logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Юрий Чернов

Русская православная церковь в Баден-Бадене

Русские гости на лечении в немецком Бадене в XIX веке

С конца XVIII века между Баденом и Россией установились тесные династические связи, в чествование которых в Карлсруэ и Баден-Бадене построили русские церкви. В 1793 году русский престолонаследник Александр Павлович сочетался браком с баденской принцессой Луизой, получившей после обращения в православие имя Елизавета Алексеевна. В 1801 году императора Павла I на российском престоле сменил его сын и наследник Александр I, который правил до 1825 года. Великое герцогство Баден своим образованием обязано ходатайству русского самодержца (в 1803 году бывшее маркграфство благодаря некоторым территориальными новоприобретениям получило статус великого герцогства). По окончании Венского конгресса, подтвердившего территориальные границы русская императорская чета впервые посетила великокняжескую резиденцию в Карлсруэ, где позже было открыто русское дипломатическое представительство. Учреждение постоянной русской миссии в Карлсруэ содействовало дальнейшему упрочнению политических и экономических связей между великим герцогством Баден и Россией. Наряду с коммерсантами первыми на лечение в великое герцогство стали прибывать представители русской аристократии (в большинстве своем русские генералы с семьями). Баден-Баден быстро стал популярным курортом для знатных русских фамилий, в том числе известных писателей. Неоднократно посещали Баден в разное время автор русского национального гимна Василий Жуковский, Николай Гоголь, с 1848 года живший здесь постоянно. В 1844 году несколько недель в городе провел Лев Толстой. С 1862 по 1869 гг. постоянно проживал в Бадене Иван Тургеньев. Здесь, в "летней резиденции Европы", он написал "Дым". Позже тургеневский дом стал местом встречи "светил" европейского духовного мира: Иоганн Брамс, Франц Лист, Шуман, Джакомо Майербер, Рихард Вагнер и многие другие писатели и философы были замечены в его салоне. Среди известных русских гостей лечения города еще можно упомянуть Ивана Гончарова, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Владимира Соловьева и, конечно, Федора Достоевского. Известно, что Достоевский проиграл в Бадене, известном своими казино, все без остатка. Опыт игрока-фаталиста пригодился автору при создании его романа, который он так и назвал: "Игрок". Казино города, впрочем, заманили в свои сети не только Достоевского: дворяне, дипломаты, офицеры и купцы разных мастей не находили в себе сил преодолеть тягу к рулетке и часто покидали злополучный Баден без гроша в кармане. С середины XIX столетия тысячи русских семей "с чадами и домочадцами" проводили на западноевропейских курортах летние месяцы. Возможным это стало благодаря расширению европейской железнодорожной сети. Между 1860 и 1880 годами число отдыхающих на немецком курорте колебалось скачкообразно: если до 1860 года позволить себе отдых в Бадене могли только отдельные, очень богатые русские фамилии, то с 80-х годов их количество выросло до нескольких тысяч. Длительное пребывание вдали от родины и стало причиной появления православных храмов на немецкой земле. Не только в Германии, но и всюду в Западной Европе с середины XIX века стали возводиться русские православные храмы. В Баден-Бадене постоянно растущее число русских "гостей" также вело к необходимости открыть собственный православный храм. К этому времени в Штутгарте (с 1854 г.) и в Висбадене (с 1855 г.) уже были русские церкви. Инициатива строительства церкви в Баден-Бадене взяли в руки русский посланник в Карлсруэ князь Николай Столыпин и постоянно живущая в Баден-Бадене княгиня Елена Трубецкая. В начале 50-х годов они провели сбор средств среди отдыхающих соотечественников. Наконец, в 1859 году русский батюшка освятил маленькую домашнюю церковь в арендуемом частном доме. Иконостас был заимствован из церкви русского дипломатического представительства. С тех пор этот иконостас использовался на различных курортах в течение летних месяцев для временных церквей. Церковь оставалась в этом доме до 1866 года, затем ее перенесли на другую улицу, где она оставалась еще до 1882 года. Хотя богослужения устраивались почти исключительно в течение летних месяцев, жизнь в храме не затихала и в остальное время. После ее окончательного закрытия иконостас подарили вновь открытой православной церкви в Ницце. Идея строительства собственной русской церкви снова пришла на ум великой герцогине Марии Максимилиановне, урожденной княгине Романовской-Лейхтенберг, в 1880 году. Княгиня Мария Максимиллиановна, внучка царя Николая I, сочеталась браком в 1863 году с баденским принцем Вильгельмом. Вскоре после их бракосочетания пара посетила Баден-Баден и русскую церковь. Вероятно, этот визит и заставил местный муниципалитет задуматься о строительстве русской церкви. План строительства составил архитектор Иван Штром, профессор Санкт-Петербургской академии искусств. Торжественная закладка произошла 12 августа, вскоре после собственного праздника "озарения господня". В закладке приняли участие несколько членов семьи русского императорского дома, в том числе великая княгиня Ольга Федоровна, сестра принца Вильгельма, обвенчанная в 1857 году с великим князем Михаилом Николаевичем, братом царя Александра II. Кроме того, в церемонии приняли участие великие князья Георг и Александр Михайловичи и великие герцоги Мекленбурга-Шверина. Жители Бадена построили русскую церковь в простом северорусском стиле. Византийский план, греческий крест. Незатейливый внешний фасад только в области крыши открывает некое архитектурное определение, все в здании устремлено вверх к позолоченному византийскому куполу с традиционным православным крестом, венчающим всю конструкцию. Под помещением алтаря находятся могилы с саркофагами принцессы Мария Максимилиановны и княгини Татьяны Гагариной, которые покровительствовали церкви и общине в течение многих лет. После начала первой мировой войны церковь закрылась. Позолоченную медь куполов конфисковали и расплавили. Временно купол покрыли листовым железом и покрасили в синий цвет. Этот синий купол сохранялся до 1988 года, поскольку у местной небольшой общины просто не было денег на необходимые ремонтные работы. Только с середины 80-х годов начались активные реставрационные работы. Вплоть до 1000-летия крещения Руси (отмечался в 1988 году) здание церкви привели в ее первоначальное состояние: основательно отчистили фасад из песчаника, отремонтировали крышу, наконец, вновь водворили византийский позолоченный медный купол. До начала первой мировой войны богослужения в церкви Баден-Бадена проходили регулярно. Церковь постоянно посещали живущие в городе русские и курортники. В 1899 году церковь посетила императорская чета, Николай II с Александрой Федоровной. По окончании гражданской войны в Баден-Бадене время от времени проживали до 500 русских эмигрантов. В этот период вновь встал вопрос о возобновлении богослужений в церкви. В январе 1921 года церковный союз вступил в контакт со священником Михаилом Штефирцой, который жил в русском военном лагере для пленных около Коттбуса. Штефирца прибыл в марте того же года в Баден-Баден и сразу возобновил богослужения. Отец Михаил проявлял заботу об общине до самой своей смерти в 1979 году. Таким образом, в отличие от других православных церквей в Германии церковная жизнь в Баден-Бадене никогда не прерывалась. Община изначально насчитывала около 100 человек, в том числе такие известные фамилии, как Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, актриса Ольга Чехова, князь Илларион Васильчиков, княгиня Марина Гагарина, князь Константин Шаховской и многие другие. Община, однако, быстро "таяла": инфляция и экономический кризис предопределяли эмиграцию в относительно благополучные Францию и Бельгию, где были еще рабочие места в угольной промышленности и черной металлургии. Таким образом, лишь немного семей остались в Баден-Бадене. По разным оценкам около 50 человек. После второй мировой войны ситуация коренным образом изменилась благодаря почти 20000 эмигрантам из Советского Союза.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie