пределами России по разным оценкам от 25 до 50 млн. человек. И всегда это были человеческие трагедии. Однако до недавнего времени это мало кого волновало в России.

Надежда и опора

В сущности, можно утверждать, что в этот период только Русская Православная Церковь, в лице своей зарубежной ветви, принимала самое активное участие в жизни соотечественников за рубежом или, что вернее, она была живой неотъемлемой частью этого самого русского зарубежья. В сущности, церковь зачастую была единственным местом, где могли встречаться русские люди. И во многом, благодаря именно ей русские люди за рубежом сумели сохранить свою русскость во втором и третьем поколении. Даже утратив, порой, язык они сохраняли религию и свою принадлежность к русскому миру. Конечно, сегодня усилий одной только православной церкви недостаточно для сохранения и развития диаспоры, но, тем не менее, и сегодня и завтра русскую диаспору без православной церкви трудно представить. И, на мой взгляд, роль эта еще недостаточно оценена. На самом деле, православие, нравится это кому-то или не нравится, есть неотъемлемая часть русской цивилизации. Это следует признать, как непреложный факт, даже если ты атеист. Достаточно просто бегло взглянуть на русский язык, культуру, искусство, литературу, да и мало ли еще на что, чтобы убедиться в этом. К тому же по факту, в том же ближнем зарубежье РПЦ имеет мощнейшую и разветвленную структуру, подобную которой не имеет никто. Не говоря уже о громадном опыте работы за пределами России, которым обладает церковь. Мы прекрасно знаем, что жизнь той же еврейской диаспоры организуется вокруг и около синагоги. Там происходят деловые знакомства, решаются какие-то вопросы. И даже матримониальные проблемы нередко решаются там же.

О церкви, государстве и русском мире

На мой взгляд, в вопросе организации русского мира, по крайней мере, в ближнем зарубежье стоит прибегнуть к более тесному сотрудничеству российского официоза, РПЦ и диаспоры. Разумеется, речь не идет о политических вопросах, ни в коей мере. Но вопросы культуры, развития языка, какие-то социальные аспекты, это уж сам Бог велел.

В этом плане показателен пример Бишкекской Епархии. Именно благодаря неравнодушной позиции Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владыки Владимира все последние годы вопросам развития образования, культуры уделяется все большее внимание. Была создана православная школа имени Святого Владимира, а теперь после аудиенции у Президента Киргизии выделяется земля под строительство русской гимназии. Через его же посредство удалось получить поддержку проекта в России.

Не секрет, что в ближнем зарубежье, по крайней мере, у нас в Центральной Азии, авторитет главы местной православной церкви у руководства той или иной республики напрямую переносится и на диаспору в целом.

Плюсуя все это с той большой работой, которая в последнее время проводится правительством России, мы могли бы получить хороший результат.

Однако, к большому сожалению, такое сотрудничество пока больше исключение, чем правило. И в большей мере основывается на самодеятельном энтузиазме, нежели на системности.

А между тем у меня нет сомнения в том, что такое сотрудничество будет продуктивным не только для диаспоры, но и для РПЦ есть в этом ряд выгод, начиная с укрепления своего авторитета в русской среде, да и возможность прямого служения народу не последнее дело.

Для российского же руководства, которое в последнее время обращает первостепенное внимание и на российскую диаспору, и на Русскую Православную Церковь, представляется прекрасная возможность решить два вопроса в одном в данном случае.

Русская Православная Церковь пережила в 20 веке нелегкие времена. Нет необходимости перечислять те неисчислимые беды и страдания, которые пришлось перенести церкви и ее священнослужителям. Все она перенесла и теперь перед ней стоит задача помочь нравственному возрождению русского народа, в том числе проживающему за пределами Родины, а самой России помочь стать вновь великой и могучей по самому взыскательному счету.

А для этого, на мой взгляд, церковь и сама должна, возможно, внести коррективы в свои взаимоотношения с внешним миром. Все-таки и мы миряне и РПЦ не имеем большого опыта жизни в новом мире, в новых отношениях.

Конечно, не мне судить быть ли каким-то изменениям в деятельности РПЦ, но мне представляется логичным и очевидным, что в новые времена РПЦ может и должна сыграть великую роль в жизни страны и народа. Ведь именно этим и сильна она была во все времена.

Достаточно вспомнить великие и трагические страницы нашей истории. Вспомним хотя бы не столь давнее время - Великую Отечественную войну. В труднейшее для страны время Церковь была возрождена и призвана на служение. И таких примеров множество.

Сегодня Россия переживает не самые простые времена. В лихие девяностые, что бы там не говорилось, страна подошла к краю пропасти, потеряла огромные территории, значительную часть населения. И все-таки выстояла.

Какой Россия будет завтра? Какой будет и состоится ли диаспора? Не в последнюю очередь это будет зависеть и от того, какое место, какую позицию займет Русская Православная Церковь.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie